12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна46536
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку. Упражнения для подготовки


Пояснительная записка

Представленные в работе упражнения позволяют сформировать умение определять логико-смысловые отношения между предложениями и их частями, лексическое значение слова, выполнять различные виды анализа текста.

Выполнение предложенных заданий поможет сформировать умение делать композиционно-содержательный анализ текста (тема, проблема, идея текста, авторская позиция, смысловые отношения между предложениями, средства межфразовой связи), типологический анализ текста (функционально-смысловые типы речи), стилистический анализ текста (функциональные стили речи: языковые особенности, стилевые черты; средства выразительности и их функции; жанры).

Упражнения могут быть использованы на уроке и в качестве домашнего задания, а также при самостоятельной подготовке учащихся.



Источник текста: А. Н. Букреев, Г. В. ДеУолт. Восхождение; БАСК, МЦНМО, Москва, 2002.



Статистика восхождений на вершину Эвереста говорит о том, что покорить его всегда было непросто. С 20-х годов двадцатого века в Непал направлялись экспедиции с тоннами груза, укомплектованные альпинистской командой в два-три десятка человек. Восхождение на гору напоминало осаду средневекового замка, в предместье которого разбивается лагерь, и неделя за неделей осаждающие вновь и вновь атакуют стены и отвесы, пробиваясь сквозь туман и пургу.

На смену брезентовым штормовкам и сизалевым веревкам пришли гортексовые куртки и синтетические волокна, но суть, в общем-то, осталась той же: работа на пределе, в атмосфере, <…> кислорода на треть меньше, чем внизу, в долине.

Совершенствовалось снаряжение, менялась психология восходителей. В мире практически не осталось белых пятен, и то, что еще вчера казалось недоступным, сегодня воспринимается как обыденное, и через неделю в ленте новостей вытесняется новыми событиями. Но на вершину Эвереста, как и 50 лет назад, можно попасть <…> своими ногами. Шаг за шагом. Проявляя незаурядное терпение, волю и мужество.


1 вариант

1. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это наречие.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1)  РАБОТА. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р.

2)  ПСИХОЛОГИЯ. Совокупность психических процессов, обусловливающих какой-н. род деятельности. П. творчества.

3)  СЕГОДНЯ. В этот, сейчас идущий день. С. холодно.

4)  ЛЕНТА. Длинная узкая полоса из какого-н. материала. Бумажная л. Изоляционная л. Кинематографическая л. (кинопленка). Л. шоссе (перен.).

5)  ПОПАСТЬ. Оказаться, очутиться в каком-н. месте, положении, обстоятельствах. П. в чужой дом. П. в плохую компанию. Попал в театр (смог пойти).


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Во фрагменте представлен рассказ о том, как покорялся Эверест, что характерно для текста художественного стиля.

2)  Основная задача текста - убедить читателя в том, что восхождение на Эверест по силам только мужественным, волевым людям.

3)  В последнем абзаце сделан вывод, в котором содержится авторская эмоциональная оценка описываемого явления.

4)   В тексте использованы образные средства, слова в переносном значении, слова с яркой эмоциональной окраской, что характерно для текста публицистического стиля.

5)  Текст содержит отглагольные существительные (восхождение, снаряжение, терпение).



2 вариант

1. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите эту частицу.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1)   ПОКОРИТЬ. Подчинить своей власти, завоевать. П. страну.

2)  КОМАНДА. Начальствование над какой-нибудь. воинской частью. Отряд под К. офицера.

3)  РАЗБИВАТЬСЯ. Разделиться на части, группы. Р. на бригады.

4)  ПРОБИВАЯСЬ. (ПРОБИВАТЬСЯ). Потратить много усилий и времени, делая что-н.

5)  СМЕНА. Тот (то, те), кто приходит, возникает, заменяя собой кого-что-нибудь.

​​​​​​​

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (сизалевые, гортексовые, психология), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (восхождение, экспедиция, альпинистская команда, снаряжение).

2)  Использование метафор (атакуют стены и отвесы, пробиваясь сквозь туман и пургу) и фразеологизмов (белые пятна, шаг за шагом) способствует эмоциональности, выразительности текста, помогает передать авторское отношение.

3)  Текст содержит конструкции с существительными в родительном падеже (статистика восхождений, не осталось белых пятен, вытесняется новыми событиями), стилеобразующей чертой текста является сочетание экспрессии и стандарта, что характерно для публицистического стиля.

4)  Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых  - ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова, парцелляция.

5)  Основная цель автора  - сообщить читателю информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.


Ключи

1 вариант

1) Где

2) 145

3) 2345

1 вариант

1) Только

2) 145

3) 1234

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Елена Вениаминовна Чурина, 06.01.23 в 00:27 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, доброго времени суток! В варианте 2 в № 3 (2) следует читать выразительность текста или текса? В варианте 2 в № 3 (1) нужно читать термины (гортексовые) или термины (гротесковые)?
Легоцкая Вера Сергеевна
Комментарий был удалён пользователем 06 янв 2023 в 09:55
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.01.23 в 09:55 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Елена Вениаминовна! Спасибо за внимательное отношение к работе. Гортексовый-это современный синтетический материал, с мембранной структурой, очень тонкой. А вот в слове текста Т я пропустила, спасибо, сейчас исправлю. Еще раз спасибо и с Рождеством Вас! Всех благ Вам и Вашим близким!
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.01.23 в 09:54 2Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Елена Вениаминовна! Спасибо за внимательное отношение к работе. Гортексовый-это современный синтетический материал, с мембранной структурой, очень тонкой. А вот в слове текста Т я пропустила, спасибо, сейчас исправлю. Еще раз спасибо и с Рождеством Вас! Всех благ Вам и Вашим близким!
Елена Вениаминовна Чурина, 06.01.23 в 10:46 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за поздравление и просвещение! И Вас с наступающим Рождеством Христовым! Всех благ Вам и Вашим близким!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.