Интеллектуальная игра по русскому языку «Шеренга» по теме «Фразеология» (5 класс)

13
8
Материал опубликован 30 May 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Интеллектуальная игра «Шеренга» в 5 классе

по теме «Фразеология»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2018

Пояснительная записка

На уроках русского языка на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.

Ответы снабжены комментариями, ведь цель игры не только в том, чтобы проверить знания учащихся, но и в том, чтобы расширить и углубить знания фразеологии.

1. Продолжите фразеологизм Два сапога…(Ответ: пара. Так говорят о похожих людях.)

2. Подберите фразеологизм, синонимичный данному: Без задних ног. (Ответ: Хоть из пушки стреляй, как выжатый лимон, еле-еле душа в теле, язык на плече)

3. Объясните значение фразеологизма Ездить по ушам. (Ответ: 1. Убедительно о чём-то рассказывать, чтобы ввести в заблуждение, произвести впечатление или получить конкретную выгоду. 2. Нудно и долго рассказывать кому-нибудь о чём-нибудь).

4. Подберите фразеологизм, антонимичный данному: Легко схватывает. (Ответ: голова соломой набита, без царя в голове; одна извилина, та от шапки; тараканы в голове, с головой не дружит, буратино недоструганный, солома в голове, глуп как пробка)

5. Фразеологизм Идти на попятную имеет значение «отступать от своего решения». А какое значение в этом фразеологизме имеет слово «попятная»? (Ответ: Слово попятный по своему происхождению связано с глаголами попятить и попятиться. Попятить означает «подвинуть или толкнуть назад», например попятить повозки, а попятиться — это «отступить, отойти или отодвинуться, пятясь». Сейчас связано со словом вспять)

6. Назовите хотя бы один фразеологизм со словом рука. (Разводить руками, руки распустить, руки загребущие, рвать с руками, рука набита, рука не дрогнет, руки опускаются, руки в брюки, руки чешутся)

7. Составьте предложение с фразеологизмом Ходить по острию ножа. (Ответ: Он давно уже ходил по острию ножа. О рискованном предприятии)

8. Назовите фразеологизм в предложении Долго мы ломали голову над тем, как бы перебросить на тот берег танки и прейти в наступление. (Ответ: Ломать голову, т.е. напряженно думать, стараясь решить какую-то сложную проблему).

9. С каким преданием связано происхождение ФЕ дамоклов меч? (Ответ: У одного греческого тирана (неограниченного владыки) Дионисия-старшего был приближенный вельможа Дамокл, который очень зави­довал своему властелину и считал его счастливейшим из людей.

Однажды Дионисий решил проучить Дамокла. Во время пира он приказал слугам возвести Дамокла на трон, оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от восторга. Но вот он поднял гла­за вверх и замер: прямо над его головой острием вниз висел тяжелый меч, подвешенный на тонком конском волоске. Каждую минуту он мог сорваться прямо на голову Дамокла.

— Ну что теперь скажешь, Дамокл? — спросил тиран. — Спокоен ли я на своем троне?

С тех пор выражение дамоклов меч произносят, когда идет речь о нависшей опасности, которая может обрушиться в любую минуту).

10. Продолжите фразеологизм Седьмая вода на .. (Ответ: на киселе. О дальних родственниках).

11. Подберите фразеологизм, синонимичный данному: У черта на куличках. (Ответ: семь дней на собаках, куда Макар телят не гонял, на кудыкину гору, к черту на рога, в тридесятое царство)

12. Объясните значение фразеологизма Себе дороже. (Ответ: не стоит, не оправдывает огромных усилий)

13. С каким преданием связано происхождение ФЕ Фома неверующий? (Ответ: так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо. Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из апостоловФома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю».

14. Фразеологизм Семь пядей во лбу имеет значение «очень умный». А какое значение в этом фразеологизме имеет слово пядь? (Пядь — древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного. 1 пядь = 1/12 сажени = 1/4 аршина = 4 вершка = 7 дюймов = 17,78 смПядь — расстояние от конца большого пальца до конца указательного пальца при наибольшем возможном их раздвижении). 

15. С каким преданием связано происхождение ФЕ Глас вопиющего в пустыне? (Ответ: Согласно древнему библейскому сказанию, один весьма почетный и уважаемый пророк к тому, чтобы люди построили на месте пустыни так называемый путь к богу. В этом случае пришлось бы в глухой степи положить хорошие дороги, сделать горы меньше, а также выровнять то, что выступает не так, как это нужно. Все эти прошения люди пропускали мимо ушей, ведь никто и не собирался браться за такую работу. Именно поэтому, данный фразеологизм и имеет такое название – глас вопиющего в пустыне. С давних пор этим выражением обозначали безразличные призывы и уговоры сделать определенные действия, которые никто не слушает, и которые заранее обречены на провал. На данные момент  фразеологизм дошел до нас без каких-либо изменений).

16. Составьте предложение с фразеологизмом Очки втирать (ФЕ означает «надувать», «обманывать». Он умел очки втирать окружающим)

17. Назовите фразеологизм в предложении «Эта барышня простодушно заигрывает с Молотовым и без всякой задней мысли пишет к нему нежное письмо, в котором ни с того ни с сего назначает ему любовное свидание» (Писарев). (Ответ: Без задней мысли, т.е. не скрывая своих намерений, открыто)

18. Назовите хотя бы один фразеологизм со словом конь. (Ни в коня корм, конь еще не валялся)

19. Фразеологизм Не лыком шит имеет значение: так отзываются о неглупом, человеке, который везде имеет свои знакомства и умело ими пользуется, живёт припеваючи. А что означает слово лыко в этом фразеологизме? (Ответ: Лыко - лубяная (внутренняя) часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы, разделяемой на небольшие полосы или узкие слои)


20. С каким преданием связано происхождение ФЕ петь дифирамбы? (Ответ: Во времена древних греков дифирамбами называли хвалебные песни, исполнявшиеся, чтобы прославить бога виноделия Диониса. Распевали эти песни во время шумных празднеств – вакханалий. Позже любые восторженно-хвалебные гимны в честь стали обозначать этим выражением.
Сегодня фразеологизм «петь дифирамбы» означает: превозносить, чересчур восхвалять кого-либо.

21. Назовите хотя бы один фразеологизм со словом зубы. (Ответ: ни в зуб ногой, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку, зуб на зуб не попадает).

22. Подберите фразеологизм, антонимичный данному: Кот наплакал . (Ответ: Хоть пруд пруди, как собак нерезаных, что песку в море, по самое нехочу, как сельдей в бочке, вагон и маленькая тележка, с три короба, вагон и маленькая тележка)

Использованная литература


1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-127 с.

2. Фразеологизмы - толкование, иллюстрации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frazbook.ru/frazeologizmy/

(дата обращения 29.05.18)
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Вера Сергеевна. Я тут нашла одно выражение "зуб на зуб не попадает". Это про погоду, которая у нас сегодня. Холодно!!!!!

30 May 2018

У нас в Брянске жара! Я бы сказала лютая жара!

30 May 2018

У нас сегодня тоже +30. Вера Сергеевна, а почему "Шеренга"?

30 May 2018

Елена Викторовна, в правилах игры сказано, что участники выстраиваются в шеренгу. Ответивший правильно встает в конец шеренги, чтобы, дождавшись очереди, продолжить игру, а неответивший из нее выбывает.

30 May 2018

Понятно, спасибо, Вера Сергеевна.

30 May 2018

Отлично подобранный материал, Вера Сергеевна! Спасибо! Пригодится.

30 May 2018

Спасибо, коллеги, за интерес к работе!

30 May 2018

Большое спасибо за работу! Интересная идея для проведения игры на любом уроке!!!!

31 May 2018

Похожие публикации