12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валова Валентина Васильевна660
Россия, Владимирская обл., Покров

Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа направлена на ознакомление с изобразительным искусством и формирование первичных навыков рисунка, лепки, аппликации у детей дошкольного возраста.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы в том, что благодаря ей у детей развивается воображение, мелкая моторика, зрительная память, они знакомятся с произведениями искусства; овладевают элементарными навыками работы карандашом, красками, фломастером, мелками, лучше подготовлены к школе.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста еще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. 

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. 

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию. 

Также важно отметить, что стандартные программы дошкольного и школьного обучения имеют общеобразовательный характер. В отношении изобразительного искусства занятия ограничиваются как временными рамками, так и узкой направленностью. Данная программа расширяет вариативную составляющую часть дошкольной и школьной программ по изобразительному искусству.

 Таким образом, реализация данной программы позволит детям получить более широкое представление об изобразительном искусстве, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Мир перестанет быть ограниченным рамками семьи, детского сада, школы или двора. Ребенок начнет иначе осознавать себя в семье и окружающем мире.


 

Цель: обучение первоначальным навыкам рисунка, лепки, аппликации, декоративного рисования.

Задачи:

- образовательные: ознакомление детей с произведениями искусства; освоение элементарных приемов рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование), лепки (объемная, барельеф, налепывание), аппликация (обрывная, объемная, складывание из бумаги); освоение художественных терминов; знакомство с видами искусства;

- развивающие: развитие мелкой моторики, памяти, творческой фантазии, наблюдательности; развитие понимания прекрасного в окружающем мире;

- воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, внимания, организованности, самостоятельности в выполнении работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5-6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Формы и режим занятий: занятие – 30 минут, перемена – 10 минут.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в районных, областных, всероссийских конкурсах и выставках; участие во внутристудийных выставках.


 

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Месяц

Ожидаемые результаты

Способы

проверки

Октябрь

В рисовании передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорции частей предмета

наблюдение

Октябрь

Лепить с натуры овощи, фрукты, грибы, посуду

Наблюдение

Ноябрь

В аппликации усвоить навык поворачивания бумаги в разные стороны, наклеивать части или целые фигуры

Наблюдение

Ноябрь

Владеть техническими навыками (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета)

Наблюдение

Декабрь

В сюжетном рисовании видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать по цветовому колориту

Беседа, наблюдение

Январь

Лепить фигуры из целого куска: регулировать силу нажима на комок, сглаживать поверхность, пользоваться стекой

Наблюдение

Февраль

В декоративном рисовании усвоить колорит, композицию, орнамент, элементы (простое)

Наблюдение

Февраль

Усвоить приемы обрывной аппликации (из отдельных листочков, из целого листа)

Наблюдение

Март

В наброске идти от общего к деталям, передавать общую форму предмета, дополнять изображение деталями

Наблюдение

Апрель

Лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, укрепить на общем основании, передавать пропорции, динамику, характер образа

Выставка

Май

В сюжетном рисовании передавать характер образа, персонажа (поза, движение, признаки), композиционно располагать предметы, фигуры, выделяя главное

Выставка


 


 

Тематическое планирование учебного года.

Месяц

Тема

Теоритические

занятия

Практические

занятия

Всего

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

 

Вводное занятие: ознакомление с работой студии, инструктаж по ТБ

2

0

2

Рисование: «Ягоды, грибы, фрукты»

0,5

1,5

2

Лепка: «Грибы, ягоды, в корзины»

0,5

1,5

2

Рисование: «Осенний лес»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Грибы, бабочка»

0,5

1,5

2

«Ветка рябины» (ватные палочки)

0,5

1,5

2

Лепка: «Собираем урожай»

0,5

1,5

2

«Желтый одуванчик» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Рисование: «Какого это цвета?»

0,5

1,5

2

Лепка: «Барельеф»

0,5

1,5

2

Декоративное рисование: «Узор из осенних листьев, ягод»

0,5

1,5

2

Лепка: «Медвежата»

0,5

1,5

2

Рисование: «Дуэт сильный ветер»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Ваза и яблоко»

0,5

1,5

2

«Осенний листопад» (печатание листьями)

0,5

1,5

2

«Осеннее дерево» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

 

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Рисование: «Флажки, цветы, шары»

0,5

1,5

2

«Цыпленок» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

«Котенок» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

Лепка: «Кот, петух, лиса»

0,5

1,5

2

Ознакомление с натюрмортом. Посещение Картинной галереи

2

0

2

Аппликация: «Букет из осенних листьев»

0,5

1,5

2

Декоративное рисование: «Городец»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Кошка на ковре»

0,5

1,5

2

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Рисование: «Зимний лес»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Цветы в сказочном саду»

0,5

1,5

2

Декоративное рисование: «Гжель»

0,5

1,5

2

«Рыбка» (ватные палочки)

0,5

1,5

2

Рисование: «Новогодняя елка»

0,5

1,5

2

«Снеговик» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

Лепка: «Снеговик, елка»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Снежинки, звездочки»

0,5

1,5

2

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Салют» (выдувание через трубочку)

0,5

1,5

2

Лепка: «Матрешка»

0,5

1,5

2

Рисование: «Наш аквариум»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Книжка-неваляшка»

0,5

1,5

2

Декоративное рисование: «Зимний, снежный ковер»

0,5

1,5

2

Лепка: Барельеф «Рыбки»

0,5

1,5

2

Декоративное рисование: «Городецкий узор для стаканчика»

0,5

1,5

2

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой)

0,5

1,5

2

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Рисование: «Теплые и холодные цвета в изображении зимнего парка»

0,5

1,5

2

Лепка: «Белочка»

0,5

1,5

2

«Укрась медвежонка» (ватные палочки)

0,5

1,5

2

Аппликация: «Наша Армия родная»

0,5

1,5

2

«Синица» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

Лепка: «Чайный сервиз»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Кораблик в море»

0,5

1,5

2

М
А
Р
Т

Аппликация: «Цветы для мамы»

0,5

1,5

2

Рисование: «Портрет мамы»

0,5

1,5

2

Лепка: Барельеф «Цветок»

0,5

1,5

2

«Ваза с цветами» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

Аппликация: «Скворечник»

0,5

1,5

2

«Ветка мимозы» (ватные палочки)

0,5

1,5

2

Лепка: «Собачка с мячом»

0,5

1,5

2

Рисование: «Сказочная птица»

0,5

1,5

2

А
П
Р
Е
Л
Ь

Рисование: «Весенняя капель»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Летим на ракете»

0,5

1,5

2

Декоративное рисование: «Узор из листьев и веточек»

0,5

1,5

2

Лепка: «Крокодил Гена и Чебурашка»

0,5

1,5

2

Ознакомление с пейзажем. Посещение Картинной галереи.

2

0

2

Аппликация: «Сказочный сад»

0,5

1,5

2

«Разноцветные яички» (ватные палочки)

0,5

1,5

2

«Дерево» (тычок кистью)

0,5

1,5

2

М
А
Й

«Бабочка» (ватные палочки)

0,5

1,5

2

Аппликация: «Праздничный салют»

0,5

1,5

2

«Весенний дождь» (рисование одноразовыми вилками).

0,5

1,5

2

Лепка: «Котята с клубком»

0,5

1,5

2

Декоративное рисование: «Узор из весенних цветов»

0,5

1,5

2

Аппликация: «Тюльпаны»

0,5

1,5

2

Рисование: Хоровод у березки»

0,5

1,5

2

«Путешествие в сказку»

0,5

1,5

2


 


 

Содержание дополнительной образовательной программы.

Вводное занятия: ознакомление с работой студии, инструктаж по ТБ, ознакомление с работой студии, инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Предметное рисование («Ягоды, грибы, фрукты», «Какого это цвета?», «Флажки, цветы, шары», «Фигурки из мыльных пузырей», «Наш аквариум»): передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов; намечать композицию рисунка, компоновка предмета (выше, ниже).

Сюжетное рисование («Осенний лес», «Дуэт сильный ветер», «Осенний парк», «Зимний лес», «Новогодняя елка», «Теплые и холодные цвета в изображении зимнего парка», «Весенняя капель», «Цветущие сады», «Весенний дождь»): умение правильно располагать изображение на бумаге (вертикально и горизонтально), используя навыки компоновки; рисование форм, очертаний, пропорций предметов и объектов, передавая смысловую связь элементов; отражать содержание сюжета; изображать ближние предметы крупнее, дальние-меньше.

Рисование сказочных образов («Сказочная птица», «Красная шапочка», «Наш Новогодний праздник», «Зоопарк», «Портрет мамы», «И весело, и грустно», «Хоровод у березки»): передавать характер образа, персонажа, его позу, движение; композиционно располагать фигуры, предметы, выделяя главное (по всему листу, в полосе).

Рисование с натуры («Чайный сервиз», «Ветка»): передавать форму и цвет, пропорции частей предмета; строить композиционно, выделяя основные части; передавать выразительность очертаний (плавность, угловатость).

Декоративное рисование («Узор для летнего платка», «Узор из осенних листьев, ягод», «Городец», «Гжель», Зимний снежный ковер», «Городецкий узор для стаканчика», «Узор из листьев и веточек», «Узор из осенних цветов»): усвоить колорит, композицию; передавать основные простейшие элементы узора, его построение; чередовать элементы, освоить приемы кистевой росписи; рисовать линии волнистые, тонкие, толстые, точки.

Лепка («Грибы, ягоды в корзинке», «Собираем урожай», «Медвежата», «Мебель и посуда», «Кот, петух, лиса», «Степашка, Филя, Хрюша», «Снеговик, елка», «Матрешки», «Белочка», «Чайный сервиз», «Собачка с мячом», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Дядя Степа в зоопарке», «Котята с клубком»): лепить из целого куска форму предмета, фигуру персонажа путем выдавливания или вытягивания; присоединить мелкие детали (примазывание); передавать форму, пропорции, динамику, действия, характер образа; сгладить поверхность или сделать рельефной с помощью стеки. Соизмерять величину фигур с другими.

Лепка. Барельеф («Барельеф», «Рыбки», «Цветок», «Птицы»): лепить половину объема фигуры, предмета путем налепывания небольших кусочков на пластину.

Аппликация («Грибы, бабочка», «Ветка с осенними листьями», «Ваза и яблоко», «Мой дом», «Букет из осенних листьев», «Кошка на ковре», «Цветы в сказочном саду», «Пригласительный билет на елку», «Снежинки, звездочки», «Книжка-неваляшка», «Снежный дом Мороза Ивановича», «Наша армия родная», «Кораблик в море», «Цветы для мамы», «Скворечник», «Летим на ракете», «Сказочный сад», «Праздничный салют», «Тюльпаны»): силуэтное вырезывание (четкость силуэта, выразительность линий); при вырезывании направлять ножницы, поворачивать бумагу; передавать форму предмета, фигуры; вырезать из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз; мелкие детали дорисовать фломастером; подбирать цвет; правильно составлять композицию.

Ознакомление с натюрмортом. Посещение Картинной галереи: посещение Картинной галереи, беседа о натюрморте.

Ознакомление с пейзажем. Посещение Картинной галереи: посещение Картинной галереи, беседа о пейзаже, о красоте окружающей природы.

Рисование методом тычка (жесткой полусухой кистью, ватными палочками).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), сюжетное рисование; декоративная работа, лепка, аппликация, беседа об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся с учетом особенностей времен года, интересов детей.

Дидактические материалы:

Воспитывающее обучение.

Научность материала.

Наглядность.

Принцип сознательности и активности.

Принцип системности и последовательности.

Прочность усвоения знаний.

Доступность.

Методические приемы:

- освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука);

- деловые игры на занятии;

- освоение изобразительных техник;

- коллективные творчество;

- домашние задания;

- беседы;

- восприятие работ художников;

- обсуждение иллюстративного материала и работ детей.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материала: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки. Наглядно показываются приемы работы этими материалами.

Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. Задания даются с возможностью выбора (вариативные).

Темы года группируются по видам деятельности и изучаемым темам – с целью систематизировать, закрепить знания и навыки в течении нескольких занятий подряд.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- образцы;

- трафареты;

- предметы быта;

- ткани (без рисунка, набивные);

- набор вырезных элементов узора;

- наглядные пособия;

- репродукции картин;

- альбомы;

- папки для хранения рисунков;

- стенды.

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу: опрос, беседа, наблюдение за работой, зачетная работа, выставка-обсуждение работ (что получилось, что – нет); выполнение работ на выставку (внутристудийную, межколлективную), участие в конкурсах.

Список литературы, используемой педагогом для разработки программы

Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество», М., «просвещение», 1992 г.

Т.В. Галян «Я рисую цветы и пейзажи», М., «БАО-ПРЕСС», 2006 г.

Т.В. Галян «Я рисую натюрморт», М., «БАО-ПРЕСС», 2006 г.

Н.М. Конышева «Умелые руки», М., «Ассоциация XXI век», 2001 г.

Н. Казак «Приглашение к столу», М., «Малыш», 1989 г.

Выготский. Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. – 168 с.

Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок - М.: Педагогика, 1972. - С.22-36.

Казакова. Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники» – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 4 с.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет». М., 2001.

Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / . – Москва: педагогическое общество России, 2002.-240 с.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» - М.,2007 г.

«Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.

«Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей.


 

А. Риттерхофф «Посмотрите, что я умею!», Чл. «Аркаим», 2006 г.

Л. Яхнин «Глиняная радуга», М., «Малыш», 1988 г.

Журнал «Коллекция идей», № 22, 2008 г.

А. Щеглова «Оригами», М., 2008 г.

Сборник «Клеим и рисуем», С.-Пб. «Балтика» 2008 г.

Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - М.: Сфера, 2009. – 64 с.

Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Башня, растущая в небо» - М.: Сфера, 2009. – 64 с.

Афонькин С.Ю. и др. «Рождественское оригами». М.: Аким, 98.

М. Веннинджер «Модели многогранников», М.: Мир, 1974.

В. Гончар. Альбом «Кристаллы», М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

В. Гончар. «Модели многогранников», М.: Аким, 97.

В. Гончар. «Игрушки из бумаги», М.: Аким, 97.

Пудова В.П., Лежнёва  Л.В. «Легенды о цветах», М.: Аким, 98.

Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами», М.: Айрис, 98 г.

Соколова С.В. и др. «Русские народные сказки», М.: Аким, 97.

Соколова С.В. «Игрушки-оригамушки», части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

Хлямова Т.В. «Звёздное небо», М.: Аким, 97.

Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. «Полезные предметы и украшения для письменного стола»,

Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.