12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Николай Вологин1034 Россия, Саратовская обл., Саратов Материал размещён в группе «Учительские династии» |
Задания по суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему: Биосфера
Раздел А
Задания по суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему
Тема | Биосфера |
Цель обучения | 7.3.4.1 определяет состав, строение, границы и свойства биосферы; 7.3.4.3 определяет распространение типов почв в Казахстане; 7.3.4.4 с дополнительным охватом местного компонента оценивает почвенные ресурсы |
Критерии оценивания | Обучающийся объясняет состав, строение, границы и свойства биосферы; характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана; оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента |
Уровень мыслительных навыков | применение навыки высокого порядка |
Время выполнения заданий | 20 минут |
Задание № 1
Укажите границы биосферы, выбрав несколько вариантов ответов (2 мин)
А. верхние слои атмосферы, литосфера, гидросфера;
В. гидросфера, стратосфера, почва;
С. верхняя часть литосферы, тропосфера, гидросфера;
D. нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы, шельф океана;
Е. мантия, тропосфера, гидросфера;
F. материковая земная кора, ложе океана, мезосфера;
(2 балла)
Задание № 2
На примере горного луга (Рис. 1) выберите верные для данного биоценоза природные компоненты (2 мин); (2 балла)
Рис.1
А. двустворчатые моллюски;
В. лиственные деревья;
С. насекомые-опылители;
D. бурые почвы;
Е. тростниковые заросли;
F. хвойные деревья;
Задание № 3
Укажите примеры влияния живых организмов на гидросферу
(2 мин); (3 балла)
А. водоросли поглощают углекислый газ и выделяют кислород;
В. деревья очищают воздух от вредных примесей;
С. копытные животные при дыхании выделяют парниковый газ;
D. растения, разрушая корнями горные породы, участвуют в выветривании;
Е. рыба, поедая водоросли, очищает от них водоемы;
F. человек своей деятельностью создает условия для таяния ледников Антарктиды;
Задание № 4
Определите истинность или ложность утверждения. Выбранный вариант подчеркните (1 мин); (1 балл)
Численность сайгака в последние годы резко снизилась. Современные исследования показали, что причиной снижения является шум, производимый автомобилями на дорогах.
Правда/Ложь
Задание № 5
Соотнесите территории Казахстана и характерные им типы почв
(6 мин); (9 баллов)
| Территории | | Типы почв | | Особенности почв |
1 | Северо-Казахская равнина | А | бурые | а | высокое содержание соли |
2 | север Сарыарки | В | каштановые | в | занимают около 50 % пустынной зоны |
3 | южная часть Прикаспийской низменности | С | черноземы обыкновенные | с | непригодны для земледелия |
| | | | d | отличаются глыбистой структурой |
| | | | е | распространены в сухих степях |
| | | | f | содержание гумуса до 8 % |
Задание № 6
Составьте «цепочку» причинно-следственных связей, обусловившие главное свойство черноземов. Приведите два аргумента влияния этого свойства на земледелие в ЗКО (6мин); (3 балла)
_____________________________________
Критерий оценивания | № задания | Дескрипторы | Количество баллов |
Объясняет состав, строение, границы и свойства биосферы | 1 | Указывает первую границу биосферы | 1 |
Указывает вторую границу биосферы | 1 | ||
2 | Определяет тип растительности | 1 | |
Определяет состав фауны | 1 | ||
3 | Выделяет примеры влияния живых организмов на гидросферу | 3 | |
4 | Определяет истинность/ложность утверждения | 1 | |
Характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана | 5 | Соотносит территории Казахстана, характерные им типы почв и их особенности | 9 |
Оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента | 6 | Представляет «цепочку» причинно-следственных связей, обусловивших главное свойство черноземов | 1 |
Приводит первый аргумент влияния главного свойства почвы на земледелие в ЗКО | 1 | ||
Приводит второй аргумент влияния главного свойства почвы на земледелие в ЗКО | 1 | ||
Всего баллов 20 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося _________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Объясняет состав, строение, границы и свойства биосферы | З атрудняется в объяснении состава, строения, границ и свойств биосферы | Допускает ошибки в объяснении состава, строения, границ и свойств биосферы | О бъясняет состав, строение, границы и свойства биосферы |
Характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана | Затрудняется в характеристике расположения/определении характерных особенностей почв Казахстана | Допускает ошибки в характеристике расположения/определении характерных особенностей почв Казахстана | Характеризует расположение и характерные особенности почв Казахстана |
Оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента | Затрудняется в оценивании почвенных ресурсов с дополнительным охватом местного компонента | Допускает ошибки в оценивании почвенных ресурсов с дополнительным охватом местного компонента | Оценивает почвенные ресурсы с дополнительным охватом местного компонента |
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, требующие краткого и развернутого ответа. Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить пустые места словами или предложениями. При ответе на вопросы, требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения, географические знания. Задания могут быть структурированными, состоящими из нескольких вопросов.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел/подраздел | Проверяемая цель | Уровень мыслительных навыков | Кол. заданий | № задания | Тип задания | Время на выполнение, мин | Балл | Балл за раздел |
Физическая география- Биосфера | 7.3.4.1 определяет состав, строение, границы и свойства биосферы | Знание и понимание | 1 | 1 | КО | 1 | 1 | 12 |
7.3.4.2 определяет типы и состав почвы и в графической форме представляет строение почвы | Применение | 1 | 2 | КО МВО | 3 | 3 | ||
7.3.4.3 определяет распространение типов почв в Казахстане | Применение | 1 | 3 | КО | 6 | 2 | ||
7.3.4.5 классифицирует экологические проблемы почв и предлагает пути их решения | Навыки высокого порядка | 1 | 4 | РО | 10 | 6 | ||
Физическая география-Природно-территориальные комплексы | 7.3.5.1 объясняет формирование природно-территориальных комплексов: географическая оболочка, материки и океаны, зоны и пояса, ландшафты | Знание и понимание | 1 | 4 | КО | 2 | 2 | 6 |
7.3.5.2 с дополнительным охватом местного компонента характеризует по плану природно-территориальные комплексы различного уровня | Применение | 1 | 6 | МВО | 5 | 4 | ||
Социальая география-География населения | 7.4.1.1 объясняет этнолингвистическую классификацию народов мира | Знание и понимание | 1 | 7 | КО | 3 | 2 | 7 |
7.4.1.4 с дополнительным охватом Казахстанского компонента доказывает необходимость межнационального и межконфессионального согласия и предлагает пути их формирования | Навыки высокого порядка | 1 | 8 | РО | 10 | 5 | ||
Итого | | | 8 | | | 40 | 25 | 25 |
Раздел В
Задания по суммативному оцениванию за 3 четверть по предмету «География»
Задание № 1
Заполните схему строения и границ биосферы (1 мин); (1 балл)
биосфера
атмосфера
гидросфера
Задание № 2 (4 мин)
а. Определите тип почвы по описанию: (1 балл)
«…Первое, что бросается в глаза, – это цвет. Он должен быть темным, даже ярко-черным. Во-вторых, стоит обращать внимание на структуру: крупнозернистая почва, в которой могут встречаться комки земли».
в . Отберите верные утверждения, характерные для вышеуказанного типа почвы, используя почвенный профиль
(2 балла)
А. В почве встречается мало подземных и почвенных животных;
В. Образование этой почвы происходит на суглинках после отмирания разнотравно-злаковых культур, произрастающих в лесостепях и на лугах;
С. Очень близок к этой почве торф, который тоже формируется вследствие многолетнего разложения растительных остатков;
D. Почва бедна гумусом, формируется на песчаных грунтах и скальных породах;
E. Почва бедна перегноем, в силу чего почти лишена растительности;
F. Почва не пригодна для земледелия, так как не
соответствует нормам плодородия
Задание № 3.
Используя почвенную карту, назовите почву показанную стрелкой и укажите природную зону (3 мин); (2 балла)
Тип почвы | Природная зона |
| |
Задание № 4.
Классифицируйте экологические проблемы почв и предложите по одному пути их решения (10 мин); (6 баллов)
1 2
3 4
Тип эрозии | № рисунков | Причина эрозии | Путь решения проблемы |
| | | |
| | | |
Задание № 5.
Выберите ландшафты, соответствующие для ПТК тундры
(2 мин); (2 балла)
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Номера выбранных вами ландшафтов запишите в таблицу
Природная зона | Ландшафты (№ рисунков) |
Тундра | |
Задание № 6
Отберите характерные признаки степной зоны. Выбранные ответы подчеркните (5 мин); (4 балла)
A. безлесное пространство;
B. животные живут в норах и передвигаются с большой скоростью;
C. мало рек и почти нет озер;
D. обильно представлено разнотравье;
E. основные почвы – серо-бурые и сероземы;
F. территория находится под влиянием Северного Ледовитого океана;
G. южнее находится зона полупустынь;
H. южнее находится зона тайги;
Задание № 7
Сопоставьте языковые семьи и народы (3мин); (2 балла)
Языковая семья | Народы |
1. Алтайская | А. абхазы, чеченцы, ингуши |
2. Индоевропейская | В. евреи, египтяне, хауса |
3. Сино-тибетская | С. казахи, татары, узбеки |
4. Уральская | D. русские, болгары, украинцы |
____________________________________________________________________
Задание № 8
Докажите необходимость межнационального и межконфессионального согласия для решения общегосударственных проблем в Казахстане
(10 мин); (5 баллов)
A. Каковы основные причины возникновения конфликтов, приводящих к войнам?
B. Аргументируйте необходимость мирного разрешения конфликтов
C. Оцените роль государства в решении подобных конфликтов
D. Определите последствия межнациональных и межконфессиональных конфликтов
E. Рекомендуйте пути предотвращения подобных конфликтов в Казахстане
Схема выставления баллов