12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Нестерова1445
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь"
Россия, Московская обл., Дубна

Фразеология русского языка

Закрепление материала

 

1. Вставьте в фразеологизм пропущенный компонент. Запишите полученный оборот.

конюшни, буриданов …, как сивый мерин, глас вопиющего в …, … в чёрном теле, жирный …, …. колокола, … в бирюльки, … с молоком, лезть на …, … услуга, на воре …, отложить в …, … деревни, рыльце в …, семь футов …, … в тютельку, утечка …, … грамота, … гоголем, скрепя …., чувство …, …. контора, эзопов ….

 

2. Найдите ошибки в лексическом определении фразеологических оборотов.

Ангельское терпение – бесконечное и доброжелательное терпение

Бабушка надвое сказала – проверенная информация

В печёнках сидеть – очень надоесть

Вгонять в краску – смущать

Врать как сивый мерин – говорить правду

Глаза на лоб полезли – ничему не удивляться

Гол как сокол – беден

Денег как грязи – денег очень много

Ежу понятно – очень сложно для понимания

Жизнь в розовом свете – трудная жизнь

За семь верст киселя хлебать – ходить очень далеко за пустым, неважным делом 

Играть в бирюльки – заниматься важным делом

Коптить небо – жить без цели, существовать

Метать петли – работать в ателье

 

3. Разбейте фразеологические обороты на синонимические ряды.

Одним миром мазаны, сбить с толку, ноль без палочки, тьма-тьмущая, нем как рыба, что песку морского, одного поля ягоды, последняя спица в колеснице, язык проглотить, хоть пруд пруди, в рот воды набрать, нем как рыба, ввести в заблуждение, несть числа, обвести вокруг пальца, пустое место, два сапога пара, пыль в глаза пустить, как собак нерезаных.

 

4. Подберите к фразеологизмам антонимы.

Добрая душа, нахвататься по верхам, ума палата, святая простота, душа в душу, водой не разольешь, от горшка два вершка, молчать как рыба, будто язык проглотил, держать язык за зубами, руки не из того места растут, спустя рукава, удовольствие ниже среднего, гроша ломаного не стоит, ни гроша за душой, сводить концы с концами, куры не клюют, черепашьим шагом, в час по чайной ложке, рукой подать, считанные минуты, вырастать как из-под земли, хоть иголки собирай.

Справка: черная душа, язык без костей, хоть глаза выколи, как по маслу, себе на уме, золотые руки, с гулькин нос, никаких денег не хватит, за тридевять земель, денежный мешок, битый час, ходячая энциклопедия, коломенская верста, выносить сор из избы, денежный мешок, засучив рукава, в мгновение ока, чесать языком, как сквозь землю провалиться, как кошка с собакой, без царя в голове, купаться в золоте, сломя голову, на дух не переносить.

 

5. Определите лексическое значение фразеологизмов-омонимов.

Брать слово1 – брать слово2 , пускать петуха1 – пускать петуха2, ходить на цыпочках1 – ходить на цыпочках2, гнуть спину1 – гнуть спину2, вытянуться в нитку1 – вытянуться в нитку2, за спиной1 – за спиной2, вертится в голове1 – вертится в голове2.

 

6.  Замените выделенные слова фразеологизмами.

I. Встать рано; я вас разоблачу; написано неразборчиво; опаздывая, мы мчались быстро; он мастер фантазировать; пирог был очень вкусным; ему всё безразлично; он очень умный; он  счастливчик; он посредственный человек; нас обманули; делать что-либо медленно, у неё нет музыкального слуха, не надо преувеличивать; руководство не замечает недостатковвыполнять бесполезную работу; они живут не дружно, часто ссорятся; в помещении очень теснодавка; кричать громко; пытаться выгодно пристроиться в жизни; не надо унывать; о человеке в сильном волнении; врачи быстро вылечили больного.

 

7. В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосо­четания, которые употребляются только как несвободные.

Вешать хомут на шею, центр города, кому не лень, на чёрный день, радостный день, вешать портьеры, провести грань, заколдованный круг, провести через лес, плавать в бассейне, танцевать от печки, центр тяжести, туча тучей, себе на уме, не в своем уме, в детском уме, на точке замерзания, танцевать мазурку, вешать собак, попасть в точку, обыкновенная лень, поставить точку в конце предложения, грозовая туча, мелко плавать, нарисовать круг.

 

8. Вставьте фразеологизмы, необходимые по смыслу. Воспользуйтесь подсказкой.

1. Командир был .… Он был во власти полной раздвоенности и растерянности. 2. Следователь работал целый день, в конце концов совсем …. 3. Президент Америки, Теодор Рузвельт начал … относительно посредничества и заключения мира между Японией и Россией. 4. Мы стояли в воде по горло. Владимир дрожал, как лист, …. 5. Их согнали в офицерский блиндаж. Набились как …. 6. Самому бы поехать по чужим странам да посмотреть …, какие там пушки и как их делают, и как они бьют!

Справочный материал: зуб на зуб не попадал, своими глазами, зондировать почву, выбит из колеи, из сил выбился, сельди в бочке.

 

9. В данных предложениях найдите фразеологизмы и отметьте их. Дайте лексическое определение этих фразеологических оборотов.

1.  Братия относилась к нему безучастно, враждебно – дескать, дармоеды – старалась отобрать у них все пятаки, загоняла на монастырские работы и, всячески выжимая сок из этих людей, пренебрегала ими (Горький). 2. Я решительно отказался выступать завтра, очень расстроен смертью Алеши, в голове каша, не сумею связать двух слов (Короленко). 3. Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами (Шолохов). 4. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает (А. Островский). 5.  Рубикон был перейден, и, что я ни делал, чтобы воздержать дружбу Головина, а главное, его посещения, - все было тщетно (Герцен). 6. Я люблю людей – душа нараспашку, чтобы человек и поработать как следует умел… и разговор чтоб хороший держать мог (Полевой). 7. Что ж, господа? Третий час, пора и честь знать (Чехов).

 

10. Измените предложения, употребив в них перечисленные фразеологизмы. Запишите полученный вариант предложений.

1. На него положиться нельзя: он очень часто меняет свое мнение. 2. Кругом все переполошились, а она не обращает внимания ни на что. 3. Секретарь - главный и незаменимый помощник директора. 4. Братья очень похожи друг на друга. 5. Гости приехали так неожиданно, что мы в первую минуту даже растерялись. 6. Этому человеку нельзя доверять секреты: он обязательно все разболтает. 7. Вот уже двадцать лет они неразлучные и верные друзья. 8. Обычно он много болтает. 9. Отец умеет делать по дому абсолютно все, все соседи обращаются к нему с просьбами или за советом. 10. Этот беспринципный человек нигде не пропадет: он всегда умеет приспособиться к обстоятельствам, изменив свои убеждения и поведение.

Справочный материал: правая рука (кого, чья); язык без костей (у кого); водой не разольешь (кого);как две капли воды; мастер на все руки; семь пятниц на неделе (у кого); и в ус не дуть; держать нос по ветру; держать язык за зубами; как снег на голову.

 

11. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их и оставьте с ними предложения.

Ни заря ни свет, бить баклушу, щенок наплакал, львиная часть, зарубить на плече, прокрустова постель, пиррово поражение, варфоломеевское утро, вавилонское столкновение, припереть к горлу, играть значение, подвернуться под рукой, случайная шальная пуля, тяжелый сизифов труд, очки вытирать, панический ужас, нити Ариадны, рожки да ушки, буриданова ослица, комара подковать, в бирюльки поиграть, Васькина грамота, вольному свобода, дым коромысла, на зелёной улице.
 

12. Найдите в предложениях ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Ваше предложение выеденного гроша не стоит. 2. В этих событиях важную скрипку играют военные. 3. Скрепя сердцем он согласился на это предложение. 4. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. 5. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. 6. История с коробкой из-под ксерокса во время выборов президента стала, по сути, басней во языцех. 7. Оформление витрины торгового центра желает много лучшего. 8. В школе нельзя всех мерить под одну гребенку. 9. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы. 10. Выйдя на трибуну, депутат пообещал говорить по существу и не лить много слов. 11. Его главная ахиллесова пята – неумение организовать свой день. 12. После того как остановилась фонограмма, певец понял, что получил фиаско на глазах публики.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 28.11.19 в 18:16 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.