Нестандартное домашнее задание по русскому языку по теме «Односоставные предложения» (8 класс)
по теме «Односоставные предложения» (8 класс)
Прекрасное правило: все делать так, чтобы самому нравилось! Это фактически и есть увлечение.
С.Л. Соловейчик
Из множества трактовок понятия «домашняя работа» наиболее точным представляется определение, данное И.П. Харламовым: домашняя работа – «самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, совершенствованию учебных умений и навыков» (Педагогика. – М., 1990,с. 295).
Слово «нестандартный» имеет достаточно большое количество синонимов: своеобразный, нетривиальный, неизбитый, оригинальный, необычный, нетрадиционный, особый, небанальный, неординарный, нешаблонный и др. (См. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims).
Отличительные признаки нестандартного домашнего задания по русскому языку - «продуктивная», творческая деятельность, самостоятельный поиск учащимися решения задачи, активное воспроизведение знаний в незнакомых условиях, опознание и объяснение языковых явлений, предъявляемых нетрадиционным способом (Щипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность. – 2000. - №5, с. 16-19).
В конце изучения раздела «Односоставные предложения» перед уроком повторения и систематизации пройденного (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) восьмиклассникам можно предложить нестандартное дифференцированное домашнее задание (учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности работы).
Цели домашнего задания:
обучающая: актуализация, углубление и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения»;
развивающая: мотивация познавательной деятельности, развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся;
воспитательная: формирование интереса учащихся к изучению русского языка, раскрытие их творческих способностей, воспитание инициативы, ответственности, самостоятельности, активности.
Домашнее задание по теме «Односоставные предложения»:
- найти в одном номере любой газеты за текущий год заголовки, представляющие собой односоставные предложения, определить их разряд, записать по 1 примеру каждого вида односоставных предложений в изготовленном самостоятельно покетмоде (1 уровень сложности), по желанию провести мини-исследование (2 уровень сложности) или выполнить творческую работу (3 уровень сложности);
- расположить материал в покетмоде (см. инструкцию по складыванию покетмода https://www.youtube.com/watch?v=SqD8-eecB50) следующим образом:
1часть (обложка) – заголовок – «Односоставные предложения в роли газетных заголовков» (по материалам газеты «…» - указывается название и дата выхода газеты), фамилия и имя учащегося;
2 часть – «Определенно-личные предложения»;
3 часть – «Неопределенно-личные предложения»;
4 часть – «Обобщенно-личные предложения»;
5 часть - «Безличные предложения»;
6 часть – «Назывные предложения»;
7-8 части – «Результаты мини-исследования» (см. 2 уровень сложности) или творческая работа «Гимназическая газета» (см. 3 уровень сложности).
Электронный журнал позволяет выслать каждому ученику инструкцию по выполнению домашнего задания и систему оценивания работы в зависимости от уровня ее сложности. Возможны разные способы проверки задания: фронтальная и выборочная проверка учителем, самопроверка, взаимопроверка.
Уровень сложности домашнего задания |
Инструкция по выполнению домашнего задания |
Оценивание домашнего задания (варианты: самооценка, взаимооценка, оценка учителя) |
1 уровень сложности – минимальный (время выполнения – 25 минут) |
1. Выберите любую газету за текущий год (в бумажном или электронном варианте). 2. Определите, какие заголовки представляют собой односоставные предложения. 3. Определите разряд односоставных предложений. 4. Изготовьте покетмод (см. ссылку). 5. Озаглавьте страницы покетмода. Запишите на соответствующих страницах односоставные предложения разных видов (по 1 примеру). |
1 балл – правильно найдено односоставное предложение, верно определен его разряд (всего 4 балла). 1 балл – аккуратно оформлены покетмод и записи в нем. Отметка «4» - 5 баллов (4 балла - правильно найдено 4 разных вида односоставных предложений, 1 балл - аккуратно оформлена работа). Отметка «3» - 4 балла (3 балла - правильно найдено 3 разных вида односоставных предложений,1 балл - аккуратно оформлена работа, ИЛИ правильно найдено 4 разных вида односоставных предложений – 4 балла, 0 баллов - неаккуратно оформлена работа). Отметка «2» - 0-3 балла (правильно найдено 1-2 односоставных предложения, ИЛИ работа не выполнена). |
2 уровень сложности – средний (время выполнения – 30 минут) |
См. пункты 1-3. 4. Систематизируйте собранный материал. 5. Выясните, какие виды односоставных предложений чаще встречаются в газетных заголовках, и оформите свои выводы в виде таблицы или диаграммы (названия статей необходимо выписать в соответствии с видами предложений). 6. Изготовьте покетмод (см. ссылку). 7. Озаглавьте страницы покетмода. Запишите на соответствующих страницах односоставные предложения разных видов и результаты мини-исследования. |
1 балл – правильно найдено односоставное предложение, верно определен его разряд (всего 4 балла). 3 балла – проведено мини-исследование. 1 балл – аккуратно оформлены покетмод и записи в нем. Отметка «5» - 8 баллов (4 балла - правильно найдено 4 разных вида односоставных предложений, 3балла - грамотно систематизирован материал, подведены итоги мини-исследования, 1 балл – аккуратно оформлена работа). Отметка «4» - 6-7 баллов (3-4 балла - правильно найдено 3-4 разных вида односоставных предложений, 2 балла – допущены 1-2 ошибки при систематизации материала, 1 балл - аккуратно оформлена работа). Отметка «3» - 4-5 баллов (3 балла - правильно найдено 3 разных вида односоставных предложений, 1 балл – допущено 3-4 ошибки при систематизации материала, 0-1 балл – аккуратно (неаккуратно) оформлена работа. Отметка «2» - 0-3 балла (правильно найдено 1-2 односоставных предложения, допущено больше 5 ошибок при систематизации материала, ИЛИ работа не выполнена). |
3 уровень сложности – высокий (время выполнения – 30 минут) |
См. пункты 1-3. 4. Представьте, что вы принимаете участие в выпуске гимназической газеты. Придумайте заголовки газетных статей (рубрик), представляющих собой - назывное предложение (1 пример); - определенно-личное предложение (1 пример); - неопределенно-личное предложение (1 пример); - безличное предложение (1 пример). |
1 балл – правильно найдено односоставное предложение, верно определен его разряд (всего 4 балла). 4 балла – творческое задание (по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение). 1 балл – аккуратно оформлены покетмод и записи в нем. Отметка «5» - 8-9 баллов (4 балла - верно найдено 4 разных вида односоставных предложений, 3-4 балла - правильно составлено 3-4 разных вида односоставных предложений в соответствии с заданием, 1 балл – аккуратно оформлена работа). Отметка «4» - 6-7баллов (3-4 балла - верно найдено 3-4 разных вида односоставных предложений, 2 балла – правильно составлено 3 разных вида односоставных предложений, 1 балл - аккуратно оформлена работа). Отметка «3» - 5 баллов (3 балла - верно найдено 3 разных вида односоставных предложений, 1 балл – правильно составлено 2 разных вида односоставных предложений, 1 балл – аккуратно оформлена работа, ИЛИ 3 балла -верно найдено 3 разных вида односоставных предложений, 2 балла - правильно составлено 3 разных вида односоставных предложений, 0 баллов - неаккуратно оформлена работа. Отметка «2» - 0-4 балла (верно найдено 1-2 односоставных предложения, правильно составлено 1-2 предложения, ИЛИ работа не выполнена). |
Планируемые результаты: в период подготовки и выполнения домашней работы у учащихся формируются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты, соответствующие требованиям ФГОС основного общего образования:
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
Учащиеся научатся: - определять понятия «односоставное предложение», «виды односоставных предложений»; - владеть навыками работы с различными информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; -владеть навыками различных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и информационной переработки прочитанного материала; - опознавать предложение как одну из основных единиц синтаксиса; - анализировать различные виды односоставных предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; - находить грамматическую основу предложения; -проводить синтаксический анализ предложения. |
Познавательные УУД Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации, в том числе и в электронном виде; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - владеть разными видами чтения; - использовать знаково-символические средства; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить классификацию, проводить аналогии; - строить сообщения в письменной форме. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - соотносить цели и результаты своей работы, различать способ и результат действия; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - осуществлять итоговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы. |
Учащиеся научатся: - проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебной задачи; - проявлять интерес к изучению языка; - ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; - адекватно оценивать свою учебную деятельность на основе результатов работы.6 |