Закрепление по теме «Полезные ископаемые» (Окружающий мир, 4 класс)

0
0
Материал опубликован 17 August 2020

Тема: Закрепление по разделу «Полезные ископаемые».

Цель: систематизировать знания по разделу “Полезные ископаемые”;

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

2. Способствовать развитию умения ориентироваться по физической карте ;

3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам при работе в группах.

Тип урока: закрепление

Методы обучения: диалоговое, частично-поисковые, практические, наглядные.

Форма обучения: фрон-кол, групповая.

Оснащение урока:

Проектор, экран, карточки со словами полезных ископаемых - 24 шт., листы бумаги А3 - 3 шт., тесты – 24 шт., критерии оценивания, карта полезных ископаемых России, физическая карта России, значки полезных ископаемых: нефть - 8 шт., природный газ - 8 шт., каменный уголь – 8 шт.

Задания:

*классификация полезных ископаемых на группы;

*составление кластера;

*работа с физической картой России;

*развитие ассоциативного мышления;

*обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

*работа с текстом;

*развитие творчества-синквейн;


Ход урока

1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые - алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые - каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые - соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

Психологический настрой. Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

- Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

Обсудите, в какой группе тема кластера была раскрыта более подробно. Оценивание смайликами.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Закрепление.

1) П.В. Как называются места, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями). Слайд № 2

2) Работа с картой учебника.

- Посмотрите на карту в учебнике. Найти месторождение полезных ископаемых в России по названию своей группы (за дополнение смайлик, в группе спикер, который в группе будет лепить смайлики на лист )

- Россия богата полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева - это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

3). Загадки. Физминутка. ( отвлечёмся от урока, разгадаем загадки.)

1. Чёрный, блестящий, 
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

- К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

- Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

- Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

- Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

РАСХОДОВАТЬ – бережно

ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно

4) Просмотр слайдов о добыче горючих полезных ископаемых.

Вопросы:

- Какими способами добывают каменный уголь? Охарактеризовать способы добычи. Где в России добывают уголь?

- Каким способом добывают природный газ и нефть?

- Бывает так, что происходит авария при добыче полезных ископаемых. Как вы думает, какие последствия приносит авария в окружающую среду?

5) Работа с текстом.

Каждая группа получает тексты по абзацу“Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.( Прочитать, составить 2 вопроса по абзацу и задать командам вопросы , а те должны найти ответы в тексте)

- Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают. Обсуждают).

- Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

6) Оценивание учащихся спикером группы.

5. Рефлексия. Синквейн.

- Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Составление синквейна 
1 Кто? Что?  ископаемые
2 прилагательных Какой? Какая? Какое? Какие? 
необходимые, нужные 
3 глагола Что делает? Что делают? 
Добывают, обогащают, перерабатывают 
Суть:  
Одно предложение 
Полезные ископаемые – это клад нашей страны, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. 

Одно слово: Важны! 

6. Подведение итогов.

7. Д.З. Подготовить реферат о полезных ископаемых.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.