Урок по окружающему миру «Полезные ископаемые» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 23 November 2015

Урок

по окружающему миру

3 класс

Тема: Полезные ископаемые.

Цели: - дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить

представления об их использовании, формировать умения определять

полезные ископаемые по их основным признакам;

- развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать,

обобщать и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей,

занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, часть 2 (авторы –

О. Н. Федотова. Г. В. Трафимова), коллекция полезных

ископаемых, компьютер, проектор, презентация, предметы

бытовой химии, физическая карта.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться,

И всем вместе потрудиться.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Фаритовна. Я очень рада, что сегодня мы будем работать вместе с вами.

(Звучит музыка «Посланники рая»)

- Пожалуйста, возьмитесь ладошками друг друга и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Пожелайте успехов себе и друзьям.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(интересным, веселым, творческим, плодотворным, успешным и т.д.)

- Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №1)

(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)

- Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что изучали на предыдущих уроках.

(Слайд №2)

-Посмотрите на экран. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?

(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

- Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем (Слайд № 3)

(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, нефть, железная руда, природный газ).

-Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

-А что такое горные породы?

( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)

- Какие еще горные породы вы знаете?

( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)

- Молодцы!

III. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

(Изучать горные породы)

- Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)

- Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд №4)

IV. Работа над новым материалом.

-А почему полезные. Как вы думаете?

(Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

- Почему ископаемые?

(Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

- Для чего добывают полезные ископаемые?

Найдите ответ в учебнике на страницах 16- 17-й.

-Чтение статьи учебника.

-Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями (Слайд №5)

-Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

(Геологи)

- Давайте представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства (Слайд №6- все виды полезных ископаемых).

- Перед вами на экране рисунки полезных ископаемых. На какие 3 группы их можно разделить? Давайте подумаем.

(Слайд № 7- Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

- Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)

-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

- Перечислите газообразные?

(Природный газ)

V.Физкультминутка.

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

VI. Знакомство с полезными ископаемыми. Свойствами и их применение.

-Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

- А теперь, ребята, мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

Это полезное ископаемое горючее, которым богата наша республика и в том числе и наш район.

-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

1) Отгадайте, что же это? (Слайд №8- нефть)

-Правильно это нефть. Нефть еще по - другому называют «черным золотом».

(Сообщение уч-ся о нефти)

Нефть

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

2) По трубе течет

Пироги печет (Слайд № 9- природный газ)

(Сообщение уч-ся о природном газе)

Природный газ

Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

3) Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий (Слайд № 10 – уголь)

-Показ учителем каменного угля из коллекции полезных ископаемых.

(Сообщение уч-ся о каменном угле)

Уголь

Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

4) Белый камешек растаял.

На доске следы оставил (Слайд № 11, мел - известняк)

-Показ учителем известняка из коллекции полезных ископаемых.

Известняк

Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

5) Очень прочен и упруг.

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты,

Красивы станут и заметны (Слайд №12- гранит)

-Показ учителем гранита из коллекции полезных ископаемых.

Гранит

Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

VII. Работа с картой.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

На карте любые

Подземные клады.

- А теперь рассмотрим физическую карту, где показаны месторождения полезных ископаемых. Они обозначены условными знаками. По множеству таких знаков, мы можем сказать, что наша Родина богата полезными ископаемыми.

VIII. Работа с искусственными материалами, изготовленными из полезных ископаемых.

(показ предметов)

- Предметы, которыми мы пользуемся в быту: сода, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства и т.д. - это искусственные материалы, изготовленные из полезных ископаемых.

IX. Закрепление пройденного материала.

-Игра «Проверь себя» ((Звучит музыка «Посланники рая»)

- Соедините стрелками полезное ископаемое и соответствующее им состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Торф Твёрдое

Нефть

Природный газ

Песок Жидкое

Минеральная вода

Известняк

Уголь Газообразное

X. Итог урока.

- С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.

Недаром 2013 год объявлен в Республике Башкортостан - Годом охраны окружающей среды.

(Показ эмблемы года)

И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.

Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

-На память о нашем уроке я хочу вручить вам календарики «Юных любителей природы».

XI. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.