Интеллектуальная игра по русскому языку «Шеренга» в 6 классе по теме «Фразеология»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Интеллектуальная игра «Шеренга»
( 6 класс по теме «Фразеология»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
Пояснительная записка
На уроках русского языка на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).
Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.
1. С точки зрения стилистики фразеологизмы бывают нейтральными и… (Стилистически окрашенными).
2. Книжный фразеологизм ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ имеет значение… (Место, куда кто-либо страстно желает попасть).
3. Приведите пример фразеологизма, заимствованного из старославянского языка. (ЗАБЛУДШАЯ ОВЦА, ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ).
4. С каким архитектурным сооружением связано происхождение фразеологизма КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ? ( Выражение возникло от названия площади в Московском Кремле, где стоит колокольня Ивана Великого и во всеуслышание читались царские указы).
5. Приведите пример фразеологизма, в котором есть название животного. (Сказка про белого бычка, как с гуся вода, курам на смех).
6. Приведите пример фразеологизма, заимствованного из античной мифологии. (Авгиевы конюшни).
7. Назовите противоположный по смыслу фразеологизм фразеологизму ДЕРЖАТЬ УХО ВОСТРО. (ВОРОН СЧИТАТЬ).
8. Приведите примеры фразеологизма, в которых есть числа. (НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, ДВА САПОГА-ПАРА, ДЕВЯТЫЙ ВАЛ, ИГРАТЬ ВТОРУЮ СКРИПКУ).
9. Продолжите фразеологизм НАБИВАТЬ СЕБЕ (ЦЕНУ).
10. Подберите фразеологизм к слову постепенно (ШАГ ЗА ШАГОМ).
11. Приведите пример фразеологизма, источником которого является русский фольклор. (ЖИВАЯ ВОДА, КРАСНАЯ ДЕВИЦА, МОЛОЧНЫЕ РЕКИ)
12. Назовите противоположный по смыслу фразеологизм фразеологизму КУРЫ НЕ КЛЮЮТ. (КОТ НАПЛАКАЛ)
13. Разговорный фразеологизм ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ имеет значение… (Рассказывать нечто, выставляющее не в самом благоприятном свете родственников или узкий круг лиц).
14. Подберите фразеологизм к слову медленно (ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ).
15. Продолжите фразеологизм ПРОБИВАТЬ СЕБЕ (ДОРОГУ).
16. Приведите пример фразеологизма, источником которого является русская литература. (У РАЗБИТОГО КОРЫТА, МАРТЫШКИН ТРУД).
17. Приведите пример фразеологизма, в котором есть слова, обозначающие единицы измерений. (МИНУТА В МИНУТУ, МЕРИТЬ НА СВОЙ АРШИН,
18. Подберите фразеологизм к слову серьезно. (ШУТКИ В СТОРОНУ)
19. Приведите примеры фразеологизма со словом играть. (ИГРАТЬ С ОГНЕМ, ИГРАТЬ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ, ИГРАТЬ СЛОВАМИ, ИГРАТЬ В ПРЯТКИ)
20. Разговорный неодобрительный фразеологизм ХЛОПАТЬ ГЛАЗАМИ имеет значение.. (Бессмысленно смотреть, молчать, ничего не говорить, не понимать происходящего).
Использованная литература
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2017.-127 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Сафонова Елена Валерьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Красильникова Ирина Сергеевна