12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Владимировна Нестерова1445 Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.
Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь" Россия, Московская обл., Дубна |
Закрепление материала по теме «Фразеология русского языка»
Фразеология русского языка
Закрепление материала
1. Вставьте в фразеологизм пропущенный компонент. Запишите полученный оборот.
2. Найдите ошибки в лексическом определении фразеологических оборотов.
Ангельское терпение – бесконечное и доброжелательное терпение
Бабушка надвое сказала – проверенная информация
В печёнках сидеть – очень надоесть
Вгонять в краску – смущать
Врать как сивый мерин – говорить правду
Глаза на лоб полезли – ничему не удивляться
Гол как сокол – беден
Денег как грязи – денег очень много
Ежу понятно – очень сложно для понимания
Жизнь в розовом свете – трудная жизнь
За семь верст киселя хлебать – ходить очень далеко за пустым, неважным делом
Играть в бирюльки – заниматься важным делом
Коптить небо – жить без цели, существовать
Метать петли – работать в ателье
3. Разбейте фразеологические обороты на синонимические ряды.
Одним миром мазаны, сбить с толку, ноль без палочки, тьма-тьмущая, нем как рыба, что песку морского, одного поля ягоды, последняя спица в колеснице, язык проглотить, хоть пруд пруди, в рот воды набрать, нем как рыба, ввести в заблуждение, несть числа, обвести вокруг пальца, пустое место, два сапога пара, пыль в глаза пустить, как собак нерезаных.
4. Подберите к фразеологизмам антонимы.
Добрая душа, нахвататься по верхам, ума палата, святая простота,
Справка: черная душа, язык без костей, хоть глаза выколи, как по маслу, себе на уме, золотые руки, с гулькин нос, никаких денег не хватит, за тридевять земель, денежный мешок, битый час, ходячая энциклопедия, коломенская верста, выносить сор из избы, денежный мешок,
5. Определите лексическое значение фразеологизмов-омонимов.
Брать слово1 – брать слово2 , пускать петуха1 – пускать петуха2, ходить на цыпочках1 – ходить на цыпочках2, гнуть спину1 – гнуть спину2, вытянуться в нитку1 – вытянуться в нитку2, за спиной1 – за спиной2, вертится в голове1 – вертится в голове2.
6. Замените выделенные слова фразеологизмами.
I. Встать рано; я вас разоблачу; написано неразборчиво; опаздывая, мы мчались быстро; он мастер фантазировать; пирог был очень вкусным; ему всё безразлично; он очень умный; он счастливчик; он посредственный человек; нас обманули; делать что-либо медленно, у неё нет музыкального слуха, не надо преувеличивать; руководство не замечает недостатков; выполнять бесполезную работу; они живут не дружно, часто ссорятся; в помещении очень тесно, давка; кричать громко; пытаться выгодно пристроиться в жизни; не надо унывать; о человеке в сильном волнении; врачи быстро вылечили больного.
7. В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные.
Вешать хомут на шею, центр города, кому не лень, на чёрный день, радостный день, вешать портьеры, провести грань, заколдованный круг, провести через лес, плавать в бассейне, танцевать от печки, центр тяжести, туча тучей, себе на уме, не в своем уме, в детском уме, на точке замерзания, танцевать мазурку, вешать собак, попасть в точку, обыкновенная лень, поставить точку в конце предложения, грозовая туча, мелко плавать, нарисовать круг.
8. Вставьте фразеологизмы, необходимые по смыслу. Воспользуйтесь подсказкой.
1. Командир был .… Он был во власти полной раздвоенности и растерянности. 2. Следователь работал целый день, в конце концов совсем …. 3. Президент Америки, Теодор Рузвельт начал … относительно посредничества и заключения мира между Японией и Россией. 4. Мы стояли в воде по горло. Владимир дрожал, как лист, …. 5. Их согнали в офицерский блиндаж. Набились как …. 6. Самому бы поехать по чужим странам да посмотреть …, какие там пушки и как их делают, и как они бьют!
Справочный материал: зуб на зуб не попадал, своими глазами, зондировать почву, выбит из колеи, из сил выбился, сельди в бочке.
9. В данных предложениях найдите фразеологизмы и отметьте их. Дайте лексическое определение этих фразеологических оборотов.
1. Братия относилась к нему безучастно, враждебно – дескать, дармоеды – старалась отобрать у них все пятаки, загоняла на монастырские работы и, всячески выжимая сок из этих людей, пренебрегала ими (Горький). 2. Я решительно отказался выступать завтра, очень расстроен смертью Алеши, в голове каша, не сумею связать двух слов (Короленко). 3. Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами (Шолохов). 4. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает (А. Островский). 5. Рубикон был перейден, и, что я ни делал, чтобы воздержать дружбу Головина, а главное, его посещения, - все было тщетно (Герцен). 6. Я люблю людей – душа нараспашку, чтобы человек и поработать как следует умел… и разговор чтоб хороший держать мог (Полевой). 7. Что ж, господа? Третий час, пора и честь знать (Чехов).
10. Измените предложения, употребив в них перечисленные фразеологизмы. Запишите полученный вариант предложений.
1. На него положиться нельзя: он очень часто меняет свое мнение. 2. Кругом все переполошились, а она не обращает внимания ни на что. 3. Секретарь - главный и незаменимый помощник директора. 4. Братья очень похожи друг на друга. 5. Гости приехали так неожиданно, что мы в первую минуту даже растерялись. 6. Этому человеку нельзя доверять секреты: он обязательно все разболтает. 7. Вот уже двадцать лет они неразлучные и верные друзья. 8. Обычно он много болтает. 9. Отец умеет делать по дому абсолютно все, все соседи обращаются к нему с просьбами или за советом. 10. Этот беспринципный человек нигде не пропадет: он всегда умеет приспособиться к обстоятельствам, изменив свои убеждения и поведение.
Справочный материал: правая рука (кого, чья); язык без костей (у кого); водой не разольешь (кого);как две капли воды; мастер на все руки; семь пятниц на неделе (у кого); и в ус не дуть; держать нос по ветру; держать язык за зубами; как снег на голову.
11. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их и оставьте с ними предложения.
Ни заря ни свет, бить баклушу, щенок наплакал, львиная часть, зарубить на плече, прокрустова постель, пиррово поражение, варфоломеевское утро, вавилонское столкновение, припереть к горлу, играть значение, подвернуться под рукой, случайная шальная пуля, тяжелый сизифов труд, очки вытирать, панический ужас, нити Ариадны, рожки да ушки, буриданова ослица, комара подковать, в бирюльки поиграть, Васькина грамота, вольному свобода, дым коромысла, на зелёной улице.
12. Найдите в предложениях ошибки в употреблении фразеологизмов.
1. Ваше предложение выеденного гроша не стоит. 2. В этих событиях важную скрипку играют военные. 3. Скрепя сердцем он согласился на это предложение. 4. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. 5. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. 6. История с коробкой из-под ксерокса во время выборов президента стала, по сути, басней во языцех. 7. Оформление витрины торгового центра желает много лучшего. 8. В школе нельзя всех мерить под одну гребенку. 9. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы. 10. Выйдя на трибуну, депутат пообещал говорить по существу и не лить много слов. 11. Его главная ахиллесова пята – неумение организовать свой день. 12. После того как остановилась фонограмма, певец понял, что получил фиаско на глазах публики.