Урок русского языка по теме «Фразеология» (6 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
||
Класс |
6 |
||
Тема урока |
Фразеология (закрепление, обобщение изученного материала) |
||
Тип урока |
Урок-экскурсия |
||
Цели урока |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
воспитывать любовь к Родине, родному языку, чувство товарищества, умение работать в коллективе |
развить умение находить фразеологизмы, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять в речи; развивать умение пользоваться словарями; работать над развитием речи учащихся; развивать их творческие способности; |
закрепить и обобщить знания о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов в речи, о синонимичных и противоположных по значению фразеологизмах, об их синтаксической роли в предложении; |
|
Планируемые УУД |
|||
Личностные |
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осознание лексического богатства русского языка, отражения во фразеологии духовной культуры русского народа; -формирование моральной самооценки; - развитие доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к дружбе и сотрудничеству, оказанию помощи. |
||
Познавательные |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - смысловое чтение; - построение логической цепи рассуждения; доказательство, выводы. |
||
Коммуникативные |
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - контроль, коррекция, оценка действий партнера |
||
Регулятивные |
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; - умение адекватно воспринимать оценки и отметки; - умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности: - умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. |
||
Методы и технологии обучения |
Технология проблемно-диалогического обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, исследовательский метод обучения. |
||
Формы работы |
Работа в группах, парах, самостоятельная работа, фронтальная работа. |
||
Ресурс |
ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах( карточки, тесты), словари. |
||
|
|||
Ход урока |
||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
1.Организационный момент (мотивация)
|
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас всех видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов. - Запишите в тетрадях дату, классная работа. |
Оценивают свой настрой на работу. Записывают в тетрадях число, классная работа |
||||||||
2.Самоопределение к деятельности (постановка темы, проблемы, цели урока)
|
Наш урок я бы хотела начать с небольшого шуточного стихотворения. Послушайте его внимательно. Чтоб контрольной избежать, Антон готов был убежать от школы верст за пятьдесят, Уйти куда глаза глядят. - Какое сочетание слов в этом стихотворении употреблено в переносном значении? Назовите его. - Как называются такие сочетания слов? - Предположите тему нашего урока… - Верно. Фразеология. - Запишите в ее тетрадь… - Как вы понимаете значение фразеологизма «куда глаза глядят»? - Кто сможет привести примеры фразеологизмов? - Ребята, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? - Мы порой и не сообразим, Отчего же мы так говорим. Почему в ситуациях разных произносим нелепые фразы, Но мы этим серьезно займемся И, конечно, во всем разберемся - Да. Сегодня на уроке мы будем закреплять, обобщать знания о фразеологизмах, их значении, происхождении и употреблении в речи. |
Отвечают на вопросы учителя; выдвигают предложения по теме урока и записывают ее в тетрадь; приводят примеры фразеологизмов, объясняют их значение.
Высказывают различные варианты данной проблемы;
Определяют цели урока
|
||||||||
3. Работа по теме урока
|
1. Девиз урока - Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо записать его девиз:«Не бей баклуши, работай в поте лица» - Какое значение имеет сочетание «бить баклуши», « работать в поте лица»? 2.Повторение по теме урока. Итак, вспомним: 1. Что такое фразеология? 2.Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 3.Какие признаки имеют фразеологизмы? 3. Обобщение по теме урока. - 2017 год объявлен годом туризма. Поэтому я предлагаю вам экскурсию по городу Фразеология. Лингвистическая лаборатория - А сейчас я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию. Мы разделимся на исследовательские группы, каждая из которых проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами. Группа 1. Задание: Определите, в каком столбике свободные словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов.
Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи. Группа 2 Задание: Составьте словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов. (Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач. Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть)- это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются в речи в неизменном виде. Группа 3 Задание: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение. Жить душа в душу - Чуть свет - … За тридевять земель - … Коломенская верста- … Слова для справок: на ночь глядя, рукой подать, как кошка с собакой, от горшка два вершка Вывод. Фразеологизмы имеют антонимы. - Проверим задания. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места. - А сейчас мы будем работать в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает? Задание: Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение. - Коля сломя голову бежал по коридору. - Я подумал и взял себя в руки. Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения. Музей фразеологизмов - Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ? - Я приглашаю вас в музей фразеологизмов. Давайте познакомимся с историей возникновения некоторых фразеологизмов. А помогут нам в этом сотрудники музея. Послушаем их сообщения о происхождении фразеологизмов. - Спасибо, ребята. - Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы. Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах. - Ребята, поднимите руки, кто из вас любит смотреть сказки? - Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах. Задание: Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней. - Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение. - Молодцы. Вы хорошие зрители. Библиотека - Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать. - Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю) - В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых) - Как в толковых словарях обозначаются фразеологизмы? - Для того чтобы узнать значение фразеологизмов, мы заглянем в библиотеку и поработаем со словарями. Работать будем в парах. Задание: У вас на партах лежат словари, в них - конверты с листочками. На листочках написаны фразеологизмы, значение которых вы должны найти в словаре и записать в тетрадь. Предлагаются фразеологизмы: мухи не обидит; мастер на все руки; водой не разольешь; душа нараспашку; держать слово; светлая голова. - Проверим задание. - Что нам дает работа со словарями? Вывод: Развивает нашу речь Динамическая пауза «Солнышко» - Мы посетили много интересных мест, а теперь пора отдохнуть. Выполним физкультминутку для глаз. Смотрите на слайд, наблюдайте глазками за солнышком. Творческая мастерская - А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете писать мини-сочинение (5-7 предложений) на тему «Мой друг», «Моя подруга», используя фразеологизмы, о значении которых вы узнали в библиотеке. В своем сочинении вы должны рассказать о вашем друге (подруге) и о дружбе. - А теперь послушаем ваши сочинения. Поднимите руку, кто готов. (Заслушивание полученных текстов). - Кто хочет зачитать свое сочинение. - Молодцы, ребята. Вы умелые мастера. Из ваших сочинений я поняла, что у вас хорошие друзья. Вывод: Итак, очень часто для характеристики качеств человека мы используем фразеологизмы. Тест - У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа. О каком человеке так говорят: 1.Он выйдет сухим из воды:
избежит наказания робкий 2.Он звёзд с неба не хватает: умный глупый 3.У него денег куры не клюют: богатый бедный 4.У него семь пятниц на неделе: надёжный часто меняет свои решения 5.У него зимой снега не выпросишь: щедрый жадный 6.У него душа нараспашку: откровенный скрытный 7.Он водит всех за нос: показывает людям дорогу обманывает людей - Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест. - Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок. - Молодцы, ребята, все справились с заданием. |
Записывают девиз урока
Отвечают на вопросы учителя
Работают в группах по карточкам; Выполняют практические задания, проводят исследования, делают выводы, делятся полученными результатами с классом
Работают в тетрадях и у доски, выполняют задания, делают вывод
Отвечают на вопрос, делают сообщения, работают со слайдом презентации
смотрят видеосказку, находят фразеологизмы, объясняют их значение
Отвечают на вопросы, работают в парах со словарями , находят значения указанных фразеологизмов, записывают их в тетрадь, проверяют задания
Выполняют физминутку для глаз
Пишут сочинения, читают их и слушают, делают вывод
Выполняют тест самостоятельно с самопроверкой |
||||||||
4.Рефлексия |
- Наш урок-экскурсия подходит к концу. Вы все мне сегодня понравились. На уроке мы работали в поте лица. Не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! - А как бы вы оценили свою работу? Оцените ее с помощью кружочков, которые лежат у вас на столе. Посмотрите их обозначение на экране. Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. Желтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи. |
Дают самоанализ, самооценку своей работы |
||||||||
5. Подведение итогов урока |
- Итак, подведем итог урока. - Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? - Правильно ребята, русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь. |
Отвечают на вопрос |
||||||||
6. Домашнее задание |
Сочинить стихотворение, используя фразеологизм, подобрать к нему синонимы и антонимы |
Конкретизируют учебный материал для домашней работы, записывают в дневники |