Внеурочное мероприятие «Юный эрудит» для учащихся 5-6 классов

3
0
Материал опубликован 31 January 2021 в группе

Внеурочное мероприятие «Юный эрудит» (исторический QUIZ)

Для учащихся 5-6 классов


Направление внеурочной деятельноституристско - краеведческое.

Цель– закрепление у обучающихся представлений о музее как хранилище культурных ценностей и навыков музееведческой деятельности.

Задачи:

Закрепление представлений об основах музееведческой деятельности;

Приобщение учащихся к культурным традициям своей Родины;

Умение активно и плодотворно работать в коллективе.

Формы работы учащихся:групповая

УМК:

ПК, проектор

Презентация по теме занятия «Юный музеевед»

Экспонаты музея и муляжи (предметы быта)

Наградные медали

Планируемые результаты

Предметные:

Погружение детей в исследование музееведческой деятельности через игровую деятельность.

Метапредметные:

Размышление о многообразии музееведческой деятельности;

Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к данной теме;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, взаимопомощь и т.д.), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.


Ход занятия


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир музеев и проверим, насколько хорошо вы усвоили изучаемый материал. Для начала нам нужно разделиться на 3 команды по 5 человек.


Станция 1 «Что мы уже знаем о музеях?» (за правильный ответ 1 балл)

Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.

- Что такое музей? (Ответ:Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитиеприроды и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.)

- Для чего нужны музеи? (обучающиеся отвечают).

Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.

- Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)

- Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

(Варианты ответов.Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.).

- Назовите самые крупные музеи мира и нашей страны.

( Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия))


Станция 2. Школьные музеи (за правильный ответ 1 балл)

Второй вопрос, который мы рассмотрим сегодня – это школьные музеи. Они выделяются в отдельную группу.

- Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?

(Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные. Здесь так же хранятся подлинные материалы, собранные в экспозиции. Музей занимает отдельное помещение с необходимым оборудованием. Все, что собрано в музее называется «Музейными экспонатами».)

- Что такое музейный экспонат? Любой ли найденный предмет может являться музейным экспонатом?

(Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ.Но это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.)


Станция 3. Творческая работа и исследовательская работа (за каждый верный пункт описания 1 балл)

Учитель. Мы с вами переходим к следующему вопросу.

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь и, в первую очередь, его изучение. Чтобы понять, как это делается, давайте выполним небольшую творческую работу

Перед вами два музейных экспоната с одним предназначением. Это «рубель» и «скалка».

 

На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся «вальком», «качалкой» или просто «скалкой» и рифленой доски, имевшей множество названий – «рубель», «ребрак», «пральник».

Рубель - это деревянная доска с поперечными желобками, а скалка - это просто палка. Бельё, одежду или ткань накручивали на скалку, держа одной рукой, а сверху другой рукой катали рубель. Бельё разглаживалось, и называлось это «катать бельё».

 



 



В музее нужно не только знать историю предмета, но и уметь давать его описание. Описание или атрибуция проводится по плану (планы у каждой команды перед глазами на распечатках).


3.1.Описание предмета

1.Название предмета – рубель, (ребрак, пральник).

2.Назначение –Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья.

3.Время созданияи место бытования, связь с краем – Был создан еще в период Древней Руси. Применялся повсеместно на Руси в том числе и у нас на Белгородчине.

4. Материал– древесина.

5. Техника изготовления – ручная работа.

6. Легенда: кому принадлежала, каким образом попала в музей, подарена или на временное хранение – передан в школьный музей родственниками одного из обучающихся ребят, жительницы Большеулуйского района.

7. Авторская принадлежность– неизвестный мастер.

А теперь самостоятельно опишите скалку. (Разбор описания)


Станция 4. Экспозиционная работа (за оформление и презентацию максимум 5 баллов)

Перед вами на столе лежат следующие предметы: фотография участника Великой Отечественной войны, пластинка проигрывателя, рушник, ножницы для стрижки овец, монета 1825 года, статуэтка.

Выберите любой из предметов и оформите небольшую экспозицию, посвященную истории этого предмета. Все необходимое для работы, вы найдете у себя на столах.


Станция 5. Эрудит (за каждый верный ответ 1 балл)

Мы переходим к следующему этапу нашего занятия – исследовательскому.

- Как вы думаете, откуда нам известно о героях труда и Великой Отечественной войны, сражениях и многих других фактах?

Одним из направлений работы школьного музея является поисково-исследовательская работа.

- Что же такое исследование?

(Исследование - это поиск истины, познание неизвестного.)

Как проводится поисково-исследовательская деятельность? Перечислите основные её этапы.

Примерный ответ учащихся:

выбор темы;

определить актуальность и гипотезу, над которыми будем работать;

определить цель и задачи;

сбор материалов;

основная часть работы (оформление);

выводы о проделанной работе).


Подведение итогов, награждение победителей и участников.

Вы находитесь на самой первой ступени приобщения к научным исследованиям.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Сохранением прошлого и занимаются музеи, в том числе и наш школьный.

Этими строками мы заканчиваем наше занятие. Спасибо всем за участие.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.