12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тиминова Светлана Леонидовна175
Россия, Кировская обл., Яранск
4

Урок на тему: «Полезные ископаемые»



Урок окружающего мира

Тема: Полезные ископаемые.

Класс: 3.

Тип урока: Открытие новых знаний

Дидактическая цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии проблемно – диалогического обучения.

Задачи:

Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог, рисунок, схема.

Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи

Оборудование:

4 мешочка с коллекцией полезных ископаемых,

рюкзак с коллекцией полезных ископаемых,

карта полезных ископаемых Советского района Кировской области (1 на пару),

рисунки и знаки полезных ископаемых,

схема (каждому),

ноутбук, на рабочем столе папка «Полезные ископаемые»,

атлас-определитель: «От Земли до неба»,

карта исследователя,

информационный лист,

презентация,

учебник "Мир вокруг нас " для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);2 часть.

I Постановка учебной проблемы

-Послушайте отрывок из сюиты норвежского композитора Эдварда   Грига «В пещере горного короля»

-Как вы думаете, что храниться в пещере горного короля? (золото, драгоценности)

- Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства, посмотрите на экран. Как они называются? ( Полезные ископаемые).

-Кто может назвать тему урока?

-Как вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без полезных ископаемых? (да, нет)

- У нас появилась проблема, чтобы её разрешить, я предлагаю провести исследование.

II Поиск решения учебной проблемы

-Для начала разберёмся в значении слов «полезные», «ископаемые»?

-Откуда достают полезные ископаемые? (Из земли)

-Что такое полезные ископаемые?

-Уточним определение по учебнику, откройте по закладке с. 48

Для того, чтобы узнать как называется профессия людей, которые занимаются поиском и изучением п.с. разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

Правильно! (Геолог) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. Итак, в путь!

-Чтобы провести исследование, мне геологи передали рюкзак, а вам мешочки. Посмотрим, что там находится?

Выложите содержимое из мешочка на тарелочку.

-Что здесь? (достаю, показываю)

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

-В каком состоянии все эти полезные ископаемые? (твёрдом)

Известен такой исторический факт:

В VII веке арабы напали с моря на Константинополь. Однажды, когда ветер дул в сторону арабского флота, византийцы выкатили на берег сосуды с коричневой жидкостью и вылили её в море. Жидкость поплыла в сторону вражеских кораблей. Но арабы не обратили на это внимания. Когда она окружила корабли, византийцы подожгли её. Море вспыхнуло вместе с кораблями. Так византийцы уничтожили весь флот врага. Что это было?

Какие свойства нефти помогли византийцам победить арабов?

-В каком состоянии?

О следующем полезном ископаемом узнаете из загадки

На кухне у мамы

помощник отличный

Он синим цветком

расцветает от спичек

(природный газ)

-Почему геологи нам его не передали? (не положить в рюкзак)

-Мы видим, что полезные ископаемые могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.

-Геологи нам послали лишь некоторые полезные ископаемые. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче природного газа. Если вас заинтересовало, какие ещё полезные ископаемые добывают в нашей стране, можете узнать из дополнительных источников.

-А знаете ли вы, какие полезные ископаемые добывают в вашем районе?

- Сегодня мы их начнём подробно изучать.

-Чтобы лучше запомнить изучаемый материал, составим схему полезных ископаемых Советского района.

-Что такое схема? Схема – это чертёж, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и связи между ними.

-На каких уроках вы встречались со схемой?

Я буду составлять схему на доске, а вы на рабочих листах. Переверните, начало схемы у вас есть. Нужно продолжить. Но прежде, чем заполнить схему, нужно узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Советского района. Для этого поработаем в парах с картой. Рассмотрите карту Кировской области, находим г. Советск. На карте имеются условные обозначения полезных ископаемых. Работая в парах определите те, которые добывают в Советском районе. На это вам 1 минута.

Пора заполнять схему. Какие полезные ископаемые нашли, назовите их, не повторяясь. (Я к схеме прикрепляю рисунок, слово и условное обозначение на одном листе А4) ,

Запишите под первой стрелкой. (Показываю камень)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы геологами станем
Будут все гордится нами.
Всю мы Землю обойдем,

Много кладов мы найдем.

Мы выяснили, какие полезных ископаемых добывают на территории вашего района. Чтобы ответить на проблемный вопрос, можно ли без них обойтись, исследуем подробно самое распространённое в вашем районе полезное ископаемое – это известняк. Найдите его на тарелочке.

Исследование будем проводить в группах, работая с разными источниками информации. Каждая группа работает по карте исследования и делает вывод. Инструкция у вас на столе , вам 3 минуты, можете приступать.

III Выражение решения

Пришло время представить материалы своего исследования. 1 группа работала с атласом - определителем , вам слово, (на экране камень), остальным предлагаю внимательно слушать и при необходимости задавать уточняющие вопросы.

Продолжаем заполнять схему. Как вы поняли, что такое известняк? (горная порода). Записываем под словом известняк, под первой стрелочкой.

Слово предоставляется второй группе. Какие свойства известняка запишем под второй стрелочкой?

Слово третьей группе. Где используется? (в строительстве, удобрение, мел) (на экране) запишем под третьей стрелочкой.

Каким способом добывают? (открытым, в карьерах. на экране) Какие ещё способы добычи полезных ископаемых знаете? (на экране – закрытый, шахта, и буровые вышки и скважины )

Слово четвёртой группе. Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (месторождения) Запишем под следующей стрелкой.

Для здоровья и счастья людей на Земле есть красивейшие уголки Природы, излечивающие и вызывающие сильные положительные эмоции. В вашем районе тоже есть такие уголки, они называются Памятники природы, их в вашем районе 17, из них 6 геологических. Посмотрите слайд-шоу «Геологические памятники природы» Советского района.

-Какие вы видели?

-Я тоже была в этих уникальных местах, когда училась в Советском педагогическом училище.

У вас есть возможность увидеть красоту земли Советской, маленького родного кусочка планеты.

IV Реализация продукта

Посмотрите на схему и прочитайте её.

-Можно ли обойтись без известняка? (нет)

-Почему? (нужен в строительстве, как удобрение, мел, образует памятники природы)

-Кто знает, где применяются другие полезные ископаемые?

-Так можем ли мы без них обойтись?

-Выберите прилагательное, которое запишем в последнем прямоугольнике.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Почему?

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! 
-Как же сберечь природные богатства земли?
1.Экономно использовать. 
2.Оберегать от пожаров. 
3.Соблюдать правила перевозки. 
4.Заменять по возможности искусственными материалами. 

V Рефлексия

-Какие полезные ископаемые Советского района вы запомнили?

-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

-Что нам помогло изучить новый материал? (схема, рисунок)

VI Итог урока. Домашнее задание

Ребята, интересно быть геологом? Почему? Мне очень понравилось, как вы работали. Я вручаю вам значки юного геолога.

А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Посмотрите на схему, она у нас не закончена. Я предлагаю дома, используя дополнительную литературу, интернет, музей, продолжить исследование любого полезного ископаемого, а можно нескольких, по плану, который мы использовали при исследовании известняка (показываю по стрелочкам)

-происхождение

-свойства

-применение

-способ добычи

-месторождение

На следующий урок принесёте схему и покажите вашей учительнице или пошлете мне на электронный адрес.

Спасибо за урок.

Литература:

Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.

Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

Азин В.Н., Деньгин В.Г., Дружинин Г.В. и др. «Минерально-сырьевые ресурсы Кировской области» г. Киров, 2003 г.

Бирюков В.И., Куличихин С. Н., Трофимов Н.Н. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Москва. Недра. 1987г.


Презентация
PPT / 3.58 Мб

Карта Кировской области
DOCX / 400.18 Кб

Карта исследователя
DOCX / 13.33 Кб

Схема
DOCX / 11.82 Кб

Рисунки
DOCX / 511.25 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.