12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117482
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай

 

Внеклассное мероприятие «Краски природы»

для учащихся 5-6 классов

Биология, УМК любой

Пояснительная записка

Цель занятия (для педагога):

Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию различных форм познавательной деятельности, создание атмосферы комфорта и успешности, воспитание экологической культуры.

Цель занятия (для обучающихся):

Приобретение навыков работы в группе, осуществление самоконтроля, расширение кругозора.

Задачи:

Обучающие:

Воспитывающие:

Развивающие:

  • Ознакомить учащихся с новыми видами интеллектуальной деятельности.
  • Продолжить формирование экологических понятий.
  • Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе родного края и навыки экологической культуры.
  • Воспитывать культуру взаимоотношений между учащимися.
  • Развивать коммуникативные способности, навыки сотрудничества детей при работе в группах.
  • Развивать навыки принятия самостоятельных решений.
  • Развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор (если есть презентация), карточки с заданиями, листочки для ответов, ручки, аудиозаписи, выставка книг и журналов, иллюстрации к ответам учащихся, ножницы, клей, листы бумаги А3 для создания аппликации, тексты песни «Краски лета».

Межпредметные связи: биология и краеведение – растения и животные родного края, биология и математика – установление математических закономерностей при выполнении заданий, биология и русский язык – правильное написание названий растений и животных.

Результат:

  • овладение учащимися новыми формами мыслительной деятельности.
  • сплочение детского коллектива.

Организационный этап:

1. Проверка готовности участников к игре

2. Представление команд, в командах по 5 человек.

3. Представление жюри.

4. Знакомство с правилами игры: В игре участвуют не менее 4 команд. Команды отвечают по очереди на вопросы или выполняют письменно задания. За каждый правильный ответ и выполненное задание участники получают листочки определённого цвета. Победители награждаются дипломами и призами.

Интеллектуальный этап

Нашу Землю часто называют голубой и зелёной. Именно такие цвета наиболее различимы на Земле из космоса. Но в зелени лугов, лесов и полей есть другие краски, которые формируют многоцветный узор Земли.

Первое задание – разминка будет посвящено зелёному цвету. За правильные ответы участники получают жетоны зелёного цвета.

Разминка – загадки о растениях

Команды отвечают по очереди. Каждая команда отвечает на 2 загадки.

1. Вроде сосен, вроде елок,

А зимой без иголок. (Лиственница)

2. Белоствольные красавицы 
 Дружно встали у дорожки, 
 Книзу веточки спускаются, 
 А на веточках сережки.

 (Берёза)

3. У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. 
(Сосна)

4. Никто её не пугает,
А она всё равно дрожит.

(Осина)

5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.

(Липа)

6. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.

(Мох)

7. По легенде, мой цветок

Клады открывает.

Говорят, что раз в году

Чудо то бывает.

Но скажу начистоту:

Я вообще-то не цвету!

(Папоротник)

8. У маленькой елочки
Колкие иголочки
Шарики синие,
Словно бы в инее!

(Можжевельник)

Подведение итогов разминки.

2. Разгадывание ребусов о растениях – обитателях уральских лесов

У меня для вас заданье

На уменье и на знанье:

Эти ребусы разгадайте,

И в жюри листочки сдайте.

 

Ребусы 1-2

 Ребус 3

За правильные ответы (можжевельник, шиповник, лиственница) участники получают жетоны жёлтого цвета. Каждый ребус оценивается 3 баллами. Если участники ошиблись в написании слова, то жюри снижает за каждую ошибку 1 балл. Чаще всего ребята допускают ошибки в написании слов «можжевельник», «лиственница».

3. Шифровка «Животное»

Учащиеся должны определить математическую закономерность и записать название животного.

Шифровка

Установите математическую закономерность и прочитайте название животного. Что вы можете рассказать об этом животном?

 Р  Щ Ц   Е Я И А

12 6 18 9 3 15 21

 

Ответ: ящерица (2 балла)

Участники за правильные ответы получают карточки коричневого цвета.

4. Плоды растений

Учитель показывает фотографии местных растений или учащимся демонстрируются карточки с рисунками растений. Каждая команда называет растение и его плод, например: рябина, плод – яблочко, черёмуха, плод – костянка, смородина, плод – ягода и т.д. За каждый правильно названный плод – 1 балл. За правильные ответы команда получает по листочки розового цвета.

5. Зимующие птицы

На столе лежат листочки бумаги и ручки. Участники по очереди подбегают к столу и записывают по 2 названия зимующих птиц. Названия птиц в одной команде не должны повторяться. Побеждает команда, которая первой выполнит задание. Она получает 5 баллов, если все названия написаны верно. За каждое правильное название команды получают по 0,5 б.

За правильные ответы участники получают листочки синего цвета.

6. Составление пищевых цепочек

Каждая команда получает 6 карточек с изображением растений и животных. Одна – две карточки могут быть лишними. Необходимо расположить карточки таким образом, чтобы образовалась пищевая цепочка (кто кем питается). Участники держат перед собой карточки и объясняют свой выбор.

За правильные ответы участники получают до 5 баллов и листочки голубого цвета.

Примеры карточек:

1. Кузнечик, трава, лягушка, уж, журавль, лось.

2. Гусеница, лиственное дерево, синица, ястреб, волк, муравей.

3. Ель, жук-короед, синица, медведь, кукушка, коршун.

4. Орёл, мышь, кузнечик, трава, куница.

7. Шарады

1. Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак,

Всё - куст, его вы без труда

Найдёте в парках и садах. (Си-ре-н-ь)

2. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета. (я-блок-о)

3. Чтоб отгадать - имей терпенье.

С «л» - часть лица, а с «б» - плод растенья. (лоб-боб)

Ответы на шарады подаются в письменном виде. За правильный ответ - 1 балл, за скорость - жюри добавляет ещё 1 балл той команде, которая правильный ответ даёт первой.

За правильные ответы участники получают листочки оранжевого цвета.

8. Пословицы о лесе

Учащиеся составляют пословицы из предложенных слов и объясняют их природоохранный смысл.

Жюри оценивает наиболее правильные ответы от 1до 3 баллов. За правильные ответы участники получают листочки красного цвета.

 

Карточка № 1

Запиши пословицу, взяв окончание из второго столбика

Кто выращивает леса, ______________________________________

Один человек оставляет след в лесу, __________________________

Не беречь поросли, ________________________________________

Как волка ни корми, _______________________________________

 

 

 

Карточка № 2

Подбери окончание пословицы для первой карточки:

...то в доме пригодится

...не видать леса

...тому честь и хвала

...всё в лес смотрит.

...сотня - тропу, тысяча - пустыню.

...будет служить тебе и внуку.

...береги свои леса.

...тем больше дров.

 

 

 

 Творческий этап

Из полученных цветных листочков учащиеся готовят в течение 8-10 минут аппликацию по теме игры и проводят защиту своей работы. Учитывается оригинальность творческой работы и её защиты. Жюри оценивает творческую работу от 1 до 3-х баллов. Работы вывешиваются в кабинете биологии. В ходе творческого этапа включаются аудиозаписи детских песен о природе.

Итоговый этап

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Рефлексия.

Продолжи предложения:

В ходе игры я узнал ….

Я научился…

Я понял…

Информационные источники

Верещагина В.А., Колесникова Н.С. Растения Прикамья: учебное пособие. Пермь: «Книжный мир», 2001. – 176 с.

Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. Научно-художественная лит-ра, М., «Детская лит-ра», 1974.

Животные Прикамья: учебное пособие книга I, книга II. Пермь: «Книжный мир», 2001, 168 с.

Загадки о природе - http://zagadaj-ka.ru/cloud/word_219.htm

Загадки о растениях - http://www.prozagadki.ru/

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991;

Растительный мир Прикамья (колл. авт. – Пермь: Кн.изд-во, 1988 – 168 с.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ_ПРЕСС, 2002._432 с.: ил.

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (12)

сменить сортировку
Авхадеева Раиса Ивановна, 26.06.18 в 06:32 7Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна! Вам ребус в цветном варианте

Отредактировано 26-06-2018 06:32

Трефилова Раиса Поликарповна, 26.06.18 в 15:10 11Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Ивановна, за подарок! Очень приятно!
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.18 в 16:30 6Ответить Пожаловаться
Интересное мероприятие! Всё продумано! Особенно понравилось разнообразие заданий! Так держать!
Трефилова Раиса Поликарповна, 28.08.18 в 19:01 10Ответить Пожаловаться
Игра нравится детям, увлекает именно разнообразием разных заданий!
Надежда Владимировна, 10.02.19 в 08:50 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Взяла в избранное! Буду проводить для пятиклассников!
Трефилова Раиса Поликарповна, 03.03.19 в 21:38 5Ответить Пожаловаться
Благодарю, Надежда Владимировна! Удачи Вашим ребятам!
Селиванова Галина Геннадьевна, 28.02.19 в 20:50 6Ответить Пожаловаться
спасибо, Раиса Поликарповна! Возьму задания для своей игры на клубе!
Трефилова Раиса Поликарповна, 03.03.19 в 21:39 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв! Пожалуйста, пользуйтесь!
Буньков Андрей Владимирович, 20.03.19 в 15:57 1Ответить Пожаловаться
Отличная разработка, интереснейшие задания!!!!!!!!!!!!!!!!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.