Внеурочное мероприятие «Юный эрудит» для учащихся 5-6 классов
Внеурочное мероприятие «Юный эрудит» (исторический QUIZ)
Для учащихся 5-6 классов
Направление внеурочной деятельности: туристско - краеведческое.
Цель– закрепление у обучающихся представлений о музее как хранилище культурных ценностей и навыков музееведческой деятельности.
Задачи:
Закрепление представлений об основах музееведческой деятельности;
Приобщение учащихся к культурным традициям своей Родины;
Умение активно и плодотворно работать в коллективе.
Формы работы учащихся:групповая
УМК:
ПК, проектор
Презентация по теме занятия «Юный музеевед»
Экспонаты музея и муляжи (предметы быта)
Наградные медали
Планируемые результаты
Предметные:
Погружение детей в исследование музееведческой деятельности через игровую деятельность.
Метапредметные:
Размышление о многообразии музееведческой деятельности;
Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к данной теме;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, взаимопомощь и т.д.), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир музеев и проверим, насколько хорошо вы усвоили изучаемый материал. Для начала нам нужно разделиться на 3 команды по 5 человек.
Станция 1 «Что мы уже знаем о музеях?» (за правильный ответ 1 балл)
Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.
- Что такое музей? (Ответ:Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитиеприроды и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.)
- Для чего нужны музеи? (обучающиеся отвечают).
Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.
- Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)
- Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»
(Варианты ответов.Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.).
- Назовите самые крупные музеи мира и нашей страны.
( Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия))
Станция 2. Школьные музеи (за правильный ответ 1 балл)
Второй вопрос, который мы рассмотрим сегодня – это школьные музеи. Они выделяются в отдельную группу.
- Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?
(Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные. Здесь так же хранятся подлинные материалы, собранные в экспозиции. Музей занимает отдельное помещение с необходимым оборудованием. Все, что собрано в музее называется «Музейными экспонатами».)
- Что такое музейный экспонат? Любой ли найденный предмет может являться музейным экспонатом?
(Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ.Но это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.)
Станция 3. Творческая работа и исследовательская работа (за каждый верный пункт описания 1 балл)
Учитель. Мы с вами переходим к следующему вопросу.
Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь и, в первую очередь, его изучение. Чтобы понять, как это делается, давайте выполним небольшую творческую работу
Перед вами два музейных экспоната с одним предназначением. Это «рубель» и «скалка».
| |||
|
В музее нужно не только знать историю предмета, но и уметь давать его описание. Описание или атрибуция проводится по плану (планы у каждой команды перед глазами на распечатках).
3.1.Описание предмета
1.Название предмета – рубель, (ребрак, пральник).
2.Назначение –Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья.
3.Время созданияи место бытования, связь с краем – Был создан еще в период Древней Руси. Применялся повсеместно на Руси в том числе и у нас на Белгородчине.
4. Материал– древесина.
5. Техника изготовления – ручная работа.
6. Легенда: кому принадлежала, каким образом попала в музей, подарена или на временное хранение – передан в школьный музей родственниками одного из обучающихся ребят, жительницы Большеулуйского района.
7. Авторская принадлежность– неизвестный мастер.
А теперь самостоятельно опишите скалку. (Разбор описания)
Станция 4. Экспозиционная работа (за оформление и презентацию максимум 5 баллов)
Перед вами на столе лежат следующие предметы: фотография участника Великой Отечественной войны, пластинка проигрывателя, рушник, ножницы для стрижки овец, монета 1825 года, статуэтка.
Выберите любой из предметов и оформите небольшую экспозицию, посвященную истории этого предмета. Все необходимое для работы, вы найдете у себя на столах.
Станция 5. Эрудит (за каждый верный ответ 1 балл)
Мы переходим к следующему этапу нашего занятия – исследовательскому.
- Как вы думаете, откуда нам известно о героях труда и Великой Отечественной войны, сражениях и многих других фактах?
Одним из направлений работы школьного музея является поисково-исследовательская работа.
- Что же такое исследование?
(Исследование - это поиск истины, познание неизвестного.)
Как проводится поисково-исследовательская деятельность? Перечислите основные её этапы.
Примерный ответ учащихся:
выбор темы;
определить актуальность и гипотезу, над которыми будем работать;
определить цель и задачи;
сбор материалов;
основная часть работы (оформление);
выводы о проделанной работе).
Подведение итогов, награждение победителей и участников.
Вы находитесь на самой первой ступени приобщения к научным исследованиям.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Сохранением прошлого и занимаются музеи, в том числе и наш школьный.
Этими строками мы заканчиваем наше занятие. Спасибо всем за участие.