12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Литвиненко Светлана Юрьевна615 Работаю в школе 37 лет учителем русского языка и литературы. Люблю детей, книги, театр, кошек Россия, Хабаровский край, Хор Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Задания для анализа детской сказочки Л.Петрушевской "Твой друг"
Л. Петрушевская «Твой друг»
Детская сказочка
1. Детская сказочка называется «Твой друг». Какие можно сделать предположения по названию о сюжете произведения? Сразу ли понятно, кто является в сказке другом? Объясните, как метафора в названии произведения помогает понять смысл рассказа?
2. Почему Л. Петрушевская указала жанр «детская сказочка»? Обратите внимание на значение обоих слов, образование слова «сказочка», есть и в произведении слова, с подобным образованием? Как они помогают понять смысл текста? Какой предмет играет роль «вредителя» (как в быличках или сказках-страшилках)?
Справка.
Название жанра «быличка» ориентировано на реальность, на правдивость событий, которые произошли с рассказчиком или с иным героем, о котором повествует рассказчик. В быличке дана явная установка на веру. И слушающие и рассказывающий верят в реальность описываемых событий.
Действие быличек разворачивается в мире повседневности, обыденности, чаще всего это местность, в которой живет рассказчик или соседствующая с ней территория. Действие почти всегда приближено к слушателям, они знают, о ком идет речь, где находится то или иное место, обозначенное в быличке. Обилие деталей, фактов подтверждает то положение, что в быличку верят. Часто былички начинаются со слов: «у нас тут…; у меня была подруга…; у нас на поселке…..; мне рассказывали….».
Иногда целью изложения таких историй служит предупреждение. Быличка может стать для слушающего инструкцией к действию в какой-либо неординарной ситуации, стать наставлением, она может просто удовлетворить человеческий интерес к какому-либо знанию из области сверхъестественного, а может и помочь поддержать разговор, который не несет в себе никакой другой функции, кроме развлекательной.
Традиционные былички могли рассказываться и взрослыми, и детьми. Но дети в роли рассказчика выступают реже. Взрослые могут пугать детей различными персонажами или предметами из быличек, чтобы подкрепить систему запретов. Отмечается двуадресность быличек.
Быличка близка к жанру страшилок. Обращена к детскому сознанию, часто становится игровым жанром.
3. Организация времени и пространства называется хронотопом. В произведении время настоящее и будущее. Как автор изображает это время? Какие аллюзии, реминисценции использует автор? Включитесь в игру по разгадыванию источников и намёков. Как показан контекст современной действительности?
Справка.
Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что
…Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определённые стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определённые формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные в начале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили своё реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет
Аллюзия. Стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание, какая-либо крылатая фраза или цитата из классической поэзии.
Реминисценции, говоря иначе, — это образы литературы в литературе. Наиболее распространенная форма реминисценции — цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой. Реминисценции могут включаться в произведения сознательно и целеустремленно либо возникать независимо от воли автора, непроизвольно («литературное припоминание»).
5. Где в тексте звучит ирония, а где сарказм? И почему?
Справка. Ирония (от греческого eironeia – насмешка) – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.
Сарказм – злая ирония, язвительная насмешка, содержит негативную оценку и указывает на недостаток человека, предмета или явления.
6. «Очиститься от неправды, нечистоты, пробиться сквозь нечувствие» и вызвать сострадание, жалость, отклик, побудить душу любыми средствами – вот задача писательницы. Как вы считаете, справилась ли Л.Петрушевская со своей задачей, написав детскую сказочку? Обоснуйте свой ответ.