Урок географии «Южные материки. Географическое положение, климат. Расположение природных зон» (7 класс)
Дата проведения…………….
Цели:
Образовательные – рассмотреть общие особенности природы южных материков, обусловленные общей историей развития; изучить общие черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон южных материков.
Развивающие – продолжить развитие умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; продолжить развитие умения работать с географическими картами и анализировать их.
Воспитательные – воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.
Оборудование: мировая физическая карта, карта «Строение земной коры», карта «Климатические пояса и области мира, климатическая карта мира, карта «Почвы мира, атласы
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Подготовка рабочих мест, приветствие.
II. Мини-тест по теме «Океаны».
I вариант.
1. Площадь какого океана составляет 178, 62 млн. км2:
а) Атлантического; б) Тихого; в) Северного Ледовитого
2. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина 11022 м:
а) Зондский желоб; б) Гренландское море; в) Марианский желоб
3. +16+170С – это средняя температура в поверхностном слое:
а) Тихого океана; б) Индийского океана; в) Атлантического океана
4. Вытянулся от субарктических широт до Антарктиды, сравнительно молод:
а) Атлантический океан; б) Индийский океан; в) Тихий океан
5. Самая высокая степень загрязнения нефтью приходится на океан:
а) Тихий; б) Индийский; в) Атлантический
II вариант.
1. В Атлантическом океане находится течение:
а) Куросио; б) Гольфстрим; в) Сомалийское
2. Теплое Мозамбикское течение является частью океана:
а) Северного Ледовитого; б) Атлантического; в) Индийского
3. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым:
а) Тихий; б) Атлантический; в) Индийский
4. В бассейн этого океана входит самое соленое море мира:
а) Атлантический; б) Индийский; в) Тихий
5. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах:
а) Атлантический; б) Тихий; в) Индийский
III.Изучение нового материала.
Учитель:Ребята! Мы с вами познакомились с общими закономерностями, которые происходят на нашей планете. Сегодня мы начинаем знакомство с материками. Цель нашего урока: выяснить общие признаки и найти черты различия природы южных материков – Южной Америки, Африки, Австралии и Антарктиды.
Вопросы:
1. Почему Ю.Америку, Африку, Австралию и Антарктиду объединяют в одну группу материков согласно теории движения литосферных плит? (ответ учеников – данные материки являлись частью одного древнего материка Гондвана)
2. Почему эту группу материков отнесли к южной? (ответ учеников – так как относительно экватора эти материки располагаются практически полностью в южном полушарии)
А сейчас мы приступаем к непосредственному изучению общих особенностей южных материков.
Инструктивная карта для группы «Геологи»
Используя физическую карту мира, карту «Строение земной коры» и карту «Подледный рельеф Антарктиды» ответить на вопросы:
1. Какие две главные части можно выделить в рельефе всех материков?
2. Равнины или горы занимают большую часть южных материков? Привести примеры и показать равнины.
3. Что лежит в основании всех равнин? Назвать и показать платформы.
4. Что лежит в основании горных систем?
5. Где располагаются горные системы? Привести примеры и показать горные системы.
6. Назовите молодые горные системы.
7. Какой материк не имеет вулканов?
8. Перечислите полезные ископаемые, которыми богаты южные материки. В чем сходство залежей полезных ископаемых?
Инструктивная карта для группы «Климатологи»
Используя карту «Климатические пояса и области мира», климатическую карту мира, карту «Мировой океан. Поверхностные течения» и климатическую карту Антарктиды ответить на вопросы:
1. В каких климатических поясах располагаются южные материки? В чем сходство и отличия?
2. Используя рис. 50 на стр. 104 дать характеристику климатических поясов южных материков.
3. В каких районах материков выпадает большое и малое количество осадков и почему?
4. Почему в Южной Америке в районе южного тропика, выпадает большое количество осадков и нет пустынь, в отличие от Африки и Австралии?
5. С чем связано расположение каменистой пустыни Атакама на западном побережье Южной Америки в районе южного тропика?
Инструктивная карта для группы «Гидрологи»
Используя физическую карту мира ответить на вопросы:
1. В каких частях материков расположены наиболее крупные и полноводные реки и почему?
2. Проанализируйте зависимость рек от рельефа. Куда впадает большая часть рек южных материков?
3. С чем связано отсутствие крупных рек в Австралии и отсутствие рек в Антарктиде?
4. Охарактеризуйте полноводность рек в течение года в разных климатических поясах.
5. Покажите наиболее крупные реки и озера на карте.
Инструктивная карта для группы «Биогеографы»
Используя карты «Природные зоны мира», «Почвы мира», «Климатические пояса и области мира», климатическую карту мира ответить на вопросы.
1. Определите, какие почвы преобладают в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и антарктическом поясах.
2. Определите в каких природных зонах расположены большие части южных материков.
3. Заполните таблицу:
Климатические |
Природная зона |
|
Пояса |
Области |
|
Экваториальный |
- |
|
Субэкваториальный |
- |
|
Тропический |
Тропического пустынного климата |
|
|
Тропического влажного климата |
|
Антарктический |
- |
|
Выводы:
– Все южные материки были частью древнего материка Гондвана.
– Все южные материки имеют обширные равнины, располагающиеся на платформах и горные системы, приуроченные к окраинам материков.
– Огромные площади южных материков расположены в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах.
– Крупнейшие реки расположены в экваториальном и субэкваториальном поясах и несут свои воды в Атлантический океан.
– Природные зоны соответствуют климатическим поясам или областям.
– Антарктида не похожа на южные материки благодаря своему географическому положению и суровому климату.
IV. Закрепление материала.
V. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги выполненной работы на уроке, выставляет оценки выступающим и наиболее активным ученикам.
VI. Домашнее задание.
§ 21 – 23, знать и уметь показывать на карте основные формы рельефа и внутренние воды южных материков.