Рабочая программа для детей дошкольного возраста «Занимательная мастерская» (для детей 6–7 лет)

4
0
Материал опубликован 13 November 2016 в группе

ГБОУ ООШ № 17

Структурное подразделение

«Детский сад «Аленушка»

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в творческой мастерской

«Занимательная математика»

Руководитель: Воспитатель – Коновалова Анна Сергеевна

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

В творческой мастерской «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет.

Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство.

Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять математические способности детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир дошкольника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, дополнится творческая деятельность «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию детей, способствующий формированию познавательно - исследовательских действий.

Занимательная математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры в игровых действиях.

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам.

Первостепенное значение в обучении дошкольников математики имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.

Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у меня возникла идея создания кружка «Занимательной математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

Цель: формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.

Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.


Задачи:

1. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).

2. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

3. Сформировать базисные математические представления, речевые умения.

Развивающие:

Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).

Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычеслять её части, решать и составлять задачи.

Воспитательные:

Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания,

которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.


Методы проведения занятия:

- словесные

- наглядные

-практические

-игровые

Ожидаемый результат.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста свободно оперировать с цифрами, числами, с пониманием геометрических форм. Личностными результатами изучения данного кружка являются:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Участники:

дети 6 -7 лет

Срок обучения

Творческая мастерская рассчитана на один год обучения

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разно уровнего обучения

Режим занятий

Занятия проводятся каждый четверг 1 раз в неделю (25– 30 минут)

Формы проведения занятий

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Работа в тетрадях

Физкультминутки, гимнастика для глаз

Работа с интерактивной доской

Методы и приемы работы

Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

Практические (упражнения)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

Время проведения

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Выявление уровня развития

2 неделя

Тема: «Количество и счет»

«Считай не ошибись»

«Раздели и назови»

«Узнай, что получится? »

«Нарисуй как я»

«Найди одинаковые шарики»

Развивать умение концентрировать внимание, глазомер.

Развивать умение находить одинаковые предметы, выполнять действия сложения и вычитания, рисовать по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги.

3 неделя

Тема: «Ориентировка в пространстве»

«Волшебная палочка»

«Залатай коврик»

«Скажи, что получится»

«Пиши как я»

«Найди похожие»

Развивать восприятие формы рисунка, умение концентрировать внимание, сообразительность, ориентироваться на листе бумаги.

Развивать умение устанавливать закономерность, выполнять действия сложения и вычитания, проходить лабиринт.

Продолжать учить счету в пределах 10.

4 неделя

Тема: «Количество и счет»

«Живая неделька»

«Собери квадрат»

«Числовые домики»

«Чудесный мешочек»

Закрепить дни недели. Упражнять в составлении квадратов из частей. Закрепить числа до 10 из двух меньших. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов.

Учить решать логические задачи, развивать мышление, речь, внимание.

Октябрь

1 неделя

Тема: «Веселые задания»

«Веселые цифры»

«Задание на сложение»

«Лабиринт»

«Дорисуй узор»

«Найди два одинаковых предмета»

«Запомни»

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность.

Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт.

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой.

2 неделя

Тема: «Путешествие в страну математики»

«Молчанка»

Электронная дидактическая игра «Кто, где находится? »

«Кто к какому дереву идет? »

Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве.

Формировать умение сравнивать предметы, решать несложные задачи.

3 неделя

Тема: «Найди и напиши»

«Счет с хлопками»

«Напиши нужную цифру»

«Найди похожие листья»

«Закончи рисунок»

«Найди лишний предмет»

Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль.

Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

Продолжать учить детей решать логические задачи, выполнять задания на внимание.

4 неделя

Тема: «Дорисуй домики»

«Назови соседей»

«Найди одинаковые домики»

«Дорисуй домики»

Игры со счетными палочками

«Запомни»

Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность.

Продолжать учить детей аккуратно штриховать предметы.

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

5 неделя

Тема: «Сделай так, как я»

«Счет с хлопками»

«Танграм»

«Продолжи узор»

«Заверши числовую цепочку»

«Найди число»

Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль.

Продолжать учить детей решать примеры, находить соседей чисел.

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Дорисуй узор»

«Устный счет прямой и обратный»

«Танграм»

«Дорисуй узор»

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию

2 неделя

Тема: « Рассели жильцов»

«Хлопки»

«Рассели жильцов»

«Кто получился? »

«Помоги самолету пролететь через облака»

Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших

Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер

Учить детей выполнять задания на развитие логического мышления.

3 неделя

Тема: «Ориентировка в частях суток»

«День и ночь» (какая цифра исчезла)

Интерактивная доска «Забавная арифметика»

Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10

Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания.

Развивать у детей логическое мышление, мелкуюмотрику.

4 неделя

Тема: «Распорядок»

«Веселый счет»

«Распорядок дня»

«Четвертый лишний»

«Украсим полянку»

Закрепить умение по сигналу строиться по 2, 3 и 4 человека.

Закрепить понятие о времени, режиме дня.

Развивать умение классифицировать и обобщать.

Развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Декабрь

1 неделя

Тема: «Ориентировка во времени»

«Веселый счет»

«Определи время по часам»

«Найди одинаковые снежинки»

«Нарисуй снежинку»

Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату

Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание

2 неделя

Тема: «Сосчитай так, как я»

«Счет по цепочке»

«Нарисуй стрелки на часах»

«Сосчитай треугольники и квадраты»

«Повтори узор»

Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений

3 неделя

Тема: « Живые цифры»

«Живые цифры»

«Пифагор»

Интерактивная доска «Что лишнее? »

Соедини цифры

Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку

Развивать сообразительность, логическое мышление, речь.

Упражнять детей в счете в прямом и обратном порядке.

4 неделя

Тема: «Проводи Крошку крота к клумбе»

«Веселый счет»

«Пифагор»

«Нарисуй так же»

Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»

Закрепить счет в пределах 20

Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память

Январь

3 неделя

Тема: «Веселый счет»

«Считай не ошибись»

«Веселый счет»

«Что сначала, что потом? »

«Сложи вместе»

Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки

Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление

4 неделя

Тема: «Задачки от Мальвины»

«Отгадай загадку»

«Задачки от Мальвины»

«Дорисуй узор»

«Цветные числа»

Упражнять в отгадывании математических загадок на основе воспринимаемой информации. Упражнять в решении задач в стихотворной форме. Учить работать на листе в клетку.

Закрепить счет в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, мышление.

Февраль

1 неделя

Тема: «Рассели жильцов»

«День и ночь»

«Рассели жильцов»

Интерактивная доска- «Незнайка и геометрические фигуры»

«Нарисуй: что получится? »

Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры

Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук

2 неделя

Тема: «Напиши так же»

«Молчанка»

«Колумбово яйцо»

«Напиши так же»

«Геометрическое лото»

Упражнять в умении играть в игры – головоломки.

Развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений.

Повторить с детьми геометрические фигуры.

3 неделя

Тема: «Помоги жирафу»

«Я задумала число»

«Покажи одинаковые цифры»

«Сложи вместе»

«Дорисуй картинку»

«Помоги жирафу сорвать кокос»

Закрепить цифры и счет в пределах 20.

Развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание.

4 неделя

Тема: « Покажи»

«Я задумала число»

«Числовые домики»

«Чего не хватает? »

«Покажи одинаковые чашки»

Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших

Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность

Март

1 неделя

Тема: «Веселые эксперименты»

«Веселый счет»

Эксперименты «В какомсосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? »

Выводы

Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел,сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

2 неделя

Тема: «Найди и повтори»

«Веселые цифры»

«Разложи по клеточкам»

«Что останется? »

«Повтори рисунок»

«Найди похожие предметы»

Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер

3 неделя

Тема: «Помоги щенку»

«Измени число»

Интерактивная доска «Реши примеры»

«Найди похожие кораблики»

«Помоги щенку пройти к домику»

Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление

4 неделя

Тема: «Не ошибись»

«Не ошибись»

Перфокарты «Неделька», «Времена года»

«Соедини точки по порядку»

«Число – головоломка»

Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20

Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление.

Совершенствовать умение детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера.

5 неделя

Тема: « Загадочные задачки»

«Задачи – шутки»

«Дорисуй узор»

«Соедини вместе»

Упражнять в решении загадок – задач и задач – шуток.

Продолжаем работать на листе в клетку.

Развивать наблюдательность, умение находить закономерность.

Апрель

1 неделя

Тема: «Веселые эксперименты»

«Назови пропущенное слово»

Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками? » Выводы

«Расставь цифры»

«Назови день недели»

Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Упражнять детей в умении различать дни недели, ориентироваться на листе бумаги.

2 неделя

Тема: « Найди короткую дорогу»

Логическая задача

Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение»

Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»

Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение.

3 неделя

Тема: « Найди фигуры»

Логическая задача

«Найди две одинаковые фигуры»

«Найди нестандартную фигуру»

Игры со счетными палочками

Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику, умение решать ребусы.

4 неделя

Тема: « Найди и пройди»

Задачи в стихах

«Найди лишнее»

«Найди два зонтика»

«Нарисуй так же»

Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу»

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений

Май

1 неделя

Тема: «Повтори»

«Волшебная палочка»

Решение задач

«Исправь ошибку художника»

«Дни недели»

Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели.

Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции

2 неделя

Тема: «Подбери, реши»

«Подбери пару». Решение задач

Решение примеров

Задачи на смекалку

Графический диктант

Закрепление пройденного материала

3 неделя

Тема: « Узнай сколько время»

«Молчанка»

«Назови соседей»

Интерактивная доска - «Учимся определять время по часам»

«Геометрическая мозаика»

Закрепление пройденного материала

4 неделя

Диагностика

Выявление уровня развития на конец года

Комментарии
Комментариев пока нет.