Урок экологии «Биосфера и ноосфера»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Биосфера и ноосфера
С. П. Залыгин утверждает, что «если молодой человек (как, впрочем, и человек в пожилом возрасте) хочет осмыслить свое место в окружающем мире, вписаться в него, то сделать это... без знакомства с воззрениями Вернадского нельзя».
На вопросы анкеты: «Что наиболее характерного и наиболее ценного Вы усматриваете в организации своего труда как ученого?» - Вернадский ответил: «Я думаю, что скорее всего - систематичность и стремление понять окружающее. Кроме того, я придаю огромное значение вопросам этики». Эти три основных положения составляют «феномен Вернадского». Стремление понять окружающее было смыслом всей жизни В. И. Вернадского, систематичность являлась его рабочим инструментом, а этика - компасом, который обеспечивал правильность выбранного пути.
Солнечный шар, раскаленный термоядерными реакциями, излучает равномерно во все стороны световую энергию мощностью Ь0=3,83-1()26Вт. Учитывая тот факт, что Земля получает лишь 5-10-10 часть общей излучаемой Солнцем энергии (отношение площади земного диска тгК®2 к поверхности 4лг®2 с радиусом земной орбиты г©), можно определить мощность световой энергии, приходящей к нашей планете: Р = 10РУ4г®2 = 1,72-1О17Вт.
Этика В. И. Вернадского была направлена на определение целей научного исследования, сопоставление их с идеями добра, нравственности, гуманизма. Он писал: «Ученые не должны закрывать глаза на возможные" последствия их научной работы, научного прогресса».
Современник В. И. Вернадского Н. И. Вавилов требовал от своих сотрудников каждое изучаемое ими явление «положить на глобус». У Вернадского требования были еще выше - явление следовало «наложить на Вселенную». Важным способом познания мира для Вернадского являлось и искусство. Вернадский любил украинские народные песни и классическую музыку, был тонким ценителем художественной литературы, живописи, скульптуры.
В 1926 г. в Ленинграде, а через три года в Париже и несколько позже в Берлине вышли очерки Вернадского «Биосфера в космосе» и «Область жизни» под общим названием «Биосфера». Эти очерки до сих пор не утратили своей актуальности. Однако сам Вернадский довольно критически относился к ним, считая, что приведенные в них определения биосферы как «сферы жизни», «лика Земли» или л<тонкой пленки жизни» весьма расплывчаты и неточны. «Лик Земли, - писал Вернадский в своей последней работе, - не является результатом «случайных явлений», а отвечает некой резко ограниченной геологической земной оболочке - биосфере, - одной из многих других, имеющих определенную структуру, характерную для земных планет.
Эту структуру удобно называть организованностью по характеру идущих в ней геологических процессов». Последние годы жизни В. И. Вернадский посвятил анализу организованности биосферы. Итогом этих исследований должна была стать книга «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение». Но великий ученый не успел ее опубликовать. Книга вышла через 20 лет после его смерти - в 1965 г.
Первое употребление термина «ноосфера» принадлежит двум младшим современникам Вернадского, слушавшим его лекции по геохимии в Сорбонне: философу, математику, палеонтологу и антропологу Эдуарду Леруа и его другу, палеонтологу и антропологу Пьеру Тейяру де Шардену (1927 г.). Под ноосферой французские ученые понимали ту стадию эволюции природы, когда появился человеческий разум. Развернутое обоснование эта трактовка получила в книге П. Тейяра де Шардена «Феномен человека», впервые опубликованной в 1959 г. В ней Шарден определял ноосферу как «новый покров», «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.
Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором «проявляется как мощная, все растущая геологическая сила, роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда».
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления, В. И. Вернадский пришел к следующим выводам:
Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.
Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.
А так как среда жизни - биосфера - есть организованная оболочка планеты, то вхождение в нее в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу.
Статья В. И. Вернадского «Несколько слов о ноосфере» появилась в 1944 году и оказалась последней прижизненной публикацией ученого.
В. Е. Соколов справедливо отмечает: «Пока наши представления о биосфере не будут закреплены в виде незыблемых моральных норм, мы вряд ли сумеем полностью побороть в себе безответственного потребителя. Значит, экологическая мораль нужна и нужно, чтобы она была сформулирована». Одним из
первых предшественников ноосферной концепции был самобытный русский философ Николай Федорович Федоров (1828-1903). Тезис Н. Ф. Федорова «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою» определяет важную проблему управления («регуляции») природы человеком: «Повиноваться природе для разумного существа значит управлять ею, неразумною силою, ибо природа в разумных существах приобрела себе.
Вопросы и задания
1.В чем заключается феномен В. И. Вернадского?
2.Как вы понимаете высказывание В. И. Вернадского о необходимости любое природное явление «наложить на Вселенную»?
3.В чем суть перехода биосферы в ноосферу?
Дайте характеристику роли человеческого разума и научной мысли как планетного явления
Биосфера и ноосфера
Биосфера и ее структура и границы. Учение В. И. Вернадского. Б
Учение Вернадского о Ноосфере
Закон Вернадского
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций