Внеклассное мероприятие для учащихся 5–6 классов «Краски природы»
Внеклассное мероприятие «Краски природы»
для учащихся 5-6 классов
Биология, УМК любой
Пояснительная записка
Цель занятия (для педагога):
Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию различных форм познавательной деятельности, создание атмосферы комфорта и успешности, воспитание экологической культуры.
Цель занятия (для обучающихся):
Приобретение навыков работы в группе, осуществление самоконтроля, расширение кругозора.
Задачи:
Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:
- Ознакомить учащихся с новыми видами интеллектуальной деятельности.
- Продолжить формирование экологических понятий.
- Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе родного края и навыки экологической культуры.
- Воспитывать культуру взаимоотношений между учащимися.
- Развивать коммуникативные способности, навыки сотрудничества детей при работе в группах.
- Развивать навыки принятия самостоятельных решений.
- Развивать эмоционально-чувственную сферу детей.
Оборудование: компьютер, медиапроектор (если есть презентация), карточки с заданиями, листочки для ответов, ручки, аудиозаписи, выставка книг и журналов, иллюстрации к ответам учащихся, ножницы, клей, листы бумаги А3 для создания аппликации, тексты песни «Краски лета».
Межпредметные связи: биология и краеведение – растения и животные родного края, биология и математика – установление математических закономерностей при выполнении заданий, биология и русский язык – правильное написание названий растений и животных.
Результат:
- овладение учащимися новыми формами мыслительной деятельности.
- сплочение детского коллектива.
Организационный этап:
1. Проверка готовности участников к игре
2. Представление команд, в командах по 5 человек.
3. Представление жюри.
4. Знакомство с правилами игры: В игре участвуют не менее 4 команд. Команды отвечают по очереди на вопросы или выполняют письменно задания. За каждый правильный ответ и выполненное задание участники получают листочки определённого цвета. Победители награждаются дипломами и призами.
Интеллектуальный этап
Нашу Землю часто называют голубой и зелёной. Именно такие цвета наиболее различимы на Земле из космоса. Но в зелени лугов, лесов и полей есть другие краски, которые формируют многоцветный узор Земли.
Первое задание – разминка будет посвящено зелёному цвету. За правильные ответы участники получают жетоны зелёного цвета.
Разминка – загадки о растениях
Команды отвечают по очереди. Каждая команда отвечает на 2 загадки.
1. Вроде сосен, вроде елок,
А зимой без иголок. (Лиственница)
2. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)
3. У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей.
(Сосна)
4. Никто её не пугает,
А она всё равно дрожит.
(Осина)
5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)
6. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох)
7. По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету!
(Папоротник)
8. У маленькой елочки
Колкие иголочки
Шарики синие,
Словно бы в инее!
(Можжевельник)
Подведение итогов разминки.
2. Разгадывание ребусов о растениях – обитателях уральских лесов
У меня для вас заданье
На уменье и на знанье:
Эти ребусы разгадайте,
И в жюри листочки сдайте.
Ребусы 1-2
Ребус 3
За правильные ответы (можжевельник, шиповник, лиственница) участники получают жетоны жёлтого цвета. Каждый ребус оценивается 3 баллами. Если участники ошиблись в написании слова, то жюри снижает за каждую ошибку 1 балл. Чаще всего ребята допускают ошибки в написании слов «можжевельник», «лиственница».
3. Шифровка «Животное»
Учащиеся должны определить математическую закономерность и записать название животного.
Шифровка
Установите математическую закономерность и прочитайте название животного. Что вы можете рассказать об этом животном?
Р Щ Ц Е Я И А
12 6 18 9 3 15 21
Ответ: ящерица (2 балла)
Участники за правильные ответы получают карточки коричневого цвета.
4. Плоды растений
Учитель показывает фотографии местных растений или учащимся демонстрируются карточки с рисунками растений. Каждая команда называет растение и его плод, например: рябина, плод – яблочко, черёмуха, плод – костянка, смородина, плод – ягода и т.д. За каждый правильно названный плод – 1 балл. За правильные ответы команда получает по листочки розового цвета.
5. Зимующие птицы
На столе лежат листочки бумаги и ручки. Участники по очереди подбегают к столу и записывают по 2 названия зимующих птиц. Названия птиц в одной команде не должны повторяться. Побеждает команда, которая первой выполнит задание. Она получает 5 баллов, если все названия написаны верно. За каждое правильное название команды получают по 0,5 б.
За правильные ответы участники получают листочки синего цвета.
6. Составление пищевых цепочек
Каждая команда получает 6 карточек с изображением растений и животных. Одна – две карточки могут быть лишними. Необходимо расположить карточки таким образом, чтобы образовалась пищевая цепочка (кто кем питается). Участники держат перед собой карточки и объясняют свой выбор.
За правильные ответы участники получают до 5 баллов и листочки голубого цвета.
Примеры карточек:
1. Кузнечик, трава, лягушка, уж, журавль, лось.
2. Гусеница, лиственное дерево, синица, ястреб, волк, муравей.
3. Ель, жук-короед, синица, медведь, кукушка, коршун.
4. Орёл, мышь, кузнечик, трава, куница.
7. Шарады
1. Шараду запишите так:
Две ноты, буква, мягкий знак,
Всё - куст, его вы без труда
Найдёте в парках и садах. (Си-ре-н-ь)
2. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета. (я-блок-о)
3. Чтоб отгадать - имей терпенье.
С «л» - часть лица, а с «б» - плод растенья. (лоб-боб)
Ответы на шарады подаются в письменном виде. За правильный ответ - 1 балл, за скорость - жюри добавляет ещё 1 балл той команде, которая правильный ответ даёт первой.
За правильные ответы участники получают листочки оранжевого цвета.
8. Пословицы о лесе
Учащиеся составляют пословицы из предложенных слов и объясняют их природоохранный смысл.
Жюри оценивает наиболее правильные ответы от 1до 3 баллов. За правильные ответы участники получают листочки красного цвета.
Карточка № 1
Запиши пословицу, взяв окончание из второго столбика
Кто выращивает леса, ______________________________________
Один человек оставляет след в лесу, __________________________
Не беречь поросли, ________________________________________
Как волка ни корми, _______________________________________
Карточка № 2
Подбери окончание пословицы для первой карточки:
...то в доме пригодится
...не видать леса
...тому честь и хвала
...всё в лес смотрит.
...сотня - тропу, тысяча - пустыню.
...будет служить тебе и внуку.
...береги свои леса.
...тем больше дров.
Творческий этап
Из полученных цветных листочков учащиеся готовят в течение 8-10 минут аппликацию по теме игры и проводят защиту своей работы. Учитывается оригинальность творческой работы и её защиты. Жюри оценивает творческую работу от 1 до 3-х баллов. Работы вывешиваются в кабинете биологии. В ходе творческого этапа включаются аудиозаписи детских песен о природе.
Итоговый этап
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Рефлексия.
Продолжи предложения:
В ходе игры я узнал ….
Я научился…
Я понял…
Информационные источники
Верещагина В.А., Колесникова Н.С. Растения Прикамья: учебное пособие. Пермь: «Книжный мир», 2001. – 176 с.
Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. Научно-художественная лит-ра, М., «Детская лит-ра», 1974.
Животные Прикамья: учебное пособие книга I, книга II. Пермь: «Книжный мир», 2001, 168 с.
Загадки о природе - http://zagadaj-ka.ru/cloud/word_219.htm
Загадки о растениях - http://www.prozagadki.ru/
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991;
Растительный мир Прикамья (колл. авт. – Пермь: Кн.изд-во, 1988 – 168 с.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ_ПРЕСС, 2002._432 с.: ил.
Авхадеева Раиса Ивановна
Реликт
Горбачёва Марина Юрьевна
Реликт
Надежда Владимировна
Реликт
Селиванова Галина Геннадьевна
Реликт
Буньков Андрей Владимирович
Реликт
Колышкина Елена Владимировна
Реликт