Рабочая программа для детей дошкольного возраста «Занимательная мастерская» (для детей 6–7 лет)
ГБОУ ООШ № 17
Структурное подразделение
«Детский сад «Аленушка»
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в творческой мастерской
«Занимательная математика»
Руководитель: Воспитатель – Коновалова Анна Сергеевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
В творческой мастерской «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет.
Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство.
Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять математические способности детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир дошкольника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, дополнится творческая деятельность «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию детей, способствующий формированию познавательно - исследовательских действий.
Занимательная математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам.
Первостепенное значение в обучении дошкольников математики имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у меня возникла идея создания кружка «Занимательной математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Цель: формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.
Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Задачи:
1. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
2. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
3. Сформировать базисные математические представления, речевые умения.
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычеслять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные:
Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе
Отличительные особенности программы:
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания,
которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Методы проведения занятия:
- словесные
- наглядные
-практические
-игровые
Ожидаемый результат.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста свободно оперировать с цифрами, числами, с пониманием геометрических форм. Личностными результатами изучения данного кружка являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Участники:
дети 6 -7 лет
Срок обученияТворческая мастерская рассчитана на один год обучения
Общие принципы и содержание программыСодержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Принципы:Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разно уровнего обучения
Режим занятийЗанятия проводятся каждый четверг 1 раз в неделю (25– 30 минут)
Формы проведения занятийИгровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Работа в тетрадях
Физкультминутки, гимнастика для глаз
Работа с интерактивной доской
Методы и приемы работыПоисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
Практические (упражнения)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)
Время проведения |
Тема |
Цели и задачи |
Сентябрь 1 неделя |
Диагностика |
Выявление уровня развития |
2 неделя |
Тема: «Количество и счет» «Считай не ошибись» «Раздели и назови» «Узнай, что получится? » «Нарисуй как я» «Найди одинаковые шарики» |
Развивать умение концентрировать внимание, глазомер. Развивать умение находить одинаковые предметы, выполнять действия сложения и вычитания, рисовать по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги. |
3 неделя |
Тема: «Ориентировка в пространстве» «Волшебная палочка» «Залатай коврик» «Скажи, что получится» «Пиши как я» «Найди похожие» |
Развивать восприятие формы рисунка, умение концентрировать внимание, сообразительность, ориентироваться на листе бумаги. Развивать умение устанавливать закономерность, выполнять действия сложения и вычитания, проходить лабиринт. Продолжать учить счету в пределах 10. |
4 неделя |
Тема: «Количество и счет» «Живая неделька» «Собери квадрат» «Числовые домики» «Чудесный мешочек» |
Закрепить дни недели. Упражнять в составлении квадратов из частей. Закрепить числа до 10 из двух меньших. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов. Учить решать логические задачи, развивать мышление, речь, внимание. |
Октябрь 1 неделя |
Тема: «Веселые задания» «Веселые цифры» «Задание на сложение» «Лабиринт» «Дорисуй узор» «Найди два одинаковых предмета» «Запомни» |
Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность. Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт. Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. |
2 неделя |
Тема: «Путешествие в страну математики» «Молчанка» Электронная дидактическая игра «Кто, где находится? » «Кто к какому дереву идет? » |
Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве. Формировать умение сравнивать предметы, решать несложные задачи. |
3 неделя |
Тема: «Найди и напиши» «Счет с хлопками» «Напиши нужную цифру» «Найди похожие листья» «Закончи рисунок» «Найди лишний предмет» |
Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги. Продолжать учить детей решать логические задачи, выполнять задания на внимание. |
4 неделя |
Тема: «Дорисуй домики» «Назови соседей» «Найди одинаковые домики» «Дорисуй домики» Игры со счетными палочками «Запомни» |
Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность. Продолжать учить детей аккуратно штриховать предметы. Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. |
5 неделя |
Тема: «Сделай так, как я» «Счет с хлопками» «Танграм» «Продолжи узор» «Заверши числовую цепочку» «Найди число» |
Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль. Продолжать учить детей решать примеры, находить соседей чисел. |
Ноябрь 1 неделя |
Тема: «Дорисуй узор» «Устный счет прямой и обратный» «Танграм» «Дорисуй узор» |
Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию |
2 неделя |
Тема: « Рассели жильцов» «Хлопки» «Рассели жильцов» «Кто получился? » «Помоги самолету пролететь через облака» |
Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер Учить детей выполнять задания на развитие логического мышления. |
3 неделя |
Тема: «Ориентировка в частях суток» «День и ночь» (какая цифра исчезла) Интерактивная доска «Забавная арифметика» Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу» |
Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10 Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания. Развивать у детей логическое мышление, мелкуюмотрику. |
4 неделя |
Тема: «Распорядок» «Веселый счет» «Распорядок дня» «Четвертый лишний» «Украсим полянку» |
Закрепить умение по сигналу строиться по 2, 3 и 4 человека. Закрепить понятие о времени, режиме дня. Развивать умение классифицировать и обобщать. Развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги. |
Декабрь 1 неделя |
Тема: «Ориентировка во времени» «Веселый счет» «Определи время по часам» «Найди одинаковые снежинки» «Нарисуй снежинку» |
Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание |
2 неделя |
Тема: «Сосчитай так, как я» «Счет по цепочке» «Нарисуй стрелки на часах» «Сосчитай треугольники и квадраты» «Повтори узор» |
Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений |
3 неделя |
Тема: « Живые цифры» «Живые цифры» «Пифагор» Интерактивная доска «Что лишнее? » Соедини цифры |
Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку Развивать сообразительность, логическое мышление, речь. Упражнять детей в счете в прямом и обратном порядке. |
4 неделя |
Тема: «Проводи Крошку крота к клумбе» «Веселый счет» «Пифагор» «Нарисуй так же» Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе» |
Закрепить счет в пределах 20 Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память |
Январь 3 неделя |
Тема: «Веселый счет» «Считай не ошибись» «Веселый счет» «Что сначала, что потом? » «Сложи вместе» |
Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление |
4 неделя |
Тема: «Задачки от Мальвины» «Отгадай загадку» «Задачки от Мальвины» «Дорисуй узор» «Цветные числа» |
Упражнять в отгадывании математических загадок на основе воспринимаемой информации. Упражнять в решении задач в стихотворной форме. Учить работать на листе в клетку. Закрепить счет в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, мышление. |
Февраль 1 неделя |
Тема: «Рассели жильцов» «День и ночь» «Рассели жильцов» Интерактивная доска- «Незнайка и геометрические фигуры» «Нарисуй: что получится? » |
Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук |
2 неделя |
Тема: «Напиши так же» «Молчанка» «Колумбово яйцо» «Напиши так же» «Геометрическое лото» |
Упражнять в умении играть в игры – головоломки. Развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений. Повторить с детьми геометрические фигуры. |
3 неделя |
Тема: «Помоги жирафу» «Я задумала число» «Покажи одинаковые цифры» «Сложи вместе» «Дорисуй картинку» «Помоги жирафу сорвать кокос» |
Закрепить цифры и счет в пределах 20. Развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание. |
4 неделя |
Тема: « Покажи» «Я задумала число» «Числовые домики» «Чего не хватает? » «Покажи одинаковые чашки» |
Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность |
Март 1 неделя |
Тема: «Веселые эксперименты» «Веселый счет» Эксперименты «В какомсосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? » Выводы |
Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел,сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения |
2 неделя |
Тема: «Найди и повтори» «Веселые цифры» «Разложи по клеточкам» «Что останется? » «Повтори рисунок» «Найди похожие предметы» |
Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер |
3 неделя |
Тема: «Помоги щенку» «Измени число» Интерактивная доска «Реши примеры» «Найди похожие кораблики» «Помоги щенку пройти к домику» |
Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление |
4 неделя |
Тема: «Не ошибись» «Не ошибись» Перфокарты «Неделька», «Времена года» «Соедини точки по порядку» «Число – головоломка» |
Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20 Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление. Совершенствовать умение детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. |
5 неделя |
Тема: « Загадочные задачки» «Задачи – шутки» «Дорисуй узор» «Соедини вместе» |
Упражнять в решении загадок – задач и задач – шуток. Продолжаем работать на листе в клетку. Развивать наблюдательность, умение находить закономерность. |
Апрель 1 неделя |
Тема: «Веселые эксперименты» «Назови пропущенное слово» Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками? » Выводы «Расставь цифры» «Назови день недели» |
Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Упражнять детей в умении различать дни недели, ориентироваться на листе бумаги. |
2 неделя |
Тема: « Найди короткую дорогу» Логическая задача Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение» Лабиринт «Найди самую короткую дорогу» |
Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение. |
3 неделя |
Тема: « Найди фигуры» Логическая задача «Найди две одинаковые фигуры» «Найди нестандартную фигуру» Игры со счетными палочками |
Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление. Развивать мелкую моторику, умение решать ребусы. |
4 неделя |
Тема: « Найди и пройди» Задачи в стихах «Найди лишнее» «Найди два зонтика» «Нарисуй так же» Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу» |
Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений |
Май 1 неделя |
Тема: «Повтори» «Волшебная палочка» Решение задач «Исправь ошибку художника» «Дни недели» |
Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели. Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции |
2 неделя |
Тема: «Подбери, реши» «Подбери пару». Решение задач Решение примеров Задачи на смекалку Графический диктант |
Закрепление пройденного материала |
3 неделя |
Тема: « Узнай сколько время» «Молчанка» «Назови соседей» Интерактивная доска - «Учимся определять время по часам» «Геометрическая мозаика» |
Закрепление пройденного материала |
4 неделя |
Диагностика |
Выявление уровня развития на конец года |