Урок по окружающему миру «Полезные ископаемые» (3 класс)
Урок
по окружающему миру
3 класс
Тема: Полезные ископаемые.
Цели: - дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить
представления об их использовании, формировать умения определять
полезные ископаемые по их основным признакам;
- развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать,
обобщать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей,
занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, часть 2 (авторы –
О. Н. Федотова. Г. В. Трафимова), коллекция полезных
ископаемых, компьютер, проектор, презентация, предметы
бытовой химии, физическая карта.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Предлагаю подружиться,
И всем вместе потрудиться.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Фаритовна. Я очень рада, что сегодня мы будем работать вместе с вами.
(Звучит музыка «Посланники рая»)
- Пожалуйста, возьмитесь ладошками друг друга и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Пожелайте успехов себе и друзьям.
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(интересным, веселым, творческим, плодотворным, успешным и т.д.)
- Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №1)
(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)
- Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что изучали на предыдущих уроках.
(Слайд №2)
-Посмотрите на экран. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?
(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).
- Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем (Слайд № 3)
(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, нефть, железная руда, природный газ).
-Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)
-А что такое горные породы?
( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)
- Какие еще горные породы вы знаете?
( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)
- Молодцы!
III. Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
(Изучать горные породы)
- Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)
- Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд №4)
IV. Работа над новым материалом.
-А почему полезные. Как вы думаете?
(Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).
- Почему ископаемые?
(Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).
- Для чего добывают полезные ископаемые?
Найдите ответ в учебнике на страницах 16- 17-й.
-Чтение статьи учебника.
-Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями (Слайд №5)
-Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
(Геологи)
- Давайте представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства (Слайд №6- все виды полезных ископаемых).
- Перед вами на экране рисунки полезных ископаемых. На какие 3 группы их можно разделить? Давайте подумаем.
(Слайд № 7- Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)
- Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)
-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)
- Перечислите газообразные?
(Природный газ)
V.Физкультминутка.
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот мы в горку пошли.
Пестрых камешков нашли,
А под горку пошли –
Белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.
VI. Знакомство с полезными ископаемыми. Свойствами и их применение.
-Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.
- А теперь, ребята, мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Это полезное ископаемое горючее, которым богата наша республика и в том числе и наш район.
-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
1) Отгадайте, что же это? (Слайд №8- нефть)
-Правильно это нефть. Нефть еще по - другому называют «черным золотом».
(Сообщение уч-ся о нефти)
Нефть
Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.
2) По трубе течет
Пироги печет (Слайд № 9- природный газ)
(Сообщение уч-ся о природном газе)
Природный газ
Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.
3) Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий (Слайд № 10 – уголь)
-Показ учителем каменного угля из коллекции полезных ископаемых.
(Сообщение уч-ся о каменном угле)
Уголь
Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.
4) Белый камешек растаял.
На доске следы оставил (Слайд № 11, мел - известняк)
-Показ учителем известняка из коллекции полезных ископаемых.
Известняк
Я довольно прочный камень белого или серого цвета.
Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
5) Очень прочен и упруг.
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты,
Красивы станут и заметны (Слайд №12- гранит)
-Показ учителем гранита из коллекции полезных ископаемых.
Гранит
Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.
VII. Работа с картой.
По знакам условным
Найдешь, если надо,
На карте любые
Подземные клады.
- А теперь рассмотрим физическую карту, где показаны месторождения полезных ископаемых. Они обозначены условными знаками. По множеству таких знаков, мы можем сказать, что наша Родина богата полезными ископаемыми.
VIII. Работа с искусственными материалами, изготовленными из полезных ископаемых.
(показ предметов)
- Предметы, которыми мы пользуемся в быту: сода, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства и т.д. - это искусственные материалы, изготовленные из полезных ископаемых.
IX. Закрепление пройденного материала.
-Игра «Проверь себя» ((Звучит музыка «Посланники рая»)
- Соедините стрелками полезное ископаемое и соответствующее им состояние (твердое, жидкое, газообразное)
Торф Твёрдое
Нефть
Природный газ
Песок Жидкое
Минеральная вода
Известняк
Уголь Газообразное
X. Итог урока.
- С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.
Недаром 2013 год объявлен в Республике Башкортостан - Годом охраны окружающей среды.
(Показ эмблемы года)
И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.
Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!
-На память о нашем уроке я хочу вручить вам календарики «Юных любителей природы».
XI. Домашнее задание.
- Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.