«Занимательная робототехника»
Управление образования администрации
Сосновского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «ИТ – лицей Привилегия»
| |
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Занимательная робототехника»
Возраст учащихся: 9 – 17 лет
Срок реализации: 37 недели
Год разработки программы: 2024
Автор-составитель:
Гужавина Е.А.
педагог дополнительного образования
п. Западный, 2024 г.
Содержание
Y
1.3. Содержание программы «Занимательная робототехника» 8
1.3.2 Содержание учебного плана. 9
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 12
2.1 Календарный учебный график 12
2.2. Формы аттестации (текущего контроля) 12
2.5 Воспитательный компонент 17
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и локального уровней, регламентирующих осуществление дополнительного образования для детей:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №652и от 22.09.2021г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»);
Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023г.;
Постановление Правительства Челябинской области № 276-П от 26.04.2024 г. Об организации оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом на получение и государственной услуги в социальной сфере и иные документ, регламентирующие дополнительное образование детей по социальным сертификатам (Р/д:https://xn--74-7lcp5a.xn--p1ai/terms-and-conditions/)
Устав МОУ «ИТ-лицей Привилегия» и иные локальные акты, регламентирющие реализацию дополнительного образования детей в лицее (Р/д: https://itl74.ru/documents/other_documents/folder/170898)
Данная программа дополнительного образования относится к программам технической направленности.
Уровень освоения содержания образования: базовый.
Актуальность программы
Актуальность данной состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества.
Современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области интеллекта человека, как инженерное мышление.
Инженерное мышление – это сложное образование, объединяющее в себя разные типы мышления: логическое, пространственное. Практическое, научное. Эстетическое, коммуникативное, творческое.
Сейчас в России наблюдается острая нехватка инженерных кадров, а это серьезная проблема, тормозящая развитие экономики страны. Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству. Ведь только в детстве могут быть заложены основы творческой личности и особый склад ума - конструкторский. Наиболее перспективный путь в этом направлении — это робототехническое направление, позволяющее в игровой форме знакомить детей с наукой и техникой. Использование робототехнических конструкторов Roborobo Robokit позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с робототехническими конструкторами ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных.
Робототехнический комплект Roborobo Robokit обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары занятий. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Конструктор помогает обучаемым воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором — это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.
Отличительной особенностью программы является самостоятельная проработка и последующая разработка творческих инженерных проектов, а также программа предусматривает возможность сетевого партнерства. Реализация программы способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Данная программа позволяет лучше познать современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление.
Программа предусматривает разноуровневое оценивание результатов обучения с тремя уровнями (высокий, базовый, достаточный).
Программа реализуется с обучением в одной группе разновозрастных детей, что позволяет успешно решать ряд общих образовательных и воспитательных задач: позволяет обеспечить расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразить общение, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию детей, позволяет применить принцип «наставничества», сотрудничество старшего с младшим. В разновозрастной группе дети приобретают опыт социального взаимодействия, совместного решения общих задач. Для разновозрастных групп используется принцип разноуровневого (по возрасту) обучения: 1 уровень – дети младшего возраста, 2 уровень – дети среднего возраста, 3 уровень – дети старшего возраста. Соответственно, учебные задания имеют различные уровни сложности; однако, ребенок вправе выбирать себе задания для индивидуального освоения независимо от возраста.
Программа реализуется по принципу модульного построения обучения, при этом каждый модуль – это отдельное направление (составная часть, курс) в данной области познания направлен на поддержку мотивации детей к творческому самовыражению, усвоению и использованию на практике полученных знаний, формирование практических навыков выполнения исследовательских и творческих заданий (проектов), что предполагает дальнейшее развитие траектории образования. В данной программе используется линейное (последовательное) построение модулей: от изучения предметных основ, практического их освоения, творческого решения до практического применения знаний и навыков. Модули сформированы на полгода обучения, имеют резерв для внутреннего развития, условную обособленность и комбинаторность для составления вариантов программы.
Выстраиваются модули не только линейно (последовательно) в соответствии с уровнями обучения (ознакомительный, базовый, продвинутый), не только по временным показателям (полгода, год), но их комбинация позволяет гибко создавать вариативность программы: развивать (расширять, углублять) познавательные аспекты каждого модуля обособленно от других модулей или модуль может стать частью другой комплексной программы, или ребенок может выбрать определенный модуль для себя по уровню индивидуальных знаний.
Отличительной особенностью программы является использование дистанцинных образовательных технологий для взаимодействия с обучающимися, педагогического сопровождения в теоретическом и практическом обучении, поддержки обучающихся в некоторых жизненных ситуациях. Для создания образовательной среды в дистанционном формате используются доступные интернет-ресурсы. Для реализации программы используются электронные презентации, электронные уроки, тренинги, интерактивные упражнения, тесты; обучающиеся имеют возможность самостоятельно заниматься реферативной, проектной, исследовательской работой.
Программа реализует современные методы и форматы обучения:
– связь содержания программы с образовательными потребностями и возможностями обучающихся;
– предоставление возможности для самореализации, развития способностей и талантов обучающихся;
– индивидуализация образовательного процесса, разработка совместно с обучающимися в программе целей, задач, заданий, индивидуальных маршрутов, сценариев работы; предоставление возможности обучающимся построения собственного индивидуального маршрута-плана обучения;
– практико-ориентированный метод, стимулирующий инициативу, самоопределение, профессиональную ориентацию обучающихся;
– переход от монологических форм обучения к конструктивному диалогу педагога и обучающихся;
– использование технологий социального проектирования, (ребенок – помощник, коллега);
– развитие у обучающихся навыков эффективного использования времени, приобретение новых навыков обучения за оптимальное время.
Программа основана в своем содержании и технологиях на приоритетных направлениях дополнительного образования, направлена на создание условий для вовлечения детей в практику глобального, регионального, локального развития общества, науки, развития у детей личностной культуры, лидерских качеств, финансовой, правовой, медиа-грамотности, предпринимательства с применением новых форматов и технологий, использование сетевых коммуникаций, формирование навыков, связанных с эмоциональным, интеллектуальным, духовным развитием.
Таким образом, программа реализует следующие приоритетные форматы обучения в дополнительном образовании:
– развитие разнообразия тематических практик (социально-культурные мероприятия, творческие конкурсы, конференции);
– расширение использования игровых форматов и технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций, стратегические игры и пр.);
– совместное творчество обучающихся (коллективная работа) в сфере исследований и проектирования.
Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 9-17 лет, проявляющих интерес к техническому творчеству. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности детей 9-11 лет (3-5 класс)
В данном возрасте преобладает учебная деятельность, она становится ведущей. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. Нравится заниматься изготовлением поделок. Более легко запоминает слова, чем мысли. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Возрастные особенности детей 11-14 лет (6-8 класс)
В этом возрастном периоде происходит освоение учебной деятельности. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции. Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность. Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых.
Возрастные особенности детей 14-17 лет (8-11 класс)
Ведущей деятельностью в этот период становится межличностное общение. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, общение со сверстниками становится исповедальным. Продолжают развиваться все виды мышления: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому рефлексивному. Становление основ мировоззрения. Интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память; развитие воображения. Умение оперировать гипотезами. Развивается чувство взрослости – отношение к себе подростка, как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Стремление к самостоятельности. Формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» (представления о собственной внешней привлекательности, о своем уме, способностях, о силе характера, доброте и других качествах). Самокритичность, ранимость.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 10-12 человек.
Уровень ДОП – базовый.
Объем и срок освоения программы: 185 часов, 37 недель обучения.
Режим занятий: 5 часов в неделю, два раза в неделю по 2, 5 часа.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Перечень видов занятий: лекция, беседа, наблюдение, практическое занятие с объяснением, обучающие игры, ролевые игры, защита проектов, творческая работа и пр.
1.2 Цель и задачи программыЦель программы – развитие у учащихся интереса к конструированию и программированию через использование высокотехнологичного учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
Дать базовые знания в области конструирования и о общих принципах функционирования простых механизмов.
Познакомить с методами исследования, моделирования, эксперимента в области прототипирования процессов реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.
Научить использовать полученные знания в описании и оформлении результата деятельности при работе с робототехническим конструктором.
Познакомить с основными способами программирования в программе Rogic.
Личностные:
Сформировать представление учащихся о возможностях использования конструкторской деятельности в повседневной жизни;
Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, педагогами и в коллективе, расширение опыта социальных контактов, формирование продуктивных видов взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
Метапредметные:
Формирование умения определять цели своего обучения и деятельности в целом.
Развить навыки решения проблемных ситуаций и практических задач.
Развить способности самостоятельно планировать и осуществлять свои действия, выбирать способ решения задач, творческие способности.
Развивать навыки саморегуляции.
Развить навыки самостоятельного получения знаний.
Планируемые результаты:
Образовательные (предметные):
Знает основные понятия, термины в области конструирования работы простых механизмов.
Знает методы исследования, моделирования, эксперимента в области прототипирования процессов реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора
Умеет использовать полученные знания в оформлении продукта (результата) деятельности при работе с робототехническим конструктором.
Имеет творческие и технические умения и навыки в том числе программирования в программе Rogic.
Личностные:
Обладает начальным представлением о возможностях использования конструкторской деятельности в повседневной жизни;
Сформированы коммуникативные навыки общения со сверстниками, педагогами и в коллективе, расширен опыт социальных контактов, сформированы продуктивные виды взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
Метапредметные:
Сформированы умения определять цели своего обучения и деятельности в целом.
Развиты способности самостоятельно планировать и осуществлять свои действия, выбирать способ решения задач, творческие способности.
Развиты навыки саморегуляции.
Развиты навыки анализа и синтеза (исследования и систематизации).
Развиты навыки самостоятельного получения знаний.
Форма подведения итогов реализации образовательной программы: обучающийся вытягивает билет с заданием. Дается 40 минут на то, чтобы ознакомиться с заданием, без помощи педагога сконструировать и запрограммировать робота, протестировать программу, исправить ошибки.
1.3. Содержание программы «Занимательная робототехника» 1.3.1Учебный план№ п/п | Содержание | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Модуль 1 Получение навыков конструирования и программирования | ||||||
1 | Введение. | 7 | 4 | 3 | | |
1.1 | Введение. Техника безопасности при работе. Знакомство с конструктором RoboKit, его возможностями. | 5 | 2 | 3 | | |
1.2 | Входной контроль | 2 | 2 | 0 | Входной контроль: собеседование | |
2 | Проектная деятельность | 174 | 55 | 119 | | |
2.1 | Проектная деятельность: | 7 | 3 | 4 | | |
2.2 | Проект «Елка» | 5 | 2 | 3 | | |
2.3 | Проект «Танцующий робот» | 5 | 2 | 3 | | |
2.4 | Проект «Управляемый робот» | 5 | 2 | 3 | | |
2.5 | Проект «Бампер робот для прохождения лабиринта» | 5 | 2 | 3 | | |
2.6 | Проект «ИК-датчик и чип IF» | 5 | 2 | 3 | | |
2.7 | Проект «Робот который ездит по черной линии» | 5 | 2 | 3 | практическая работа | |
2.8 | Проект «Шагающий робот» | 7 | 2 | 5 | | |
2.9 | Проект «Пишущий управляемый робот» | 7 | 2 | 5 | | |
2.10 | Проект «Гольф робот» | 7 | 2 | 5 | | |
2.11 | Проект «Робот самурай» | 7 | 2 | 5 | ||
2.12 | Основные виды соревнований по спортивной робототехнике. | 25 | 8 | 17 | соревнование | |
2.13 | Свободное конструирование и программирование | 23 | 8 | 15 | | |
2.14 | Выставка - презентация моделей | 5 | 0 | 5 | | |
2.15 | Основные виды соревнований по робототехнике в творческой категории | 25 | 8 | 17 | | |
2.16 | Свободное конструирование и программирование | 20 | 5 | 15 | | |
2.17 | Презентация проекта | 10 | 2 | 8 | конкурс-выставка | |
3 | Итоговое занятие | 4 | 0 | 4 | | |
3.1 | Промежуточная аттестация | 4 | 0 | 4 | творческий проект | |
| Итого | 185 | 59 | 126 | |
Модуль 1
1. Введение.
1.1. Введение. Техника безопасности при работе. Знакомство с конструктором RoboKit, его возможностями.
Теория: Знакомство с историей и робототехники. Что такое робот?
Содержание: познакомить детей с правилами поведения и техники безопасности на занятиях. Рассказать о планах работы на учебный год. Рассказать о конструкторе RoboKit, принципах сборки и программирования. Изучение программы «Rogic».
Тема 1.2 Входной контроль (должно быть представлено в оценочных материалах)
Теория: Входной контроль. Собеседование на выявление потенциала обучающегося по направленности.
2. Проектная деятельность.
2.1 Проектная деятельность.
Теория: Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Виды проектов. Методы проектов. Структура проекта. Презентация проекта.
Практика: Выбор объекта проектирования. Совместное планирование деятельности. Совместное конструирование. Совместное программирование. Подготовка презентации.
2.2 Проект «Елка»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними. На данном занятии идет разбор цикла, и как правильно с ним работать. А также с чипом задержка. Подключение и программирование светодиодов. Программирование звуков.
2.3 Проект «Танцующий робот»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними. На данном занятии идет разбор цикла, и как правильно с ним работать. А также с чипом задержка. Программирование светодиодов. Программирование движения мотора.
2.4. Проект «Управляемый робот»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними. На данном занятии идет разбор цикла, и как правильно с ним работать. А также с чипом задержка. Отладка и калибровка движения мотора.
2.5 Проект «Бампер робот для прохождения лабиринта»
Теория: рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Робот использует два контактных переключателя (Contact Sensor Board), чтобы пройти лабиринт. Контактные выключатели функционируют от передних бамперов. Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними. На данном занятии идет разбор цикла, и как правильно с ним работать. Изучение программирования Else IF чипа.
2.6. Проект «ИК-датчик и чип IF»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Особенности ИК-датчиков. Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними. На данном занятии идет разбор цикла, и как правильно с ним работать. Повторение и усложнение на множественный чип IF.
2.7. Проект «Робот который ездит по черной линии»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Изучение способов программирования в «Rogic». Изучение принципа работы устройства слежения за линией, которое различает черный и белый цвет с помощью инфракрасного датчика.
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними. Гонки с использованием устройства слежения за линией.
2.8 Проект «Шагающий робот»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки шагающего робота, повторяющего движения насекомого или паука. Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними. Гонки с использованием звукового и инфракрасного датчика.
2.9. Проект «Пишущий управляемый робот»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Изучение способов управления при помощи пульта.
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними.
2.10 Проект «Гольф робот»
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Чип «Calculatе». Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет изучение точечной матричной доски (Dot Matrix Board).
Теория: Рассказ о правила и способах сборки проектной конструкции. Знакомство с историей робота и с его возможностями, знакомство с новым элементами для сборки. Изучение способов программирования в «Rogic».
Практика: Сборка осуществляется пошагово с описанием каждого шага. В программировании идет описание вновь изучаемых элементов и практическая часть с ними.
2.12 Основные виды соревнований по спортивной робототехнике.
Теория: Изучение видов спортивных соревнований по робототехнике (Сумо, Захват флага, Кегельринг, Футбол роботов). Изучение конструкторских особенностей робота для каждого вида соревнований. Изучение основных программ, используемых при соревнованиях.
Практика: Конструирование роботов по каждому виду соревнований с предложением готовой инструкции. Составление программ для соревнований.
2.13 Свободное конструирование и программирование
Теория: Изучение основных требований, регламентов спортивных соревнований по робототехнике.
Практика: Самостоятельное конструирование и программирование роботов для соревнований на основании действующих регламентов.
2.14 Выставка - презентация моделей
Практика: Презентация собранных моделей. Групповые состязания.
2.15. Основные виды соревнований по робототехнике в творческой категории
Теория: Изучение специфики соревнований в творческой категории. Изучение соревнований (региональных, всероссийских, международных) на которых может быть представлен проект.
Практика: Конструирование и программирование роботов по основным направлениям проектов (бытовые роботы, роботы помощники, производственные роботы, медицинские роботы, роботы в сельском хозяйстве, военные роботы).
2.16. Свободное конструирование и программирование
Теория: Изучение основных положений и регламентов к соревнованиям.
Практика: Самостоятельное конструирование и программирование роботов для соревнований на основании действующих регламентов.
2.17 Презентация проекта
Практика: Презентация собранных моделей.
3. Итоговое занятие
3.1 Промежуточная аттестация
Практика: обучающийся вытягивает билет с заданием. Дается 40 минут на то, чтобы ознакомиться с заданием, без помощи педагога сконструировать и запрограммировать робота, протестировать программу, исправить ошибки.
Начало учебных занятий для обучающихся: | 02.09.2024г. |
Окончание: | 30.05.2025г. |
Количество учебных недель: | 37 |
Каникулы: | с 1 по 08 января 2025г. |
Количество учебных часов: | 185 |
Режим занятий: | 2 раз в неделю по 2 и 3 часа. 1 академический час- 45 минут. |
Промежуточная аттестация: | период последней недели обучение |
Выходные дни: |
2.2. Формы аттестации (текущего контроля)
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются частью системы оценки достижения планируемых результатов освоения ДОП.
Цель осуществления текущего контроля успеваемости является – определение успешности освоения обучающимися ДОП в ходе осуществления образовательной деятельности и обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения планируемых результатов освоения обучающимися ДОП (в том числе выявления причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации ДОП, внесение необходимых корректив в содержание и технологии реализации ДОП).
Целью промежуточной аттестации является: определение соответствия результатов освоения ДОП планируемым результатам обучения, заявленных в образовательной программе.
Формы проведения текущего контроля по ДОП являются творческие работы.
Текущий контроль успеваемости, как систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, осуществляется в течение учебного года по разделам ДОП 2.6. Проект «ИК-датчик и чип IF», 2.12 Основные виды соревнований по спортивной робототехнике, 2.17 Презентация проекта.
Результаты текущего контроля фиксируются в диагностических картах в соответствии с планируемыми результатами ДОП (результаты текущего контроля успеваемости в любой из форм определяются оценками «зачет»/ «не зачет» и/или предполагают определение уровня освоения ДОП/ДООП (высокий, базовый, достаточный).
Диагностические карты являются отчетными документами и хранятся в лицее в течение З лет у методиста, курирующего реализацию ДОП/ДООП в лицее.Организация промежуточной аттестации осуществляется по завершению изучения ДОП.
Содержание и форма/ы проведения промежуточной аттестации определяется в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимся ДОП и проводиться в форме выполнение проекта.
Результаты промежуточной аттестации в любой из форм оформляются протоколами и определяются оценками «аттестован», «не аттестован».
Дополнительно (в соответствии с содержанием ДОП/ДООП) в протоколе промежуточной аттестации по итогам освоения программы может быть указан уровень освоения обучающимся программы (высокий, базовый, достаточный).
2.3 Оценочные материалыФорма ведения диагностической карты.
Диагностика результатов освоения программы проводится в начале, в ходе и в конце года обучения, т.е. определяется уровень владения ребенком теоретической, практической и проектной деятельностью. При суммировании результатов теоретического и практического освоения программы определяется степень освоения учебного материала.
Оценка теоретических знаний осуществляется в процессе:
– собеседования;
– устного опроса.
Критерии оценки теоретических знаний:
– даны ответы на своем уровне, ребенок владеет техническим словарем.
Оценка практических умений и навыков осуществляется в процессе;
– выполнения заданий: оценка соблюдения правил техники безопасности, полнота и качество решения поставленных задач.
– выполнения творческой работы (проекта): оценка индивидуальной работы, в т.ч. в ходе коллективного творчества, оценка проектного потенциала обучающегося; оценка навыков конструирования и программирования.
Предполагается и командная работа по проектной теме с разделением объема работ между участниками проекта.
Критерии оценки практических умений и навыков:
– выполнение поставленных задач на своем индивидуальном уровне;
– творческое раскрытие темы на своем индивидуальном уровне;
– вербальное представление темы на своем индивидуальном уровне.
Оценочные материалы:
– творческое (проектное) задание (индивидуальное);
– творческое (проектное) задание (коллективное);
– презентация (защита) творческой (проектной) работы.
Уровень усвоения содержания программы:
степень усвоения содержания;
степень применения знаний на практике;
умение анализировать;
характер участия в образовательном процессе;
качество детских творческих «продуктов»;
стабильность практических достижений обучающихся.
Устойчивость интереса к деятельности и коллективу:
текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения;
положительные мотивы посещения занятий;
осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя;
оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике;
наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.
Личностные достижения:
социально значимая направленность позиции ребенка в жизни и деятельности;
адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.
Уровень воспитания:
характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе;
характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом;
культура поведения обучающегося;
освоение обучающимися культурных ценностей.
Степень творческой активности:
владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности;
настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);
эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе;
способы выражения собственного мнения, точки зрения;
количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений;
желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения;
степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом;
разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности,
удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
2.3.1 Оценочные средстваОценочных средств текущего контроля по дополнительной общеразвивающей программе:
Форма контроля | Уровень освоение материала | Зачетные требования |
Практическая работа | Достаточный | Простые модели роботов, собрать робота по схеме Программирование элементарных движений (круг, квадрат, треугольник). |
Средний | Простые модели роботов, сборка робота по схеме. Программирование элементарных движений с использованием 2-х сенсоров. | |
Высокий | Сборка робота с редуктором. Запрограммировать робота для движения по черной линии. | |
Соревнования | Достаточный | Модель не соответствует требованиям конкурса, выполняет не все задания |
| Средний | Модель соответствует требованиям конкурса, выполняет не все задания |
| Высокий | Модель соответствует требованиям конкурса, выполняет все задания |
Конкурс-выставка | Достаточный | Выполнил с помощью педагога, воспитанника коллектива простую модель |
| Средний | Самостоятельно собрал конструкцию, предложенную педагогом |
| Высокий | Самостоятельно собрал и запрограммировал сложную модель, проявив творческую индивидуальность |
Формой итоговой аттестации после завершения года обучения является защита творческих работ «Робот в мешке».
Билеты:
Собрать робота «пятиминутку», дополнительно на робота установить датчика касания. Запрограммировать робота на движение по кругу после нажатия датчика касания.
Собрать робота «одноминутку», дополнительно на робота установить датчик касания. Запрограммировать робота на отъезд назад при встрече с препятствием.
Собрать робот вентилятор. Написать программу для робота, в которой во время движения лопастей будет звучать мелодия.
Собрать робота «пятиминутку», дополнительно на робота установить датчика цвета. Запрограммировать робота так чтоб на мониторе модульного блока отображался уровень освещения в помещения, в то время как робот едет прямо.
Собрать робота «жука». Написать программу для робота так чтоб на мониторе модульного блока во время движения щупальцев отображались глаза.
Собрать робота «одноминутку», дополнительно на робота установить датчика ультразвука. Написать программу: робот едет прямо, за 30 см до препятствия делает остановку и издает звуковой сигнал.
Собрать полноприводную тележку (конструктив тележки собирается на усмотрения обучаемого). Написать программу движения по квадрату.
Собрать робота с кулисной передачей. Запрограммировать движение вперед 20 секунд, назад 20 секунд.
Собрать робота транспортировщика. Написать программу для транспортировки штифтов по конвейеру.
Собрать робота с захватом. Продемонстрировать захват банки роботом.
Собрать одномоторную тележку. Запрограммировать движение тележки: вперед 20 секунд; поворот на право; движение прямо 5 секунд; движение назад 20 секунд.
Собрать робота (конструктив на усмотрения обучаемого, но размером не более 30*30 сантиметров). Робот должен осуществлять движение за счет вращения средних моторов в течении 2 минут. После остановки кнопки модульного блока должны поменять цвет с зеленого на красный.
Методические материалыОбеспечение образовательной программы методическими видами продукции: наглядные пособия, учебные средства, электронные программы и пособия.
Методические материалы включают используемые образовательные технологии, принципы, приемы, способы, средства обучения.
Для достижения цели программы используются образовательные технологии:
личностно-ориентированное обучение (развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у них жизненного опыта и потенциала);
групповые технологии (одновременная работа со всей группой – освоение нового материала, организация выставки; групповая работа на принципах дифференциации – при организации игровой деятельности);
интерактивные технологии обучения (предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого обучающегося задач);
системно-деятельностный подход (предполагает развитие обучающихся в процессе творческой работы по созданию какого-либо продукта путем погружения их в разнообразные виды деятельности);
Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:
– технология индивидуального подхода к обучению ребенка в соответствии с уровнем его развития;
– технология группового обучения;
– технология развивающего обучения;
– технология индивидуальной и коллективной творческой (проектной) деятельности.
Для успешной реализации программы педагогом обеспечивается:
Разработанность теоретических и практических частей с учетом интереса, индивидуальных особенностей и возможностей, особых образовательных потребностей, а также возрастных особенностей обучающихся.
Создание ситуации успеха, позитивного настроя на освоение программы, комфортного образовательного пространства.
Удовлетворение потребности обучающихся в равном доступе, самоопределении.
Оценка индивидуальная уровня освоенных знаний, навыков, общего развития способностей путём наблюдения за ребёнком, оценке текущих и итоговых успехов.
Создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать, перспективы развития и роста в творчестве и созидании.
Использование коллективной работы.
Программа построена на принципах открытости, доступности, занимательности, наглядности, творческого подхода к решению поставленных педагогом задач, последовательности и регулярности выполнения заданий, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).
Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа предусматривает различные виды деятельности:
– изучение теоретического материала;
– практическая деятельность (конструирование, программирование);
– самостоятельная практическая деятельность (творческая работа, проектная деятельность)
Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Введение в тему занятия (определение цели, активизация и постановка познавательных задач);
Изложение и изучение нового материала проводится совместно и единовременно для всех детей с различными уровнями освоения; презентация учебного материала создана в форме, доступной для детей всех уровней: подача, презентация тематического материала в понятной визуальной форме (с иллюстрациями, схемами, лаконичным текстом); в случае недостаточного понимания детьми учебного материала, проводится совместная работа педагога и обучающегося над индивидуализацией образовательного маршрута, согласно его потребностям и возможностям.
Постановка практических задач по теме (практические работы, упражнения по освоению учебного материала);
Закрепление полученных знаний через практическое задание;
Практический материал предлагается осваивать по уровням сложности:
1 уровень – начальный: работа по готовым инструкциям, решение простых задач. Обучающемуся предлагаются задания, не требующие владения специализированными предметными знаниями и концепциями, обладающими минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы;
2 уровень – основной: типовые задания, задания с реализацией творческого потенциала. Обучающемуся предлагается участие в постановке и решении таких заданий, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний;
3 уровень – продвинутый: усложненные задания с вариативным подходом к решению, творческая проектная и исследовательская работа. Обучающемуся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование расширенных специализированных предметных знаний, исследовательских и проектных концепций.
Применение полученных знаний и умений в самостоятельной творческой работе; на всех уровнях освоения программы предлагается творческая работа по теме.
Обобщение, подведение итогов.
Методы обучения:
1. Словесный метод: беседа, изложение;
2. Наглядный метод: показ педагогом методов и приемов деятельности, видеоматериалы, иллюстрации, наблюдение за каким-либо процессом, экскурсии;
3. Практический метод, где используются:
а) репродуктивный метод (повтор, работа по шаблону)
б) продуктивный метод:
– практическое (упражнение, задание) и/или исследовательское решение (анализ полученных данных, синтез, оценка, выводы);
– проектное решение (творческий взгляд на учебную задачу, получение авторского «продукта» с защитой своего творческого проекта)
4. Интерактивные:
– метод проблемного обучения (педагог ставит перед обучающимися проблемы, в процессе решения, которых происходит ознакомление с новым материалом);
– эвристическая беседа (вопросно-ответный метод обучения, при котором учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам);
– метод обучения в сотрудничестве (главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе в группе, а не просто что-то выполнять вместе. Перед обучающимися ставится задача (цель), которую они могут достичь только совместными усилиями. Для решения общей задачи у каждого участника группы есть только часть общей информации);
– метод взаимного обучения (форма учебной работы, сущность которой состоит в обучении детей младшего возраста более старшими и знающими детьми);
– метод импровизации;
– игровой метод: теоретическая информацию и практические навыки дети получают в процессе игры.
Тип занятий:
– занятие сообщения и усвоения новых знаний: лекция, изложение, беседа, объяснение;
– занятие повторения и обобщения полученных знаний: контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
– занятие закрепления знаний, выработка умений и навыков: постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
– занятие применения полученных знаний, умений и навыков: прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.
– комбинированный: изложение материала, закрепление полученных знаний; применение полученных знаний, умений и навыков.
Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие с объяснением, устный опрос, защита проектов, творческая работа.
– демократизация образовательного процесса – создание условий, для удовлетворения потребностей каждого ребенка, способствующих реализации его образовательного и творческого потенциала, свободного стремления и самовыражения;
– принцип гуманизации – усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества; установку на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
– принцип индивидуализации – организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся;
– принцип сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности педагогов и детей, скрепленной взаимопониманием, дружелюбным отношением друг к другу, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности.
Воспитательный компонент – включает раздел 2.14 «Выставка - презентация моделей» и 2.17 «Презентация проекта».
Цель Развитие коммуникативных навыков: сотрудничество и работа в команде, успешное распределение ролей.
Задачи воспитания:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания;
содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.
Форма воспитания – защита проектов.
Методы воспитания: метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания: Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица).
Таблица
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | «Выставка - презентация моделей» | март 2024 | Групповые состязания. | Учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. |
2 | «Презентация проекта» | Май 2024 | Защита проекта | Участие в научных конференциях для школьников, открытых состязаниях роботов. |
Для реализации программы необходимы следующие условия обеспечения:
– учебный кабинет для лекционных и практических занятий с необходимым компьютерным оборудованием;
– учебное оборудование (учебная мебель – столы, стулья, ноутбуки, робототехнические лаборатории);
– материально-техническое оснащение в соответствии с направленностью программы (оснащение учебно-методической литературой, программное обеспеченье необходимое для работы на конструкторах, оборудованное рабочее место учителя с возможностью выхода в интернет).
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Кол-во единиц |
1 | экран настенный | 1 |
2 | мультимедиа проектор | 1 |
3 | персональный компьютер (рабочее место педагога) | 1 |
4 | персональный компьютер (рабочее место учащегося) | 7-12 |
5 | МФУ | 1 |
6 | операционная система | Windows 8 |
7 | пакет Microsoft Office | Word, Power Point, Publisher, Excel |
8 | мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы | 10-12 |
9 | комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники | 16 |
10 | стол | 8 |
11 | стулья | 16 |
12 | аудиторная доска (для письма фломастером с магнитной поверхностью /мелом) | 1 |
13 | стеллажи для хранения оборудования | 4 |
14 | шкафы для хранения оборудования | 7 |
15 | шкаф учительский | 1 |
16 | среды программирования | Rogic |
17 | учебная литература | 3 |
Список литературы для педагогов
Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое пособие / Л. П. Перфильева, Т. В. Трапезникова, Е. Л. Шаульская, Ю. А. Выдрина; под рук. В. Н. Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ). — Челябинск: Взгляд, 2011. — 96 с.: ил.
Образовательная робототехника на уроках информатики и физике в средней школе: учебно-методическое пособие / Т.Ф.Мирошина, Л.Е.Соловьева, А.Ю.Могилева, Л. П.Перфильева; под рук. В.Н.Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ "Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл." (РКЦ) —Челябинск: Взгляд, 2011. — 160 с.: ил.
Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Т. Ф. Мирошина, Л. Е. Соловьева, А. Ю. Могилева, Л. П. Перфильева; под рук. В. Н. Халамова.; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ) — Челябинск: Взгляд, 2011. — 152 с.: ил.
Список литературы для обучающихся
Крайнев А.Ф. Первое путешествие в царство машин. – М., 2007 г. – 173 с.
Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 1988. - 463 с.
ФилипповС.А. Робототехника для детей и родителей. СПб: Наука, 2011.
Список интернет-ресурсов
Игра «Алгоритм для робота» [Электронный ресурс]. – URL:http://lightbot.com;
Виртуальный компьютерный музей [Электронный ресурс]. – URL:http://www.computer-museum.ru/index.php.
Демонстрационная версия образовательной программы «Роботландия» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.robotlandia.ru/.
Друг мой, враг мой – компьютер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.smbd.ru/zdorove/stati/drug-moy-vrag-moy.-kompyuter.php.
Коллекция цифровой электроники [Электронный ресурс]. – URL: http://www.leningrad.su/museum/.
Сборка компьютера [Электронный ресурс]. – URL: http://overcomp.ru/sborka.html.
2