Упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе «Задания 1–3»
Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку. Упражнения для подготовки
Пояснительная записка
Представленные в работе упражнения позволяют сформировать умение определять логико-смысловые отношения между предложениями и их частями, лексическое значение слова, выполнять различные виды анализа текста.
Выполнение предложенных заданий поможет сформировать умение делать композиционно-содержательный анализ текста (тема, проблема, идея текста, авторская позиция, смысловые отношения между предложениями, средства межфразовой связи), типологический анализ текста (функционально-смысловые типы речи), стилистический анализ текста (функциональные стили речи: языковые особенности, стилевые черты; средства выразительности и их функции; жанры).
Упражнения могут быть использованы на уроке и в качестве домашнего задания, а также при самостоятельной подготовке учащихся.
Источник текста: А. Н. Букреев, Г. В. ДеУолт. Восхождение; БАСК, МЦНМО, Москва, 2002.
Статистика восхождений на вершину Эвереста говорит о том, что покорить его всегда было непросто. С 20-х годов двадцатого века в Непал направлялись экспедиции с тоннами груза, укомплектованные альпинистской командой в два-три десятка человек. Восхождение на гору напоминало осаду средневекового замка, в предместье которого разбивается лагерь, и неделя за неделей осаждающие вновь и вновь атакуют стены и отвесы, пробиваясь сквозь туман и пургу.
На смену брезентовым штормовкам и сизалевым веревкам пришли гортексовые куртки и синтетические волокна, но суть, в общем-то, осталась той же: работа на пределе, в атмосфере, <…> кислорода на треть меньше, чем внизу, в долине.
Совершенствовалось снаряжение, менялась психология восходителей. В мире практически не осталось белых пятен, и то, что еще вчера казалось недоступным, сегодня воспринимается как обыденное, и через неделю в ленте новостей вытесняется новыми событиями. Но на вершину Эвереста, как и 50 лет назад, можно попасть <…> своими ногами. Шаг за шагом. Проявляя незаурядное терпение, волю и мужество.
1 вариант
1. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это наречие.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) РАБОТА. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р.
2) ПСИХОЛОГИЯ. Совокупность психических процессов, обусловливающих какой-н. род деятельности. П. творчества.
3) СЕГОДНЯ. В этот, сейчас идущий день. С. холодно.
4) ЛЕНТА. Длинная узкая полоса из какого-н. материала. Бумажная л. Изоляционная л. Кинематографическая л. (кинопленка). Л. шоссе (перен.).
5) ПОПАСТЬ. Оказаться, очутиться в каком-н. месте, положении, обстоятельствах. П. в чужой дом. П. в плохую компанию. Попал в театр (смог пойти).
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Во фрагменте представлен рассказ о том, как покорялся Эверест, что характерно для текста художественного стиля.
2) Основная задача текста - убедить читателя в том, что восхождение на Эверест по силам только мужественным, волевым людям.
3) В последнем абзаце сделан вывод, в котором содержится авторская эмоциональная оценка описываемого явления.
4) В тексте использованы образные средства, слова в переносном значении, слова с яркой эмоциональной окраской, что характерно для текста публицистического стиля.
5) Текст содержит отглагольные существительные (восхождение, снаряжение, терпение).
2 вариант
1. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПОКОРИТЬ. Подчинить своей власти, завоевать. П. страну.
2) КОМАНДА. Начальствование над какой-нибудь. воинской частью. Отряд под К. офицера.
3) РАЗБИВАТЬСЯ. Разделиться на части, группы. Р. на бригады.
4) ПРОБИВАЯСЬ. (ПРОБИВАТЬСЯ). Потратить много усилий и времени, делая что-н.
5) СМЕНА. Тот (то, те), кто приходит, возникает, заменяя собой кого-что-нибудь.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (сизалевые, гортексовые, психология), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (восхождение, экспедиция, альпинистская команда, снаряжение).
2) Использование метафор (атакуют стены и отвесы, пробиваясь сквозь туман и пургу) и фразеологизмов (белые пятна, шаг за шагом) способствует эмоциональности, выразительности текста, помогает передать авторское отношение.
3) Текст содержит конструкции с существительными в родительном падеже (статистика восхождений, не осталось белых пятен, вытесняется новыми событиями), стилеобразующей чертой текста является сочетание экспрессии и стандарта, что характерно для публицистического стиля.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых - ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова, парцелляция.
5) Основная цель автора - сообщить читателю информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
Ключи
1 вариант
1) Где
2) 145
3) 2345
1 вариант
1) Только
2) 145
3) 1234
Елена Вениаминовна Чурина
Легоцкая Вера Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Вениаминовна Чурина