12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михайлова Анна Ивановна565
Воспитатель высшей категории. Стаж работы 22 года.
Россия, Бурятия респ., Усть-Баргузин
0

Программа кружка «Занимательная математика»

МБДОУ «Усть- Баргузинский детский сад «Солнышко»






Программа кружка

«Занимательная математика»

для детей 6-7 лет









Педагог высшей категории Михайлова Анна Ивановна

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.


Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.


Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.


Рабочая программа составлена на основании программ:

«ФЭМП. Подготовительная группа» ( Помораева И.А.) ,

«Математика для дошкольников 6-7 лет» (Е.В. Колесникова)

рабочие тетради по методике Колесниковой Е.В.


Цель кружка «Занимательная математика»:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять

полученные знания.


Направленность программы.

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.


Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.


Основные задачи программы:

Научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

Дать представления о числах и цифрах от 10 до 20 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить считать по образцу и названному числу.

Учить писать цифры от 10 до 20.

Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

Упражняться в различении количественного и порядкового счета в пределах 20.

Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Ознакомление с плоскими геометрическим фигурами - ромб, цилиндр, трапеция, конус, призма.

Ознакомление с объемными геометрическими телами - цилиндр, конус, призма.

Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

* Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку. Рисование по точкам, в разном направлении.

* Продолжать учить считать на русских счетах до 100, умение выполнять простые арифметические задания в пределах 20.

* Познакомить с правилами работы с таблицами Шульта, вырабатывать скорость количественного счета до 20.

* Дать представление о ментальной арифметике, счеты Абакус и умение работать с карточками. Выполнение заданий на карточках двумя руками.

Работа распределяется по разделам:

Количество и счет.

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Определение величины.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Решение логических задач.


Участники:

4 год – дети 6- 7лет.


Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Режим занятий

3 год. -1 раз в неделю 30 мин.


Формы проведения занятий:

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, в карточках, в перфокартах, физкультминутки.


Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).













t1639144361aa.jpg












ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«Занимательная математика»

на 2020-2021 учебный год



















дата

Автор

Тема

Цель

Материал

1


Е.В Колесникова

1 (14)

Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки больше- меньше, работа с счетными палочками.

1.Закрепить знания о числах от 1 до 10

2.Закрепить умение писать цифры от 1 до 10.

3.Устанавливать соответствие между количеством и цифрой.

4.Закрепить знания о квадрате и прямоугольнике.

5 Самоконтроль.

Тетрадь, цветные карандаши, ручка, счетные палочки.

2


Е.В Колесникова

2 (16)

Знаки : равно, не равно, плюс, минус, математические задачи, ориентировка на листе.

1.Закрепить знания о знаках :равно, не равно.

2.Учить составлять задачи и записывать ее.

3. Сравнивать величину предметов.

4.Ориентироваться на листе бумаги.

5.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр, набор геометрических фигур.

3


Е.В Колесникова

3 (19)

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

1.Умение считать по образцу и названному числу.

2.Умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.

3.Знания о последовательности частей суток.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, карточки с частями суток.

4


И.А. Помораева

2 (18)


Множества

1.Упражнять в делении множества на части и объединение частей в целую группу.

2.Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.

3.Работа со счетами.

4. Умение делить круг на 2,4,8 равные части.


Набор игрушек, 2 набора строительного материала.

На каждого ребенка квадраты по 5 шт. Счеты.



дата

Автор

Тема

Цель

Материал

5

Е.В Колесникова

4 ( 21)

Знаки больше- меньше, равно, не равно. Соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа 6 из двух меньших. Логическая задача. Геометрические фигуры.

1.Умение понимать соотношения между числами и записывать с помощью знаков.

2. Знание о составе числа 6 из двух меньших.

3.Знания о фигурах: треугольник, трапеция.

4. Умение рисовать данные фигуры в тетради в клетку. 5.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр, геометрические фигуры- треугольник и трапеция.

6

Е.В Колесникова

5 ( 23)

Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

1.Соотносить количество предметов с цифрой.

2.учить составлять вопросы к сюжетной картинке.

3. Продолжать знакомить с часами, их особенностями и назначением.

4. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Презентация о часах, напомнить детям о работе часовых стрелок.

7

Е.В Колесникова

6 ( 25)

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача ориентировка в пространстве.

1.Понимать отношения между числами.

2.Закрепить знания о днях недели.

3.Умение определять слово положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

4. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Флажок.

8

И. А. Помораева

1 ( 27)

Число 6 из единиц

1.Продолжать учить составлять число 6 из единиц.

2.Учить понимать соотношения целого и частей.

3. Работа со счетами. Решение задач.

Корзина, муляжи фруктов. 2 тарелки, карточки с цифрами. Круг, ¼ часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева. Схема маршрута.

Карточки-схемы задач.







дата

Автор

Тема

Цель

Материал

9

Е.В Колесникова

7 (27)

Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1.Учить различать количественный и порядковый счет.

2.Закрепить с составом числа 6 из двух меньших.

3.умение рисовать овалы в тетради в клетку.

4. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр. Бубен.

10

Е.В Колесникова

8 ( 29)

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

1.Учить решать арифметические задачи, записывать решение.

2.Учить измерять линейкой, записывать результат.

3.умение ориентироваться на листе бумаги.

4. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

11

И. А. Помораева

6 (38)

Число 10 из единиц

1.Познакомить с составом числа 10 из единиц. Цифра 0.

2. Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.

3. Работа со счетами. Решение примеров.

Цифровой ряд..

10 разноцветных бусинок.

3 ведерка с крупой.

Картинки «времена года».

Счеты, карточки примеров.


12

Е.В Колесникова

9 (36)

Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени.

1.Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10.

2.Познакомить с образованием числа 11.

3. Познакомить с новой счетной единицей – десятком, условным обозначением.

4.Знакомить с часами, умение определять время.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Макет часов.







дата

Автор

Тема

Цель

Материал

13

Е.В Колесникова

10 ( 38)

Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1.Понимать независимость числа от величины предметов.

2.уение понимать отношения между числами. Правильно пользоваться знаками.

3.Умение составлять число 7 из двух меньших.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, Набор знаков и цифр.

14

Е.В Колесникова

11 ( 40)

Ориентировка во времени, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 12.

2.Учить записывать число 12.

3.Учить определять время на часах

4.Знания о геометрических фигурах.

5.Самоконтроль.


Доп. Ментальная арифметика.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Макет часов.

Набор геометрических фигур.


Карточки-задания для выполнения двумя руками.

15

Е.В Колесникова

12 ( 42)

Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени.

1.Учить понимать отношения между числами 11 и 12.

2.Учить, как из неравенства можно сделать равенство.

3.Учить составлять и решать ариф задачу. Записывать решение.

4.Закрепить осенние месяца.

5.Составлять число 8 из 2х меньших.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

Карточки- осенние месяца.

16

И. А. Помораева

5 (55)

Состав числа 8.

1.Уметь составлять число 8 из двух меньших.

2 Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15.

3.Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.

4. Умение ориентироваться в тетради в клетку.

Карточки с цифрами, карточки волчат(15).

Полоски-дорожки, условные мерки.

Треугольник по 2 шт, круги по 8 шт.







дата

Автор

Тема

Цель

Материал

17

Е.В Колесникова

13 ( 45)

Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 13.

2.Учить записывать число 13.

3. Учить решать примеры.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Образец деления круга на 2,3,4 части.

18


Е.В Колесникова

14 ( 47)

Решение примеров, знаки плюс и минус, логическая задача, геометрические фигуры.

1.Учить составлять примеры, читать записи.

2.Умение различать понятия: выше,глубже

3.Закрепить элементы геометрической фигуры(вершины, стороны, углы)

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Набор знаков.

Фигура- треугольник.

19

Е.В Колесникова

15 (49)

Число 14, дни недели, логическая задача.

1.Познакомить с образованием числа 14.

2.Учить писать число 14.

3. В двух неделях 14 дней.

4.Самоконтроль.

Доп. Ментальная арифметика.


Тетрадь, ручка, цветные карандаши.



Карточки-задания для выполнения двумя руками.

20

И. А. Помораева

1(67)


Монеты.

1.Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и 1,5,10 копеек.

2.Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги.

3. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.

Буратино, купюры и монеты разного достоинства. Карандаш, ластик, тетрадь. .3 обруча одного цвета, геометрические фигуры.







дата

Автор

Тема

Цель

Материал

21

Е.В Колесникова

16 (51)

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа 9 из 2х меньших, геометрические фигуры.

1.Учить составлять геометрическую задачу.

2.Учить составлять число 9 из 2х меньших.

3. Умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов.

4. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Набор цифр.

Образцы предметов прямоугольной формы.

22

Е.В Колесникова

17 ( 53)

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 15.

2.Учить записывать число, читать запись.

3.Учить ориентироваться в тетради в клетку.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Карточка с цифрой по количеству детей.

23

Е.В Колесникова

18 ( 55)

Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача на анализ и синтез, геометрические фигуры.

1.Учить понимать отношения между числами в числовом ряду.

2.Решать примеры в пределах 2го десятка.

3.Дорисовывать овалы до знакомых предметов.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образцы предметов овальной формы.

24

И. А. Помораева

5(76)


Объем сыпучих предметов

1.Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки.

2. Учить устанавливать время на макете часов.

3.Закреплять представления о многоугольнике (5,6).

Миска с мукой, банка, поднос, макет часов. Пяти- шести- семи- восьмиугольники.







дата

Автор

Тема

Цель

Материал

25

Е.В. Колесникова

19 ( 57)

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

1.Познакомить с образованием числа 16.

2.Учить писать число 16.

3.Учить измерять линейкой, записывать результат измерения.

4.Учить определять время по часам.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

26

Е.В. Колесникова

20 ( 59)

Математическая загадка, знаки: плюс, минус. Состав числа 9 из двух меньших, геометрические фигуры.

1.Учить отгадывать математическую загадку.

2.Учить составлять число 9 из 2х меньших.

3. Учить дорисовывать треугольники до знакомых предметов.

4. Самоконтроль.

Доп. Таблица Шульта. До 15.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образы предметов треугольной формы.

Таблицы Шульта.

27

Е.В. Колесникова

21 ( 61)

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

1.Познакомить с образованием числа 17.

2.Учить писать число 17.

3.Решать примеры в пределах 2го десятка, с использованием счет.

4.Из неравенства делать равенство.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Макет часов.

28

И. А. Помораева

6 (77)

Измерение жидких веществ.

1.Подолжать знакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.

2.Отношения между числами натурального ряда.

3. Развивать чувство времени.

4. Умение моделировать геометрические фигуры.

Песочные часы (5 минут). Стихи о геометрических фигурах, карточки с цифрами, муз инструменты, непрозрачный кувшин, стакан, банка, полоска бумаги, миска прозрачная с отметкой.

Пластилин, веревка, счетные палочки, выкройка куба.







дата

Автор

Тема

Цель

Материал

29

Е.В. Колесникова

22 (63)

Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

1.Продолжать знакомить с образованием числа 17.

2.Учить анализировать узор и продолжать его по образцу.

3. Определение расположение предметов на листе бумаги.

4. Рисовать символическое изображение.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

30

Е.В. Колесникова

23 (65)


Число 18. Состав числа 8, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 18.

2.Учить писать число 18.

3 Закрепить состав числа 8 из 2х меньших.

4.Понимать отношения между числами в числовом ряду.

5.Правильно пользоваться знаками.

6.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

31

Е.В. Колесникова

25 (71)

Число 19, состав числа 10, величина, логическая задача.

1.Познакомить с образованием числа 19

2.Учить писать число 19.

3.Умение составлять число 10 из 2х меньших.

4.Сравнивать предметы по величине.

5. Самоконтроль.

Доп. Счеты, десятки до 50.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.





Счеты на каждого.

32

Дополнительное занятие

Ментальная арифметика.

Абакус

1.Познакомить с историей возникновения ментальной арифметики, особенности ее вычисления.

2.Познакомить со счетами Абакус.

.

Презентация о ментальной арифметики.

Счеты Абакус.

Карточки- задания. Набор цифр.







дата

Автор

Тема

Цель

Материал

33

Е.В. Колесникова

26( 72)

Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

1.Продолжать знакомить с образованием числа 19.

2.Дорисовывать квадраты до знакомых предметов.

3.Измерять линейкой, записывать результат.

4. Рисовать символическое изображение.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Образцы предметов квадратной формы.

34

Е.В. Колесникова

27 (75)

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

1.Познакомить с образованием числа 20.

2.Учить писать число 20.

3.Решать примеры в пределах 20.

4.Записывать решение задачи.

5.Самоконтроль.


Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

35

Е.В Колесникова

28 (76)


Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

1.Продолжать учить решать арифметическую задачу.

2.Учить решать примеры.

3.Измерять линейкой.

4.Ориентироваться на листе бумаги.

5.Рисовать математический узор.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

36

Дополнительное занятие.

Ментальная арифметика.

Абакус

1.Продолжать знакомить с правилами работы на счетах Абакус.

2. Умение считать по карточкам.

Карточки с заданиями. Набор цифр на каждого ребенка.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.