Внеклассное мероприятие для учащихся 5–6 классов «Краски природы»

22
12
Материал опубликован 25 June 2018 в группе

 

Внеклассное мероприятие «Краски природы»

для учащихся 5-6 классов

Биология, УМК любой

Пояснительная записка

Цель занятия (для педагога):

Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию различных форм познавательной деятельности, создание атмосферы комфорта и успешности, воспитание экологической культуры.

Цель занятия (для обучающихся):

Приобретение навыков работы в группе, осуществление самоконтроля, расширение кругозора.

Задачи:

Обучающие:

Воспитывающие:

Развивающие:

  • Ознакомить учащихся с новыми видами интеллектуальной деятельности.
  • Продолжить формирование экологических понятий.
  • Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе родного края и навыки экологической культуры.
  • Воспитывать культуру взаимоотношений между учащимися.
  • Развивать коммуникативные способности, навыки сотрудничества детей при работе в группах.
  • Развивать навыки принятия самостоятельных решений.
  • Развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор (если есть презентация), карточки с заданиями, листочки для ответов, ручки, аудиозаписи, выставка книг и журналов, иллюстрации к ответам учащихся, ножницы, клей, листы бумаги А3 для создания аппликации, тексты песни «Краски лета».

Межпредметные связи: биология и краеведение – растения и животные родного края, биология и математика – установление математических закономерностей при выполнении заданий, биология и русский язык – правильное написание названий растений и животных.

Результат:

  • овладение учащимися новыми формами мыслительной деятельности.
  • сплочение детского коллектива.

Организационный этап:

1. Проверка готовности участников к игре

2. Представление команд, в командах по 5 человек.

3. Представление жюри.

4. Знакомство с правилами игры: В игре участвуют не менее 4 команд. Команды отвечают по очереди на вопросы или выполняют письменно задания. За каждый правильный ответ и выполненное задание участники получают листочки определённого цвета. Победители награждаются дипломами и призами.

Интеллектуальный этап

Нашу Землю часто называют голубой и зелёной. Именно такие цвета наиболее различимы на Земле из космоса. Но в зелени лугов, лесов и полей есть другие краски, которые формируют многоцветный узор Земли.

Первое задание – разминка будет посвящено зелёному цвету. За правильные ответы участники получают жетоны зелёного цвета.

Разминка – загадки о растениях

Команды отвечают по очереди. Каждая команда отвечает на 2 загадки.

1. Вроде сосен, вроде елок,

А зимой без иголок. (Лиственница)

2. Белоствольные красавицы 
 Дружно встали у дорожки, 
 Книзу веточки спускаются, 
 А на веточках сережки.

 (Берёза)

3. У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. 
(Сосна)

4. Никто её не пугает,
А она всё равно дрожит.

(Осина)

5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.

(Липа)

6. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.

(Мох)

7. По легенде, мой цветок

Клады открывает.

Говорят, что раз в году

Чудо то бывает.

Но скажу начистоту:

Я вообще-то не цвету!

(Папоротник)

8. У маленькой елочки
Колкие иголочки
Шарики синие,
Словно бы в инее!

(Можжевельник)

Подведение итогов разминки.

2. Разгадывание ребусов о растениях – обитателях уральских лесов

У меня для вас заданье

На уменье и на знанье:

Эти ребусы разгадайте,

И в жюри листочки сдайте.

 

Ребусы 1-2

 Ребус 3

За правильные ответы (можжевельник, шиповник, лиственница) участники получают жетоны жёлтого цвета. Каждый ребус оценивается 3 баллами. Если участники ошиблись в написании слова, то жюри снижает за каждую ошибку 1 балл. Чаще всего ребята допускают ошибки в написании слов «можжевельник», «лиственница».

3. Шифровка «Животное»

Учащиеся должны определить математическую закономерность и записать название животного.

Шифровка

Установите математическую закономерность и прочитайте название животного. Что вы можете рассказать об этом животном?

 Р  Щ Ц   Е Я И А

12 6 18 9 3 15 21

 

Ответ: ящерица (2 балла)

Участники за правильные ответы получают карточки коричневого цвета.

4. Плоды растений

Учитель показывает фотографии местных растений или учащимся демонстрируются карточки с рисунками растений. Каждая команда называет растение и его плод, например: рябина, плод – яблочко, черёмуха, плод – костянка, смородина, плод – ягода и т.д. За каждый правильно названный плод – 1 балл. За правильные ответы команда получает по листочки розового цвета.

5. Зимующие птицы

На столе лежат листочки бумаги и ручки. Участники по очереди подбегают к столу и записывают по 2 названия зимующих птиц. Названия птиц в одной команде не должны повторяться. Побеждает команда, которая первой выполнит задание. Она получает 5 баллов, если все названия написаны верно. За каждое правильное название команды получают по 0,5 б.

За правильные ответы участники получают листочки синего цвета.

6. Составление пищевых цепочек

Каждая команда получает 6 карточек с изображением растений и животных. Одна – две карточки могут быть лишними. Необходимо расположить карточки таким образом, чтобы образовалась пищевая цепочка (кто кем питается). Участники держат перед собой карточки и объясняют свой выбор.

За правильные ответы участники получают до 5 баллов и листочки голубого цвета.

Примеры карточек:

1. Кузнечик, трава, лягушка, уж, журавль, лось.

2. Гусеница, лиственное дерево, синица, ястреб, волк, муравей.

3. Ель, жук-короед, синица, медведь, кукушка, коршун.

4. Орёл, мышь, кузнечик, трава, куница.

7. Шарады

1. Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак,

Всё - куст, его вы без труда

Найдёте в парках и садах. (Си-ре-н-ь)

2. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета. (я-блок-о)

3. Чтоб отгадать - имей терпенье.

С «л» - часть лица, а с «б» - плод растенья. (лоб-боб)

Ответы на шарады подаются в письменном виде. За правильный ответ - 1 балл, за скорость - жюри добавляет ещё 1 балл той команде, которая правильный ответ даёт первой.

За правильные ответы участники получают листочки оранжевого цвета.

8. Пословицы о лесе

Учащиеся составляют пословицы из предложенных слов и объясняют их природоохранный смысл.

Жюри оценивает наиболее правильные ответы от 1до 3 баллов. За правильные ответы участники получают листочки красного цвета.

 

Карточка № 1

Запиши пословицу, взяв окончание из второго столбика

Кто выращивает леса, ______________________________________

Один человек оставляет след в лесу, __________________________

Не беречь поросли, ________________________________________

Как волка ни корми, _______________________________________

 

 

 

Карточка № 2

Подбери окончание пословицы для первой карточки:

...то в доме пригодится

...не видать леса

...тому честь и хвала

...всё в лес смотрит.

...сотня - тропу, тысяча - пустыню.

...будет служить тебе и внуку.

...береги свои леса.

...тем больше дров.

 

 

 

 Творческий этап

Из полученных цветных листочков учащиеся готовят в течение 8-10 минут аппликацию по теме игры и проводят защиту своей работы. Учитывается оригинальность творческой работы и её защиты. Жюри оценивает творческую работу от 1 до 3-х баллов. Работы вывешиваются в кабинете биологии. В ходе творческого этапа включаются аудиозаписи детских песен о природе.

Итоговый этап

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Рефлексия.

Продолжи предложения:

В ходе игры я узнал ….

Я научился…

Я понял…

Информационные источники

Верещагина В.А., Колесникова Н.С. Растения Прикамья: учебное пособие. Пермь: «Книжный мир», 2001. – 176 с.

Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. Научно-художественная лит-ра, М., «Детская лит-ра», 1974.

Животные Прикамья: учебное пособие книга I, книга II. Пермь: «Книжный мир», 2001, 168 с.

Загадки о природе - http://zagadaj-ka.ru/cloud/word_219.htm

Загадки о растениях - http://www.prozagadki.ru/

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991;

Растительный мир Прикамья (колл. авт. – Пермь: Кн.изд-во, 1988 – 168 с.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ_ПРЕСС, 2002._432 с.: ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Раиса Поликарповна! Вам ребус в цветном варианте

26 June 2018

Спасибо, Раиса Ивановна, за подарок! Очень приятно!

26 June 2018

Интересное мероприятие! Всё продумано! Особенно понравилось разнообразие заданий! Так держать!

28 July 2018

Игра нравится детям, увлекает именно разнообразием разных заданий!

28 August 2018

Большое спасибо! Взяла в избранное! Буду проводить для пятиклассников!

10 February 2019

Благодарю, Надежда Владимировна! Удачи Вашим ребятам!

3 March 2019

спасибо, Раиса Поликарповна! Возьму задания для своей игры на клубе!

28 February 2019

Спасибо за отзыв! Пожалуйста, пользуйтесь!

3 March 2019

Отличная разработка, интереснейшие задания!!!!!!!!!!!!!!!!

20 March 2019

Спасибо за внимание!

20 March 2019

Замечательный игровой ресурс! Спасибо, Раиса Поликарповна, за работу!

30 September 2021

Очень приятно Ваше внимание, Елена Владимировна!

1 October 2021