Конспект урока на тему «Горючие полезные ископаемые» (окружающий мир, 4 класс)
Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием
Образовательные ресурсы:
УМК «Гармония»
О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.
О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.
Презентации
Карточки – схемы
Планируемые результаты:
Личностные: положительное отношение к процессу обучения;
Регулятивные: - умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания;
Познавательные: - умение извлекать информацию из иллюстраций;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Ход урока
Орг. момент
Проверка готовности рабочих мест
Эмоциональный настрой
- Поприветствуйте гостей
- Пожелайте друг другу успеха
- Желаю всем сохранить радостное настроение
2. Повторение пройденного
- Над каким разделом работаем? Давайте вспомним, что вы уже знаете? (7 мин)
№ |
Вопросы |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
|
1 |
На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? |
||||||
2 |
Перечислите способы добычи различных полезных ископаемых? |
||||||
3 |
Какие полезные ископаемые используются в строительстве? |
||||||
4 |
Перечислите свойства металлов? |
||||||
Вопросы для доработки |
|||||||
(Одинаковые карточки раздаются по группам. Ученики отвечают на данные вопросы в группе. По команде учителя карточка передается другой группе, и ее ученики проверяют ответы предыдущей группы, исправляя ошибки ручкой своего цвета. Так происходит 5 раз. Когда карточка возвращается в команду, ученики анализируют ответы и исправленные ошибки, намечая вопросы, которые надо доработать. )
Целеполагание
- Определите название полезных ископаемых, значки которых вы видите на слайде:
- Что общего у этих ПИ?
(выдвижение гипотезы)
Сообщение темы и цели
- На уроке перед нами будут стоять 2 вопроса: Где? Как?
( Установка на самостоятельную работу)
Изучение нового материала
Ф.И._______________________Тема:______________________ |
Лист познания |
||||
ПИ |
Что я знаю? |
+ - |
Что узнал? |
Дополнительные сведения и вопросы |
|
Где? |
Как? |
||||
- Перед вами лист познания. Вы его будете заполнять, работая самостоятельно. Подпишите свой индивидуальный лист.
- Итак, какие ПИ нас сегодня интересует?
- Заполните 1 столбик таблицы. Не открывая учебник, напишите все, что знаете о данных ПИ. (2мин)
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 94. Познакомьтесь с материалом учебника на с. 94-97.
Фиксируйте основные моменты в таблицу. По ходу работы у вас могут возникать вопросы, заносите их в последний столбик таблицы. (10мин)
Работа в группе
( В группе обсуждают полученные знания)
Первичное закрепление
- На обратной стороне индивидуального листа вопросы по каждому из изученных вами ПИ.
Ответьте на них.
( По окончанию работы консультант проверяет работу, фиксирует результат)
- На какой вопрос не смогли ответить?
ПИ |
Вопрос |
Ответ |
Результат |
ТОРФ |
Какое свойство объединяет |
||
данные полезные ископаемые? |
|||
Где образуется торф? |
|||
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ |
Перечислите виды угля? |
||
Какой уголь самый ценный? |
|||
Почему? |
|||
НЕФТЬ |
Чем нефть отличается от других |
||
горючих полезных ископаемых? |
|||
Каким способом добывают |
|||
нефть? |
|||
Какое ПИ является попутчиком |
|||
нефти? |
|||
ГАЗ |
|||
Почему газ считается самым |
|||
эффективным ПИ ? |
|||
- Что нам может помочь ответить на данный вопрос? (карта)
Перед вами карта. Определите регион, который на ней обозначен.
С помощью карты ответьте на вопрос.
- Какие горючие ПИ добывают в нашем крае? Зафиксируйте данные в таблице.
Микровывод:
Удалось ли ответить на поставленные вопросы? А пополнить и расширить свои знания? Представляете ли вы себе жизнь без ПИ?
Можно ли закончить урок на этой положительной ноте? И так ли полна информация?
ФИЗМИНУТКА
- Любая деятельность человека имеет две стороны медали. Положительную мы разобрали, а сейчас постараемся проанализировать и другую сторону.
ПОГРУЖЕНИЕ
Сейчас у каждой группы будет возможность погрузиться в профессию, относящуюся к добыче и переработке ПИ
( Каждая группа получает конверт, в котором дана подборка материалов по профессиям, работая с материалом конверта группа отмечает положительные и отрицательные моменты, связанные с данной профессией и деятельностью человека и отвечают на вопрос: Пользу или вред приносят ПИ?)
После каждого выступления представителю группы задают вопросы.
На доске появляются выводы:
ГРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
+ -
Нефтяники
Шахтеры
Экологи
Газовики
Торфорабочие
Подведение итогов. Рефлексия.
- Какой вывод можно сделать по итогам сегодняшнего урока?
Оценивание
Д/З
- С. 94-97 учебника, ТПО (для всех)
- Работа по карточкам показала, над какими вопросами нужно поработать индивидуально.
Если какая-то тема вас заинтересовала, то она и может стать темой индивидуального проекта
Приложение:
Конверт №1 Нефтяник
НЕФТЬ
Применение нефти. Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают краски, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты, духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Добыча нефти. Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, морях и океанах. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.
Где добывают нефть? Крупнейшие месторождения нефти сосредоточены в Западной Сибири и Казахстане, Северной и Южной Америке, в Северной Африке.
Какую пользу приносит нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения.
В чем ценность нефти? Наиболее ценное свойство нефти – то, что она выделяет при горении значительное количества тепла.
Профессии нефтедобывающей отросли
Что же это за профессия - нефтяник? Под это наименование подпадают все, кто так или иначе связан с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой нефти : геологи, инженеры, химики, биологи, буровики, программисты, экономисты.
Нефтяник – профессия не только почетная, но и высокооплачиваемая. Кроме того, специалисты по нефти и газу востребованы везде, имеют ряд льгот и хорошие пенсии
Нефтяник - профессия перспективная.
Конверт №2 Эколог
Влияние на литосферу
Любой способ добычи предусматривает выемку руды из земной коры, что приводит к образованию полостей и пустот, нарушается целостность коры.
В результате этого растет вероятность обвалов, оползней, разломов близлежащей к руднику территории.
Еще одним негативным последствием, связанным с добычей полезных ископаемых является загрязнение ими близлежащих сельскохозяйственных почв. Это происходит во время транспортировки. Пыль разлетается на многие километры и оседает на поверхности почвы, на растениях и деревьях
Влияние на атмосферу
Колоссальные экологические проблемы оказывает добыча полезных ископаемых на атмосферу. В результате процессов первичной обработки добытых руд в воздух выбрасываются большие объёмы:
метана,
оксидов
тяжелых металлов,
серы,
углерода.
Такое загрязнение атмосферы приводит к увеличению уровня радиации, изменению температурных показателей и увеличение или уменьшения осадков.
Влияние на водную среду
В результате добычи природного сырья сильно истощаются водоемы как подземные, так и поверхностные, осушаются болота. При добыче угля осуществляется откачка подземных вод, которые располагаются вблизи месторождения.
Влияние на животный и растительный мир
Во время активной разработки крупных месторождений сырья радиус загрязнений близлежащих почв может составлять 40 км. Почва подвержена различным химическим изменениям, в зависимости от вредности перерабатываемых веществ. Если в землю попадает большое количество токсических веществ, на ней гибнут и не растут деревья, кустарники и даже трава.
Альтернативные источники энергии
Конверт №3 Шахтер
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
1.Применение угля. Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах, дает своему другу - человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
2.Добыча угля. Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Уголь добывают в зависимости от залегания двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
3.Шахтер В списке профессий самой вредной и самой опасной по праву считается профессия шахтера. Только закаленные и сильные личности становятся шахтерами. Людям, не обладающим выдержкой, быстрой реакцией, дисциплинированностью лучше поискать другую профессию.
Если вы точно решили стать шахтером, то вам следует знать, что эта профессия требует психологической готовности работать в очень тяжелых условиях, ведь шахтер занимается добычей различных полезных ископаемых (алмазов, золота, серебра, меди, железа, угля, нефти). Работники горной промышленности работают в специальных сооружениях, которые находятся под землей. Одна из основных шахтных специальностей - горнорабочий очистного забоя. Она же и самая высокооплачиваемая
Учат профессии шахтера в горном институте или техникуме. Находятся они в основном вблизи районов добычи. Есть шахтерские трудовые династии
Конверт №4 Торфорабочий
На территории регионов России небогатых такими видами энергоресурсов, как нефть, газ и уголь, в условиях затрудненности их доставки и ввиду роста цены на них, наблюдается тенденция перехода к местным видам топлива. В том числе и таким, казалось бы давно забытым, как торф.
Торф — ресурс, для России имеющий пусть не ключевое, но немаловажное значение. Большую энергетику на нем не построишь, а вот как местный вид топлива и по цене и по доступности он готов потягаться с любым другим видом энергоносителей!
В то же время, рассматривать торф исключительно в качестве топлива и удобрения в современных условиях нецелесообразно — этот вопрос ставился исследователями и производственниками ещё в советское время. Глубокая и комплексная переработка торфа позволяет получать на выходе целый спектр материалов, которые могут использоваться в сельском хозяйстве, медицине, строительстве, химической промышленности, в качестве лекарств, сорбентов, изоляционных материалов, кормовых добавок.
Профессии, связанные с добычей торфа:
Канавщик;
Корчевщик;
Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа;
Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
Машинист торфодобывающего экскаватора;
Торфорабочий, занятый на валке деревьев, на выстилке торфяных кирпичей.
Аппаратчик по сушке торфа
Карьерщик
Машинист брикетного пресса
Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа
Машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа
Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации
Машинист торфодобывающего экскаватора
Конверт №5 Работники газовой отрасли
Природный газ – это смесь газов, сформировавшихся миллионы лет назад в недрах земной коры в результате преобразования органических веществ в осадочных породах. Природный газ относится к полезным ископаемым. В течение долгого времени газ накапливается в микроскопических порах, пустотах и трещинах на большой глубине.
Найти газ очень нелегко, ведь он находится под землей и его совсем не видно! Я узнала, что исследователям иногда попадаются подсказки – бывает, что газ прячется не очень глубоко и небольшая его часть просачивается наружу. Оказывается, ни собаки, ни другие животные не умеют находить природный газ по запаху. Но у геологов – ученых, занимающихся поиском полезных ископаемых, есть специальные приборы, которые «нюхают» воздух и верхние слои земли и могут почувствовать следы природного газа. Кроме того, природный газ часто обнаруживается во время поисков или добычи нефти, только обычно он находится под землей несколько глубже.
Все ученые утверждают (представлено в учебниках), что природный газ не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Но когда включаешь газовую горелку, то чувствуешь неприятный запах. Это происходит потому, что уже после добычи в него добавляют специальное вещество –запах которого как раз и неприятен. Он необходим, чтобы предупредить человека об утечке – ведь газ взрывоопасен и ядовит для людей.
! Поэтому будьте осторожны при использовании газа в быту.
Природный газ широко используется в быту и в промышленности
Природный газ – самое экологически чистое минеральное топливо
Природный газ позволяет беречь природу, так как при его сжигании в воздух попадает гораздо меньше углекислого газа, который может привести к парниковому эффекту.
Добыча газа – это очень трудозатратные мероприятия, требующие привлечения большого количества людей. Поэтому не удивительно, что специалисты нефтегазовых специальностей достаточно востребованы, да и зарплаты, которые получают эти люди, скажем так, не сравнимы со среднестатистическим показателем по стране.
Самые востребованные нефтегазовые профессии: геолог, геофизик, инженер по бурению, менеджер.