Дополнительная образовательная программа «За здоровый образ жизни» для 8–11 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мезинецкая средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Дополнительная образовательная программа
«За здоровый образ жизни»
Возраст детей: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Чемоданова Галина
Александровна
с.Мезинец
2015г
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
социально-педагогическая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
В конце XX – начале ХХI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет 500 млн. человек.
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
Массированное влияние низкопробной информации в СМИ привело к растлению значительной части учащейся молодёжи, к пассивному потребительскому отношению к жизни, взращиванию цинизма, ханжества, бездуховности, и, как результат, к таким негативным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм.
Перечисленные негативные явления, в свою очередь, ведут к ухудшению здоровья и распространению болезней: ВИЧ-инфекции, стрессам, неврозам, венерическим заболеваниям, появлению агрессивности.
Изучение наркоситуации в стране и более пристально в Тамбовской области наводит на грустные размышления – сохраняется рост потребления наркотиков, идет омоложение участников, происходит рост незаконного оборота наркотиков и лиц, злоупотребляющих ими.
В настоящее время на учёте в Тамбовском областном
наркологическом диспансере состоит 1286 человек с диагнозом «наркомания»; 651 – потребители наркотических веществ. Несовершеннолетние составляют примерно 3,5% от всех состоящих на учёте. Средний возраст вовлечения в наркоманию опустился ниже 13 лет. Ещё три гола назад этот порог был на 2-3 года выше.
По некоторым экспертным оценкам, практически каждый сотый житель области склонен к употреблению наркотиков.
Все эти официальные цифры статистически можно с большей долей вероятности умножить в 6-8 раз.
С целью определения наркотизации подростковой среды было проведено в школе среди учащихся 7 – 9 классов анкетирование. Был опрошен 31 респондент. Из них 38,4% женского пола и 61,4% - мужского. 100% опрошенных обучающихся школы считают, что в данном образовательном учреждении ведется определенная работа по антинаркотическому воспитанию (беседы, плакаты, диспуты, встречи с врачами и др.).
При выяснении причин, побуждающих молодых людей употреблять наркотические средства и психототропные вещества, установлено следующее: из-за неприятностей различного рода – 22,4%; желания расслабиться, отвлечься, снять напряжение – 25%; от нечего делать 22,4%;
из-за отсутствия цели в жизни, интереса к учебе, общественной жизни – 64%.
По результатам опроса выяснилось, что пока все из опрошенных не пробовали наркотические средства или наркотические вещества, но у всех респондентов есть знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотики.
Особенную озабоченность вызывает тот факт, что на вопрос, что бы Вы стали делать, если бы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики, есть учащиеся, которые ответили, что продолжили бы с ним дружить, не обращая внимания ни на что.
Полученные данные свидетельствуют о недооценке степени угрозы, исходящей от наркозависимого человека.
На вопрос, какие наркотические вещества Вам известны, подавляющее большинство опрошенных назвали героин, марихуану, гашиш, кокаин.
22% школьников считают возможным источником приобретения наркотиков своих знакомых, 27% называют – рынок, 1 учащийся отмечает возможность приобретения наркотиков в школе, институте.
Самой эффективной мерой противодействия распространения наркомании юные респонденты считают:
- пропаганда здорового образа жизни – 36,5%;
- ужесточение наказаний за торговлю наркотиками – 60%;
- улучшений условий труда, быта, отдыха людей – 4%.
Результат анкетирования свидетельствует о том, что наркотическая ситуация в рядах молодёжи вызывает тревогу.
Для того, чтобы постоянно держать её под контролем и влиять на тенденции в подростковой среде, необходимо проведение профилактических акций в учебном заведении.
Цели и задачи:
- формирование у детей и подростков представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- расширение знаний детей и подростков о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
- формирование умений оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
- формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
- развитие коммуникативных навыков(умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
- формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
- раскрыть взаимосвязь здоровья и поведения человека, научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее его здоровье;
- привить навыки здоровье сберегающего поведения ( в том числе умений противостоять влиянию неблагоприятной среды);
- научить относиться к людям, употребляющим наркосодержащие вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду;
- обучить равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы ( в том числе и свое здоровье).
Профилактику наркотизации в школьном возрасте направить в первую очередь на формирование навыков эффективной социальной адаптации. Сформировать у детей и подростков культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни.
Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволят понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на один год. Включает 32 занятия.
Форма и режим занятий:
Занятия, посвященные формированию устойчивого развития личности, проходят в тренинговом режиме для того, чтобы все были активными участниками обсуждения рассматриваемых вопросов.
Правила зачитываются перед всеми участниками клуба и считаются обязательными для всех. Распределяются роли в каждой группе. Карточки с названием ролей раскладываются на столе, и ребята их выбирают. Желательно, чтобы каждое занятие роли менялись.
Правила работы в тренинговом режиме
В тренинге нет зрителей, все участники.
Все обсуждения по теме.
Между собой не разговаривать.
Говорить по очереди.
Придерживаться роли, которую выбрали.
Занятия в клубе проходят один раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
- полученные знания позволят детям и подросткам понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
- подростки научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- участники клуба получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам;
- дети научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы:
пресс-конференция, мини-конкурс по защите проектов.
Учебно-тематический план:
Тема занятий |
Кол-во часов |
теория |
практика |
Общечеловеческие ценности |
10 |
6 |
4 |
Личностные особенности подростка как причинно-следственные предпосылки зависимости от психоактивных веществ |
17 |
9 |
8 |
Человек в окружающем мире |
7 |
5 |
2 |
Итого: |
34 |
20 |
14 |
Содержание программы
Общечеловеческие ценности (10ч.)
Введение. Личность человека как био-, психо-, социо- духовная модель. Определение здорового образа жизни. Определение химической зависимости. Традиции и табакокурение. Свобода выбора – это уход от зависимости. Статистика употребления ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Человеческое развитие и экономика благосостояния. Формирование навыков по отказу от приёма ПАВ.
Личностные особенности подростка как причинно-следственные предпосылки зависимости от психоактивных веществ (15ч.)
Ответственность за приём ПАВ. Уважение к человеческому труду. Исторические аспекты винопития на Руси. Стресс. Индивидуальная ответственность. Семейные конфликты. Основы развития личности. Мода, стремление изведать всё, самоконтроль. Социальные предпосылки и последствия употребления ПАВ. Пути ухода от приёма ПАВ. Место подростка в обществе. Контроль эмоциональных состояний подростка. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.
Человек в окружающем мире (7ч.)
Половые особенности подростков и профилактика потребления ПАВ. Развитие коллективной помощи, сочувствия. Определение устойчивости личности. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Форма планируемых занятий: лекция с элементами беседы, беседа с включением эксперимента, игра с последующим обсуждением в группах, игра с ответами на поставленные вопросы, диспут, выполнение творческих заданий, анкетирование, викторина, проведение эксперимента, беседа с проведением исследования, социологический опрос, тестирование, импровизация, обсуждение, мини-сочинение, выставка рисунков, её обсуждение, пресс-конференция, КТД, мини-конкурс по защите проектов.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Темы занятий |
Базовые понятия |
Количество часов |
Дата:план./факт. |
1 |
Введение |
Я, мы, коллектив, устойчивость |
1 |
|
2 |
Личность человека как био-, психо-, социо-духовная модель |
Личность, индивид |
1 |
|
3 |
Определение здорового образа жизни |
Здоровье и продолжительность жизни |
1 |
|
4 |
Определение химической зависимости |
Потребности человека |
1 |
|
5 |
Традиции и табакокурение |
Традиции, обряды, обычаи |
1 |
|
6 |
Свобода выбора – это уход от зависимости |
Свобода выбора |
1 |
|
7 |
Статистика употребления ПАВ |
Избегание зависимости |
1 |
|
8 |
Последствия употребления ПАВ |
Жизнь, болезнь, смерть |
1 |
|
9 |
Человеческое развитие и экономика благосостояния |
Бедность и обездоленность как следствие употребления ПАВ |
1 |
|
10 |
Формирование навыков по отказу от приёма ПАВ |
Устойчивое развитие человека – основа благосостояния |
1 |
|
11 |
Ответственность за приём ПАВ |
Предпосылка, поступок, следствие, ответственность |
1 |
|
12 |
Уважение к человеческому труду |
Человеческий потенциал |
1 |
|
13 |
Исторические аспекты винопития на Руси |
Грубость человека – это его духовная слабость |
1 |
|
14 |
Стресс |
Устойчивость организма к стрессу |
1 |
|
15 |
Индивидуальная ответственность |
Формирование личной ответственности |
1 |
|
16 |
Семейные конфликты |
Внутрисемейные отношения |
1 |
|
17 |
Основы развития личности |
Внутренний мир человека |
1 |
|
18 |
Основы развития личности |
Соответствие слов и поступков |
1 |
|
19 |
Мода, стремление изведать всё, самоконтроль |
Развитие общества |
1 |
|
20 |
Социальные предпосылки и последствия употребления ПАВ |
Депрессия – социально – личностное заболевание |
1 |
|
21 |
Пути ухода от приёма ПАВ |
Свобода и свободная личность |
1 |
|
22 |
Место подростка в обществе |
Устойчивость подростка в обществе |
1 |
|
23 |
Контроль эмоциональных состояний подростка |
Театр истории |
1 |
|
24 |
Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ |
Театр истории (продолжение) |
1 |
|
25 |
Итоговое занятие |
Итоговое занятие |
1 |
|
26 |
Половые особенности подростков и профилактика потребления ПАВ |
Гендерные особенности развития личности |
1 |
|
27 |
Развитие коллективной помощи, сочувствия |
Толерантность к окружающему миру |
1 |
|
28 |
Определение устойчивости личности |
Основа устойчивого развития личности – устойчивое развитие общества |
1 |
|
29 |
Определение устойчивости личности |
Основа устойчивого развития личности – устойчивое развитие общества |
1 |
|
30 |
Определение устойчивости личности |
Основа устойчивого развития личности – устойчивое развитие общества |
1 |
|
31-32 |
Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ |
Системный подход к достижению успеха |
2 |
|
33-34 |
Итоговое занятие |
Организации по борьбе со злоупотреблением ПАВ и оказанию помощи населению |
2 |
Литература
Александров А.А., Александрова В.Ю.Курение и его профилактика
в школе. М.,1996
Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. М.,1981
Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: С.47-53
Беномов В.М.,Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. Киев, 1989
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1990
Герои нашего времени. Социологические очерки/ Под ред.Е.Омельченко. Ульяновск, 2000
Драгунский В. Денискины рассказы
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.М.,1999
Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие/ Под ред. В.В.Аршиновой.М.,2004.
Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М., 1991
Предупреждение вредных привычек у школьников/ Под ред. В.Г.Огаря, В.И.Чемоданова. М., 1990
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. М.,2001
Рецензия на дополнительную образовательную программу
«За здоровый образ жизни»
Автор программы: Чемоданова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения Мезинецкой средней общеобразовательной школы Староюрьевского района Тамбовской области.
Общая характеристика программы:
Дополнительная образовательная программа «За здоровый образ жизни» социально-педагогической направленности, реализуется в рамках творческого объединения – клуба. Возраст участников клуба 12-15 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Данная образовательная программа посвящена насущной проблеме профилактики наркомании среди подростков, основана на Программе «Формирования устойчивого развития личности как основы профилактики химической зависимости среди детей и подростков». В доступной и увлекательной форме педагог учит школьников вести здоровый образ жизни, подкрепляя занятия примерами из исторических и современных нормативно-правовых документов.
Формирование устойчивого развития личности как основы первичной профилактики наркомании и злоупотребления ПАВ преимущественно занимается система образования. Сейчас в учебные программы введены разделы, косвенным образом ориентированные на профилактику злоупотребления ПАВ и пропаганду здорового образа жизни. Однако единой государственной программы нет, и, следовательно, каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает свою программу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.
Занятия, посвященные формированию устойчивого развития личности, проходят в тренинговом режиме, системно, грамотно, интересно.
Выбор содержания форм и методов профилактической работы определяются следующими принципами:
- возрастным соответствием – соответствие содержания, форм и методов возрастным возможностям и особенностям развития детей;
- опережающим воздействием – ранняя профилактика носит опережающий характер. Формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ осуществляется заблаговременно, предваряя реальное общение ребенка к ним;
- комплексностью – у детей формируется представление об опасности любых форм употребления одурманивающих веществ. Любые одурманивающие вещества – алкоголь, никотин, наркотики – чрезвычайно опасны для здоровья;
- альтернативностью – профилактика носит альтернативный характер. Её основная задача – не столько предотвратить реальное приобщение к одурманивающим веществам, сколько сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие ему эффективную социальную адаптацию.
Конечно, важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления наркотических и токсиманических веществ, но не менее важно показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
- «запретной информацией» - при организации профилактической работы соблюдается принцип «запретной» информации. Это означает, что сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам, полностью исключены.
В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, одно из первых мест занимает стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способ расслабиться, любопытство, желание выделяться среди окружающих.
Ущерб от потребления наркотиков и других ПАВ для системы образования выражается в следующем:
ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости обучающихся;
распространение идеологии потребления ПАВ и связанном с этим искажением иерархии ценностей у несовершеннолетних.
Итог этих потерь:
незавершенное образование;
нереализованное среднее специальное образование;
снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Стратегическим приоритетом системы формирования устойчивого развития личности необходимо рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья и помощь несовершеннолетним в самореализации. Конечная цель подхода формирования устойчивого развития личности - формирование психически здорового, личностно развитого, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме ПАВ. Данная дополнительная образовательная программа станет звеном этой системы профилактики.
Структура дополнительной образовательной программы «За здоровый образ жизни» полностью соответствует предъявленным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003г.№28-02-484/16). Программа включает: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение, список литературы.
Программа предполагает решение задач социализации личности:
формирование самосознания, самоопределения,
самосовершенствования;
развитие общения, овладение социальными ролями;
развитие внутренних механизмов контроля, самоконтороля, самокоррекции, самосовершенствования.
Данная программа ориентирована на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных способностей обучающихся, организацию социализирующего досуга подростков. Программа предусматривает включение детей в систему совместной с педагогом деятельности, возможность попробовать себя в различных социальных ролях.
Программа дополнительного образования «За здоровый образ жизни» рекомендуется к использованию в рамках дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
Рецензент: Аверкина Светлана Ивановна, директор МОУ Мезинецкой средней общеобразовательной школы Староюрьевского района Тамбовской области
Клишина Валентина Егоровна