12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Литвиненко Светлана Юрьевна615
Работаю в школе 37 лет учителем русского языка и литературы. Люблю детей, книги, театр, кошек
Россия, Хабаровский край, Хор

Л. Петрушевская «Твой друг»

Детская сказочка

1. Детская сказочка называется «Твой друг». Какие можно сделать предположения по названию о сюжете произведения? Сразу ли понятно, кто является в сказке другом? Объясните, как метафора в названии произведения помогает понять смысл рассказа?

2. Почему Л. Петрушевская указала жанр «детская сказочка»? Обратите внимание на значение обоих слов, образование слова «сказочка», есть и в произведении слова, с подобным образованием? Как они помогают понять смысл текста? Какой предмет играет роль «вредителя» (как в быличках или сказках-страшилках)?

Справка.

Название жанра «быличка» ориентировано на реальность, на правдивость событий, которые произошли с рассказчиком или с иным героем, о котором повествует рассказчик. В быличке дана явная установка на веру. И слушающие и рассказывающий верят в реальность описываемых событий.

Действие быличек разворачивается в мире повседневности, обыденности, чаще всего это местность, в которой живет рассказчик или соседствующая с ней территория. Действие почти всегда приближено к слушателям, они знают, о ком идет речь, где находится то или иное место, обозначенное в быличке. Обилие деталей, фактов подтверждает то положение, что в быличку верят. Часто былички начинаются со слов: «у нас тут…; у меня была подруга…; у нас на поселке…..; мне рассказывали….».

Иногда целью изложения таких историй служит предупреждение. Быличка может стать для слушающего инструкцией к действию в какой-либо неординарной ситуации, стать наставлением, она может просто удовлетворить человеческий интерес к какому-либо знанию из области сверхъестественного, а может и помочь поддержать разговор, который не несет в себе никакой другой функции, кроме развлекательной.

Традиционные былички могли рассказываться и взрослыми, и детьми. Но дети в роли рассказчика выступают реже.  Взрослые могут пугать детей различными персонажами или предметами из быличек, чтобы подкрепить систему запретов. Отмечается двуадресность быличек.

Быличка близка к жанру страшилок. Обращена к детскому сознанию, часто становится игровым жанром.

3. Организация времени и пространства называется хронотопом. В произведении время настоящее и будущее. Как автор изображает это время? Какие аллюзии, реминисценции использует автор? Включитесь в игру по разгадыванию источников и намёков. Как показан контекст современной действительности?

Справка.

Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причём в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен.

Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определённые стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определённые формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные в начале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили своё реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс.

Аллюзия. Стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание, какая-либо крылатая фраза или цитата из классической поэзии.

Реминисценции, говоря иначе, — это образы литературы в литературе. Наиболее распространенная форма реминисценции — цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой. Реминисценции могут включаться в произведения сознательно и целеустремленно либо возникать независимо от воли автора, непроизвольно («литературное припоминание»).

4. Стиль произведения разговорный, просторечный. Приведите примеры просторечной лексики, объясните её использование. К кому обращается рассказчик? Проследите, какие местоимения употребляет? Для чего это делает? В каких словах проявляется авторская позиция и какова она? Какие слова (и с одним и тем же корнем) повторяется часто и почему? Какие ещё фигуры речи вы можете отметить в тексте и почему именно они используются?

5. Где в тексте звучит ирония, а где сарказм? И почему?

Справка. Ирония (от греческого eironeia – насмешка) – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.

Сарказм – злая ирония, язвительная насмешка, содержит негативную оценку и указывает на недостаток человека, предмета или явления.

6. «Очиститься от неправды, нечистоты, пробиться сквозь нечувствие» и вызвать сострадание, жалость, отклик, побудить душу любыми средствами – вот задача писательницы. Как вы считаете, справилась ли Л.Петрушевская со своей задачей, написав детскую сказочку? Обоснуйте свой ответ.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.