12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1034
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Учительские династии»


Раздел А

Задания по суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему


Тема

Биосфера

Цель обучения

7.3.4.1 определяет состав, строение, границы и свойства биосферы;

7.3.4.3 определяет распространение типов почв в Казахстане;

7.3.4.4 с дополнительным охватом местного компонента оценивает почвенные ресурсы

Критерии оценивания

Обучающийся

объясняет состав, строение, границы и свойства биосферы;

характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана;

оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента

Уровень мыслительных

навыков

применение

навыки высокого порядка

Время

выполнения

заданий

20 минут



Задание № 1

Укажите границы биосферы, выбрав несколько вариантов ответов (2 мин)

А. верхние слои атмосферы, литосфера, гидросфера;

В. гидросфера, стратосфера, почва;

С. верхняя часть литосферы, тропосфера, гидросфера;

D. нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы, шельф океана;

Е. мантия, тропосфера, гидросфера;

F. материковая земная кора, ложе океана, мезосфера;

(2 балла)

Задание № 2


На примере горного луга (Рис. 1) выберите верные для данного биоценоза природные компоненты (2 мин); (2 балла)

t1678694151aa.pngРис.1

http://www.2fons.ru/pic/201410/1920x1080/2fons.ru-60986.jpg


А. двустворчатые моллюски;

В. лиственные деревья;

С. насекомые-опылители;

D. бурые почвы;

Е. тростниковые заросли;

F. хвойные деревья;

Задание № 3


Укажите примеры влияния живых организмов на гидросферу

(2 мин); (3 балла)

А. водоросли поглощают углекислый газ и выделяют кислород;

В. деревья очищают воздух от вредных примесей;

С. копытные животные при дыхании выделяют парниковый газ;

D. растения, разрушая корнями горные породы, участвуют в выветривании;

Е. рыба, поедая водоросли, очищает от них водоемы;

F. человек своей деятельностью создает условия для таяния ледников Антарктиды;


Задание № 4


Определите истинность или ложность утверждения. Выбранный вариант подчеркните (1 мин); (1 балл)

Численность сайгака в последние годы резко снизилась. Современные исследования показали, что причиной снижения является шум, производимый автомобилями на дорогах.

Правда/Ложь



Задание № 5

Соотнесите территории Казахстана и характерные им типы почв

(6 мин); (9 баллов)



Территории


Типы почв


Особенности почв

1

Северо-Казахская равнина

А

бурые

а

высокое содержание соли

2

север Сарыарки

В

каштановые

в

занимают около 50 % пустынной зоны

3

южная часть Прикаспийской низменности

С

черноземы обыкновенные

с

непригодны для земледелия





d

отличаются глыбистой структурой





е

распространены в сухих степях





f

содержание гумуса до 8 %


Задание № 6


Составьте «цепочку» причинно-следственных связей, обусловившие главное свойство черноземов. Приведите два аргумента влияния этого свойства на земледелие в ЗКО (6мин); (3 балла)

t1678694151ab.png_____________________________________














Критерий оценивания

задания

Дескрипторы

Количество баллов

Объясняет состав, строение, границы и свойства биосферы

1

Указывает первую границу биосферы

1

Указывает вторую границу биосферы

1

2

Определяет тип растительности

1

Определяет состав фауны

1

3

Выделяет примеры влияния живых организмов на гидросферу

3

4

Определяет истинность/ложность утверждения

1

Характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана

5

Соотносит территории Казахстана, характерные им типы почв и их особенности

9

Оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента

6

Представляет «цепочку» причинно-следственных связей, обусловивших главное свойство черноземов

1

Приводит первый аргумент влияния главного свойства почвы на земледелие в ЗКО

1

Приводит второй аргумент влияния главного свойства почвы на земледелие в ЗКО

1

Всего баллов 20




Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел «Физическая география»


ФИО обучающегося _________________

Критерий

оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Объясняет состав, строение, границы и свойства биосферы

Зt1678694151ac.gift1678694151ac.gift1678694151ac.gift1678694151ac.gift1678694151ac.gift1678694151ac.gif атрудняется в объяснении состава, строения, границ и свойств биосферы

Допускает ошибки в объяснении состава, строения, границ и свойств биосферы

Оt1678694151ac.gift1678694151ac.gift1678694151ac.gif бъясняет состав, строение, границы и свойства биосферы

Характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана

Затрудняется в характеристике расположения/определении характерных особенностей почв Казахстана

Допускает ошибки в характеристике расположения/определении характерных особенностей почв Казахстана

Характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана

Оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента

Затрудняется в оценивании почвенных ресурсов с дополнительным охватом местного компонента

Допускает ошибки в оценивании почвенных ресурсов с дополнительным охватом местного компонента

Оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента








СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ


Обзор суммативного оценивания за 3 четверть


Продолжительность - 40 минут


Количество баллов - 25


Типы заданий:


МВО – задания с множественным выбором ответов;

КО – задания, требующие краткого ответа;

РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания


Данный вариант состоит из 8 заданий, требующие краткого и развернутого ответа. Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить пустые места словами или предложениями. При ответе на вопросы, требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения, географические знания. Задания могут быть структурированными, состоящими из нескольких вопросов.




Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть

Раздел/подраздел

Проверяемая цель

Уровень мыслительных навыков

Кол. заданий

задания


Тип задания

Время на выполнение, мин

Балл

Балл за раздел




Физическая география-

Биосфера

7.3.4.1 определяет состав, строение, границы и свойства биосферы

Знание и понимание

1


1

КО


1

1

12

7.3.4.2 определяет типы и состав почвы и в графической форме представляет строение почвы

Применение


1


2

КО

МВО


3

3


7.3.4.3 определяет распространение типов почв в Казахстане

Применение


1


3

КО

6

2


7.3.4.5 классифицирует экологические проблемы почв и предлагает пути их решения

Навыки высокого порядка

1


4

РО

10

6

Физическая география-Природно-территориальные комплексы

7.3.5.1 объясняет формирование природно-территориальных комплексов: географическая оболочка, материки и океаны, зоны и пояса, ландшафты

Знание и понимание


1


4

КО


2

2


6

7.3.5.2 с дополнительным охватом местного компонента характеризует по плану природно-территориальные комплексы различного уровня

Применение


1


6


МВО


5

4



Социальая география-География населения

7.4.1.1 объясняет этнолингвистическую классификацию народов мира

Знание и понимание


1


7

КО


3

2


7

7.4.1.4 с дополнительным охватом Казахстанского компонента доказывает необходимость межнационального и межконфессионального согласия и предлагает пути их формирования

Навыки высокого порядка

1

8

РО

10

5

Итого



8



40

25

25


Раздел В

Задания по суммативному оцениванию за 3 четверть по предмету «География»


Задание № 1


Заполните схему строения и границ биосферы (1 мин); (1 балл)


t1678694151ad.pngt1678694151ae.gift1678694151ae.gift1678694151ae.gif

биосфера


атмосфера

гидросфера

t1678694151af.png t1678694151ag.pngt1678694151ah.png


Задание № 2 (4 мин)

а. Определите тип почвы по описанию: (1 балл)

«…Первое, что бросается в глаза, – это цвет. Он должен быть темным, даже ярко-черным. Во-вторых, стоит обращать внимание на структуру: крупнозернистая почва, в которой могут встречаться комки земли».


http://fb.ru/article/324368/chernozem---eto-opredelenie-sostav-svoystva-primenenie-i-vidyi


вt1678694151ai.png . Отберите верные утверждения, характерные для вышеуказанного типа почвы, используя почвенный профиль

(2 балла)

А. В почве встречается мало подземных и почвенных животных;

В. Образование этой почвы происходит на суглинках после отмирания разнотравно-злаковых культур, произрастающих в лесостепях и на лугах;

С. Очень близок к этой почве торф, который тоже формируется вследствие многолетнего разложения растительных остатков;

D. Почва бедна гумусом, формируется на песчаных грунтах и скальных породах;

E. Почва бедна перегноем, в силу чего почти лишена растительности;

F. Почва не пригодна для земледелия, так как не

соответствует нормам плодородия

http://900igr.net/up/datas/199410/018.jpg


Задание № 3.

Используя почвенную карту, назовите почву показанную стрелкой и укажите природную зону (3 мин); (2 балла)

t1678694151aj.gif

https://ru-static.z-dn.net/files/d95/94992f87c1b88547d16844822172b05e.jpg


Тип почвы

Природная зона



Задание № 4.

Классифицируйте экологические проблемы почв и предложите по одному пути их решения (10 мин); (6 баллов)

t1678694151ak.png1 t1678694151al.png 2

t1678694151am.png3 t1678694151an.png 4

http://nemasterok.ru/foto/zashchita-pochv-ot-erozii-vidy-erozii-metody-borby-kak-zashchitit-pochvu-ot-erozii-10.jpg

https://farm7.staticflickr.com/6060/6391089905_303dbe7fda_b.jpg

https://geokrg.weebly.com/uploads/6/1/0/3/61035143/19_1_orig.jpg

http://nature.baikal.ru/phs/norm/98/98227.jpg


Тип эрозии

рисунков

Причина эрозии

Путь решения проблемы













Задание № 5.

Выберите ландшафты, соответствующие для ПТК тундры

(2 мин); (2 балла)

t1678694151ao.png1

t1678694151ap.png2

t1678694151aq.png3

t1678694151ar.png4

t1678694151as.png5

t1678694151at.png6

Номера выбранных вами ландшафтов запишите в таблицу


Природная зона

Ландшафты (№ рисунков)

Тундра



https://cdn.photocentra.ru/images/main21/217512_main.jpg

https://i.imgur.com/3pO5j3W.jpg

https://wallbox.ru/resize/1152x864/wallpapers/main/201316/05d6e569f487302.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/964669/27238d05-f3d6-47a4-8ba7-f196df18bda9/s1200?webp=false

https://hdwallsource.com/img/2014/8/thumb/denali-national-park-wallpaper-31540-32273-hd-wallpapers-thumb.jpg

https://www.motto.net.ua/mini/201409/83608.jpg

Задание № 6

Отберите характерные признаки степной зоны. Выбранные ответы подчеркните (5 мин); (4 балла)

t1678694151au.png

https://35photo.ru/photos_temp/sizes/338/1691967_500n.jpg

A. безлесное пространство;

B. животные живут в норах и передвигаются с большой скоростью;

C. мало рек и почти нет озер;

D. обильно представлено разнотравье;

E. основные почвы – серо-бурые и сероземы;

F. территория находится под влиянием Северного Ледовитого океана;

G. южнее находится зона полупустынь;

H. южнее находится зона тайги;

Задание № 7

Сопоставьте языковые семьи и народы (3мин); (2 балла)


Языковая семья

Народы

1. Алтайская

А. абхазы, чеченцы, ингуши

2. Индоевропейская

В. евреи, египтяне, хауса

3. Сино-тибетская

С. казахи, татары, узбеки

4. Уральская

D. русские, болгары, украинцы


____________________________________________________________________


Задание № 8

Докажите необходимость межнационального и межконфессионального согласия для решения общегосударственных проблем в Казахстане

(10 мин); (5 баллов)


A. Каковы основные причины возникновения конфликтов, приводящих к войнам?

B. Аргументируйте необходимость мирного разрешения конфликтов

C. Оцените роль государства в решении подобных конфликтов

D. Определите последствия межнациональных и межконфессиональных конфликтов

E. Рекомендуйте пути предотвращения подобных конфликтов в Казахстане






































Схема выставления баллов


Ответы

Баллы

Дополнительная информация

1

Литосфера

1


2


А. чернозем

B. В, С

1

2


3

Сероземы;

Пустыня;

2


4





Bодная эрозия – 1,3;

Bетровая эрозия – 2,4

Bодная эрозия –неправильная распашка земель; проведение почвозащитных мероприятий, правильная распашка земель;

Bетровая эрозия – вырубка лесозащитных полос;

проведение мелиоративных мероприятий, посадка лесозащитных полос;

4



2






Принимается: если обучающийся приводит свои примеры почвозащитных и мелиоративных мероприятий

5

Тундра – 1,5

2


6

Степь – A, B, D, G

4


7

1 – С

2 - D

2


8

A. борьба за ресурсы, религия, этнические вопросы;

B. предотвращение гибели людей, развала экономики, нарушения отношений между странами;

С. ужесточение законов, контроль и цензура, пропаганда;

D. войны, гибель людей, развал экономики;

E. проведение этнокультурных мероприятий, разъяснительная работа с людьми

5

Принимается: если обучающийся приводит другие примеры причин и последствий проблемы и путей ее решения;

Всего баллов 25




Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.