Программа кружка «Занимательная математика» для детей 6-7 лет
МБДОУ «Усть- Баргузинский детский сад «Солнышко»
Программа кружка
«Занимательная математика»
для детей 6-7 лет
Педагог высшей категории Михайлова Анна Ивановна
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Рабочая программа составлена на основании программ:
«ФЭМП. Подготовительная группа» ( Помораева И.А.) ,
«Математика для дошкольников 6-7 лет» (Е.В. Колесникова)
рабочие тетради по методике Колесниковой Е.В.
Цель кружка «Занимательная математика»:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять
полученные знания.
Направленность программы.
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Основные задачи программы:
• Научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Дать представления о числах и цифрах от 10 до 20 на основе сравнения двух множеств.
• Продолжать учить считать по образцу и названному числу.
• Учить писать цифры от 10 до 20.
• Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
• Упражняться в различении количественного и порядкового счета в пределах 20.
• Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
• Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
• Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
• Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
• Ознакомление с плоскими геометрическим фигурами - ромб, цилиндр, трапеция, конус, призма.
• Ознакомление с объемными геометрическими телами - цилиндр, конус, призма.
• Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
* Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку. Рисование по точкам, в разном направлении.
* Продолжать учить считать на русских счетах до 100, умение выполнять простые арифметические задания в пределах 20.
* Познакомить с правилами работы с таблицами Шульта, вырабатывать скорость количественного счета до 20.
* Дать представление о ментальной арифметике, счеты Абакус и умение работать с карточками. Выполнение заданий на карточках двумя руками.
Работа распределяется по разделам:
Количество и счет.
Ознакомление с геометрическими фигурами.
Определение величины.
Ориентировка во времени и в пространстве.
Решение логических задач.
Участники:
4 год – дети 6- 7лет.
Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Режим занятий
3 год. -1 раз в неделю 30 мин.
Формы проведения занятий:
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, в карточках, в перфокартах, физкультминутки.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«Занимательная математика»
на 2020-2021 учебный год
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
1 | Е.В Колесникова №1 (14) | Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки больше- меньше, работа с счетными палочками. | 1.Закрепить знания о числах от 1 до 10 2.Закрепить умение писать цифры от 1 до 10. 3.Устанавливать соответствие между количеством и цифрой. 4.Закрепить знания о квадрате и прямоугольнике. 5 Самоконтроль. | Тетрадь, цветные карандаши, ручка, счетные палочки. |
2 | Е.В Колесникова №2 (16) | Знаки : равно, не равно, плюс, минус, математические задачи, ориентировка на листе. | 1.Закрепить знания о знаках :равно, не равно. 2.Учить составлять задачи и записывать ее. 3. Сравнивать величину предметов. 4.Ориентироваться на листе бумаги. 5.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр, набор геометрических фигур. |
3 | Е.В Колесникова №3 (19) | Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. | 1.Умение считать по образцу и названному числу. 2.Умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов. 3.Знания о последовательности частей суток. 4.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши, карточки с частями суток. |
4 | И.А. Помораева № 2 (18) | Множества | 1.Упражнять в делении множества на части и объединение частей в целую группу. 2.Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. 3.Работа со счетами. 4. Умение делить круг на 2,4,8 равные части. | Набор игрушек, 2 набора строительного материала. На каждого ребенка квадраты по 5 шт. Счеты. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
5 | Е.В Колесникова №4 ( 21) | Знаки больше- меньше, равно, не равно. Соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа 6 из двух меньших. Логическая задача. Геометрические фигуры. | 1.Умение понимать соотношения между числами и записывать с помощью знаков. 2. Знание о составе числа 6 из двух меньших. 3.Знания о фигурах: треугольник, трапеция. 4. Умение рисовать данные фигуры в тетради в клетку. 5.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр, геометрические фигуры- треугольник и трапеция. |
6 | Е.В Колесникова №5 ( 23) | Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. | 1.Соотносить количество предметов с цифрой. 2.учить составлять вопросы к сюжетной картинке. 3. Продолжать знакомить с часами, их особенностями и назначением. 4. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Презентация о часах, напомнить детям о работе часовых стрелок. |
7 | Е.В Колесникова №6 ( 25) | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача ориентировка в пространстве. | 1.Понимать отношения между числами. 2.Закрепить знания о днях недели. 3.Умение определять слово положение предмета по отношению к себе, другому лицу. 4. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 5. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Флажок. |
8 | И. А. Помораева №1 ( 27) | Число 6 из единиц | 1.Продолжать учить составлять число 6 из единиц. 2.Учить понимать соотношения целого и частей. 3. Работа со счетами. Решение задач. | Корзина, муляжи фруктов. 2 тарелки, карточки с цифрами. Круг, ¼ часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева. Схема маршрута. Карточки-схемы задач. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
9 | Е.В Колесникова №7 (27) | Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1.Учить различать количественный и порядковый счет. 2.Закрепить с составом числа 6 из двух меньших. 3.умение рисовать овалы в тетради в клетку. 4. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 5. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр. Бубен. |
10 | Е.В Колесникова №8 ( 29) | Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. | 1.Учить решать арифметические задачи, записывать решение. 2.Учить измерять линейкой, записывать результат. 3.умение ориентироваться на листе бумаги. 4. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка. |
11 | И. А. Помораева №6 (38) | Число 10 из единиц | 1.Познакомить с составом числа 10 из единиц. Цифра 0. 2. Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному. 3. Работа со счетами. Решение примеров. | Цифровой ряд.. 10 разноцветных бусинок. 3 ведерка с крупой. Картинки «времена года». Счеты, карточки примеров. |
12 | Е.В Колесникова №9 (36) | Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени. | 1.Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10. 2.Познакомить с образованием числа 11. 3. Познакомить с новой счетной единицей – десятком, условным обозначением. 4.Знакомить с часами, умение определять время. 5. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Макет часов. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
13 | Е.В Колесникова 10 ( 38) | Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1.Понимать независимость числа от величины предметов. 2.уение понимать отношения между числами. Правильно пользоваться знаками. 3.Умение составлять число 7 из двух меньших. 4.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши, Набор знаков и цифр. |
14 | Е.В Колесникова №11 ( 40) | Ориентировка во времени, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры. | 1.Познакомить с образованием числа 12. 2.Учить записывать число 12. 3.Учить определять время на часах 4.Знания о геометрических фигурах. 5.Самоконтроль. Доп. Ментальная арифметика. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Макет часов. Набор геометрических фигур. Карточки-задания для выполнения двумя руками. |
15 | Е.В Колесникова №12 ( 42) | Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени. | 1.Учить понимать отношения между числами 11 и 12. 2.Учить, как из неравенства можно сделать равенство. 3.Учить составлять и решать ариф задачу. Записывать решение. 4.Закрепить осенние месяца. 5.Составлять число 8 из 2х меньших. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка. Карточки- осенние месяца. |
16 | И. А. Помораева №5 (55) | Состав числа 8. | 1.Уметь составлять число 8 из двух меньших. 2 Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15. 3.Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры. 4. Умение ориентироваться в тетради в клетку. | Карточки с цифрами, карточки волчат(15). Полоски-дорожки, условные мерки. Треугольник по 2 шт, круги по 8 шт. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
17 | Е.В Колесникова №13 ( 45) | Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры. | 1.Познакомить с образованием числа 13. 2.Учить записывать число 13. 3. Учить решать примеры. 4.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образец деления круга на 2,3,4 части. |
18 | Е.В Колесникова № 14 ( 47) | Решение примеров, знаки плюс и минус, логическая задача, геометрические фигуры. | 1.Учить составлять примеры, читать записи. 2.Умение различать понятия: выше,глубже 3.Закрепить элементы геометрической фигуры(вершины, стороны, углы) 4.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Набор знаков. Фигура- треугольник. |
19 | Е.В Колесникова №15 (49) | Число 14, дни недели, логическая задача. | 1.Познакомить с образованием числа 14. 2.Учить писать число 14. 3. В двух неделях 14 дней. 4.Самоконтроль. Доп. Ментальная арифметика. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Карточки-задания для выполнения двумя руками. |
20 | И. А. Помораева №1(67) | Монеты. | 1.Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и 1,5,10 копеек. 2.Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги. 3. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру. | Буратино, купюры и монеты разного достоинства. Карандаш, ластик, тетрадь. .3 обруча одного цвета, геометрические фигуры. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
21 | Е.В Колесникова №16 (51) | Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа 9 из 2х меньших, геометрические фигуры. | 1.Учить составлять геометрическую задачу. 2.Учить составлять число 9 из 2х меньших. 3. Умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. 4. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Набор цифр. Образцы предметов прямоугольной формы. |
22 | Е.В Колесникова №17 ( 53) | Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. | 1.Познакомить с образованием числа 15. 2.Учить записывать число, читать запись. 3.Учить ориентироваться в тетради в клетку. 4.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Карточка с цифрой по количеству детей. |
23 | Е.В Колесникова №18 ( 55) | Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача на анализ и синтез, геометрические фигуры. | 1.Учить понимать отношения между числами в числовом ряду. 2.Решать примеры в пределах 2го десятка. 3.Дорисовывать овалы до знакомых предметов. 4.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образцы предметов овальной формы. |
24 | И. А. Помораева №5(76) | Объем сыпучих предметов | 1.Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки. 2. Учить устанавливать время на макете часов. 3.Закреплять представления о многоугольнике (5,6). | Миска с мукой, банка, поднос, макет часов. Пяти- шести- семи- восьмиугольники. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
25 | Е.В. Колесникова №19 ( 57) | Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. | 1.Познакомить с образованием числа 16. 2.Учить писать число 16. 3.Учить измерять линейкой, записывать результат измерения. 4.Учить определять время по часам. 5. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка. |
26 | Е.В. Колесникова №20 ( 59) | Математическая загадка, знаки: плюс, минус. Состав числа 9 из двух меньших, геометрические фигуры. | 1.Учить отгадывать математическую загадку. 2.Учить составлять число 9 из 2х меньших. 3. Учить дорисовывать треугольники до знакомых предметов. 4. Самоконтроль. Доп. Таблица Шульта. До 15. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образы предметов треугольной формы. Таблицы Шульта. |
27 | Е.В. Колесникова №21 ( 61) | Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. | 1.Познакомить с образованием числа 17. 2.Учить писать число 17. 3.Решать примеры в пределах 2го десятка, с использованием счет. 4.Из неравенства делать равенство. 5. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Макет часов. |
28 | И. А. Помораева №6 (77) | Измерение жидких веществ. | 1.Подолжать знакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. 2.Отношения между числами натурального ряда. 3. Развивать чувство времени. 4. Умение моделировать геометрические фигуры. | Песочные часы (5 минут). Стихи о геометрических фигурах, карточки с цифрами, муз инструменты, непрозрачный кувшин, стакан, банка, полоска бумаги, миска прозрачная с отметкой. Пластилин, веревка, счетные палочки, выкройка куба. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
29 | Е.В. Колесникова 22 (63) | Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. | 1.Продолжать знакомить с образованием числа 17. 2.Учить анализировать узор и продолжать его по образцу. 3. Определение расположение предметов на листе бумаги. 4. Рисовать символическое изображение. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. |
30 | Е.В. Колесникова №23 (65) | Число 18. Состав числа 8, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. | 1.Познакомить с образованием числа 18. 2.Учить писать число 18. 3 Закрепить состав числа 8 из 2х меньших. 4.Понимать отношения между числами в числовом ряду. 5.Правильно пользоваться знаками. 6.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. |
31 | Е.В. Колесникова №25 (71) | Число 19, состав числа 10, величина, логическая задача. | 1.Познакомить с образованием числа 19 2.Учить писать число 19. 3.Умение составлять число 10 из 2х меньших. 4.Сравнивать предметы по величине. 5. Самоконтроль. Доп. Счеты, десятки до 50. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Счеты на каждого. |
32 | Дополнительное занятие | Ментальная арифметика. Абакус | 1.Познакомить с историей возникновения ментальной арифметики, особенности ее вычисления. 2.Познакомить со счетами Абакус. . | Презентация о ментальной арифметики. Счеты Абакус. Карточки- задания. Набор цифр. |
№ дата | Автор | Тема | Цель | Материал |
33 | Е.В. Колесникова №26( 72) | Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. | 1.Продолжать знакомить с образованием числа 19. 2.Дорисовывать квадраты до знакомых предметов. 3.Измерять линейкой, записывать результат. 4. Рисовать символическое изображение. 5. Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образцы предметов квадратной формы. |
34 | Е.В. Колесникова №27 (75) | Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. | 1.Познакомить с образованием числа 20. 2.Учить писать число 20. 3.Решать примеры в пределах 20. 4.Записывать решение задачи. 5.Самоконтроль. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. |
35 | Е.В Колесникова №28 (76) | Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. | 1.Продолжать учить решать арифметическую задачу. 2.Учить решать примеры. 3.Измерять линейкой. 4.Ориентироваться на листе бумаги. 5.Рисовать математический узор. | Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка. |
36 | Дополнительное занятие. | Ментальная арифметика. Абакус | 1.Продолжать знакомить с правилами работы на счетах Абакус. 2. Умение считать по карточкам. | Карточки с заданиями. Набор цифр на каждого ребенка. |