Закрепление по теме «Полезные ископаемые» (Окружающий мир, 4 класс)
Тема: Закрепление по разделу «Полезные ископаемые».
Цель: систематизировать знания по разделу “Полезные ископаемые”;
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;
2. Способствовать развитию умения ориентироваться по физической карте ;
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам при работе в группах.
Тип урока: закрепление
Методы обучения: диалоговое, частично-поисковые, практические, наглядные.
Форма обучения: фрон-кол, групповая.
Оснащение урока:
Проектор, экран, карточки со словами полезных ископаемых - 24 шт., листы бумаги А3 - 3 шт., тесты – 24 шт., критерии оценивания, карта полезных ископаемых России, физическая карта России, значки полезных ископаемых: нефть - 8 шт., природный газ - 8 шт., каменный уголь – 8 шт.
Задания:
*классификация полезных ископаемых на группы;
*составление кластера;
*работа с физической картой России;
*развитие ассоциативного мышления;
*обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;
*работа с текстом;
*развитие творчества-синквейн;
Ход урока
1. Организационный момент.
Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:
рудные ископаемые - алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.
горючие ископаемые - каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.
нерудные ископаемые - соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.
Психологический настрой. Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.
2. Актуализация знаний. Кластер.
- Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.
(Каждая команда представляет свой кластер).
За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.
Обсудите, в какой группе тема кластера была раскрыта более подробно. Оценивание смайликами.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Закрепление.
1) П.В. Как называются места, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями). Слайд № 2
2) Работа с картой учебника.
- Посмотрите на карту в учебнике. Найти месторождение полезных ископаемых в России по названию своей группы (за дополнение смайлик, в группе спикер, который в группе будет лепить смайлики на лист )
- Россия богата полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева - это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.
3). Загадки. Физминутка. ( отвлечёмся от урока, разгадаем загадки.)
1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
- К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).
- Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
- Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
- Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
4) Просмотр слайдов о добыче горючих полезных ископаемых.
Вопросы:
- Какими способами добывают каменный уголь? Охарактеризовать способы добычи. Где в России добывают уголь?
- Каким способом добывают природный газ и нефть?
- Бывает так, что происходит авария при добыче полезных ископаемых. Как вы думает, какие последствия приносит авария в окружающую среду?
5) Работа с текстом.
Каждая группа получает тексты по абзацу“Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.( Прочитать, составить 2 вопроса по абзацу и задать командам вопросы , а те должны найти ответы в тексте)
- Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают. Обсуждают).
- Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).
6) Оценивание учащихся спикером группы.
5. Рефлексия. Синквейн.
- Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.
Составление синквейна
1 Кто? Что? ископаемые
2 прилагательных Какой? Какая? Какое? Какие?
необходимые, нужные
3 глагола Что делает? Что делают?
Добывают, обогащают, перерабатывают
Суть:
Одно предложение
Полезные ископаемые – это клад нашей страны, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Одно слово: Важны!
6. Подведение итогов.
7. Д.З. Подготовить реферат о полезных ископаемых.