Программа дополнительного образования «Занимательная робототехника»
Содержание
Паспорт программы .......................................................................................................................... 3
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы .................................................... 4
1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 4
1.2. Цель программы: ........................................................................................................................ 6
1.3. Содержание программы ............................................................................................................. 7
1.4. Планируемые результаты .......................................................................................................... 9
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий .............................................. 10
2.1. Условия реализации общеобразовательной программы ..................................................... 10
2.2. Формы аттестации .................................................................................................................... 10
Направленность (профиль) программы 5
Отличительные особенности программы 5
Особенности организации образовательного процесса 7
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 7
1.4. Планируемые результаты 10
2.1. Условия реализации общеобразовательной программы 10
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов 11
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов 11
Паспорт
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Занимательная робототехника»
Организация: МБУ ДО «ДЮЦ»
Адрес организации: Томская обл., Колпашево г. Комсомольская ул. 9
Телефон: (838254) 5-19-65
Должность составителя: педагог дополнительного образования
Целевые группы: обучающиеся 5-6 лет
Цель программы: овладение навыками первоначального технического конструирования
Направленность: техническая
Вид программы: модифицированная
Уровень программы: стартовый
Срок реализации программы: 1 год
Уровень реализации: дошкольное образование
Способ освоения: творческий
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г.Колпашево.
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая «Занимательная робототехника» имеет техническую направленность. Данная программа позволяет формировать основы технического творчества, навыки начального моделирования и программирования у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная робототехника приобретает всё большую значимость и актуальность в современном мире. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию и моделированию играет большую роль в формировании умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире.
Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Обучение по данной программе способствует формированию устойчивого интереса к технике и науке, а также развитию у детей изобретательских способностей и реализации интересов детей в сфере конструирования и моделирования. У них повышается мотивация обучения при помощи использования в самостоятельной деятельности детей многообразия конструкторов.
На занятиях по робототехнике дети учатся применять теоретические знания на практике. У детей развивается наблюдательность, элементарное конструкторское мышление, фантазия, речь, происходит развитие мелкой моторики. Для дошкольников через конструирование открывается возможность расширения кругозора.
Отличительные особенности программыДеятельность с робототехникой вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем как обучающая. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур как познавательная мотивация, произвольность памяти и внимания, и именно эти качества позволяют ребенку в дальнейшем лучше усваивать не только программы технической направленности, но и способствуют качественному школьному обучению.
Отличительной особенностью данной программы является то, что образовательная деятельность построена с использованием игровых технологий, которые дают возможность обучающимся качественно усвоить учебный материал и помогают реализовать свой потенциал и талант.
С помощью ярких игровых материалов, видеопрезентаций в процессе сборки моделей, в соединении нескольких моделей, запуске простейшей программы, когда "робот" заработал, получил движение, обучающимся предоставляется возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. При объяснении работы того или иного механизма настоящие вещи заменяются условными, игровыми процессами. На занятиях обучающиеся отправляются в путешествие, ставя при этом определенные условия, переживая соперничество. Приключения, происходящие в ходе путешествия, тоже часть игры. Находки, открытия, выводы рождаются в ходе игровых событий.
Программа «Занимательная робототехника» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Для детей 5-6 лет характерна подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей, которые активно реагируют на все новое, яркое. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий. Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание обучаться. Но в тоже время ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от взрослых, которые должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать о том, что они делали и что из этого вышло.
Детям данного возраста нравится чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
Объем и срок реализации программы
Общее количество часов, необходимых для прохождения программы – 144.
Срок обучения – 1 год.
Форма обучения
Программа «Занимательная робототехника» предусматривает очную форму обучения.
Реализации дополнительной общеобразовательной программы или её частей в дни возможного непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным и эпидемиологическим условиям по усмотрению родителей (законных представителей) и в дни, пропущенные по болезни и/или в период карантина организовывается с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Образовательный процесс в группах построен в соответствии с нормативными документами и отражает в первую очередь потребность обучающихся в получении знаний умений и навыков работы в создании и программировании моделей. При разработке программы учтены все условия и пожелания обучающихся и их родителей с целью создания максимально комфортной обстановки в процессе обучения.
Средняя наполняемость групп составляет 10 обучающихся. Все дети в группе одного возраста, что позволяет им успешно усваивать материал. Состав группы постоянный, что обеспечивает высокое качество работы в коллективе, способствует социализации, созданию комфортной психологической обстановки на занятиях.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 144;
Количество занятий в неделю – 2 раза в неделю по 2 академических часа;
Продолжительность занятия – 30 минут.
1.2 Цель программы:
Овладение навыками первоначального технического конструирования.
Задачи:
Личностныеформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к педагогу и друг к другу;
развивать любознательность и интерес к робототехнике;
воспитывать активность, самостоятельность, дисциплину, аккуратность и внимательность в работе.
Метапредметныенаучить формулировать для себя новые задачи при создании моделей;
формировать навыки осознанного выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Предметныедать первоначальные знания об основных принципах механизмов, применяемых при создании роботов;
формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
обучить сбору моделей по схемам, их программированию и самостоятельному усовершенствованию.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Организационное занятие | 2 | 2 | опрос | |
2 | Обзор учебного курса Lego Wedo | 10 | 4 | 6 | опрос; показ творческих работ |
3 | Первые шаги. Изучение деталей, комплектации, программы. | 22 | 12 | 12 | показ творческих работ |
4 | Программирование с использованием датчиков | 22 | 12 | 10 | показ творческих работ |
5 | Механические роботы, механизмы | 40 | 10 | 30 | показ творческих работ |
6 | Самостоятельная работа. | 24 | 24 | показ творческих работ | |
7 | Подготовка к выставкам, соревнованиям. | 20 | 20 | показательные выступления | |
8 | Итог работы за год | 2 | 2 | показательные выступления | |
Всего | 144 | 40 | 104 |
Календарный учебный график (Приложение 1)
Содержание программы
Тема 1. Организационное занятие. 2 часа (теория)
Теоретическая работа
Знакомство с детьми.
Цель и задачи объединения.
Режим работы.
Демонстрация конструкции.
Правила техники безопасности.
Правилами поведения в кабинете, пользованием конструкторов и за компьютером.
Тема 2. Обзор учебного курса Lego Wedo. 14 часов (4 ч. теория, 6 ч. практика)
Теоретическая работа
Зачем нужны роботы. Обсуждение направлений и тематики занятий. Ознакомление с учебными программами для программирования моделей, рекомендованные для освоения курса. Виды соединительных деталей и узлов.
Практическая работа
Знакомство с общей структурой робота. Соединения деталей и узлов. Работа в программе программирования.
Тема 3. Первые шаги. Изучение деталей, комплектации, программы. 24 часов (12 ч. теория, 12 ч. практика)
Теоретическая работа
Перечень терминов. Редуктор. Вращательное движение. Понижающая и повышающая зубчатая передача. Снижение и увеличение скорости. Блок прибавить и вычесть к «Экрану». Начать при получении письма.
Практическая работа.
Строим из изученных деталей. Рычаг. Кулачок. Блок «Цикл». Мотор и ось. Работа с программой программирования.
Тема 4. Программирование с использованием датчиков. 22 часа (12 ч. теория, 10 ч. практика)
Теоретическая работа
Мотор. Датчики наклона. Датчик расстояния. Коммутатор. СмартХаб. Блоки программирования. Шкивы и ремни.
Практическая работа.
Зубчатые и коронные колеса. Червячное зубчатое колесо. Датчики наклона и расстояния. Зубчатые передачи. Ременные передачи. Перекрестная ременчатая передача.
Тема 5. Механические роботы, механизмы. 40 часов (10 ч. теория, 30 ч. практика)
Теоретическая работа
Требования к роботам различного назначения. Понятие о технической эстетике и дизайне. Ручной блок управления. Ремень. Зубчатая передача. Кулачок. Тросик.
Практическая работа
Сборка моделей: «Танцующие птицы»; «Умная вертушка»; «Обезьянка-барабанщица»; «Голодный аллигатор»; «Рычащий лев»; «Порхающая птица»; «Нападающий»; «Вратарь»; «Ликующие болельщики»; «Спасение самолета»; «Непотопляемый парусник»; «Спасение от великана»; «Карусель»; «Кран»; «Дом и машина».
Тема 6. Самостоятельная работа. 24 часа (практика)
Практическая работа
Изготовление, показ творческих работ.
Тема 7. Подготовка к выставкам, соревнованиям. 20 часов (практика)
Практическая работа
Подготовка моделей для выставок, соревнований.
Тема 8. Итоговое занятие. 2 часа (практика)
Практическая работа
Организация мини-выставки. Подведение итогов.
По окончании обучения по программе обучающиеся должны
знать:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
конструктивные особенности различных роботов;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;
основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ПК.
уметь:
использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
конструировать различные модели с использованием специальных программ;
применять полученные знания в практической деятельности.
владеть:
навыками работы с роботами;
навыками работы в среде LegoWedo.
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
У обучающихся сформированы
Личностные результаты:
уважительное и доброжелательное отношение к педагогу и друг к другу;
интереса к занятиям технической направленности;
самостоятельное, аккуратное и внимательное отношение к выполняемой работе.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи при создании моделей;
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Предметныепервоначальные знания, принципы механизмов, применяемые при создании роботов;
первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
умение сбирать модели по схемам, их программировать и самостоятельно усовершенствовать.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации общеобразовательной программыМатериально-техническое оборудование: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, стеллажи для выставки работ, стеллажи для конструкторов и оборудования, мебель для хранения полей для соревнований, персональный компьютер – 10 шт.
Материалы: набор для изучения робототехники Lego Wedo 2.0 – 10 шт., набор для изучения робототехники My Robot Time – 10 шт.
Дидактическое обеспечение: схемы сборки моделей с описанием изготовления, программа для программирования «WeDo 2.0», презентации: «Название деталей», «Распредели детали» и др., видеоматериалы.
Для определения результативности освоения программы обучающиеся проходят промежуточную аттестацию. Форму аттестации выбирает педагог и разрабатывает критерии оценивания аттестации обучающихся (Приложение 2). Аттестация содержит перечень заданий, направленных на выявление таких качеств как: самостоятельность; инициативность и творчество; осознание значимой деятельности; соблюдение культуры поведения; самооценка; стремление к совершенствованию.
Итоговая аттестация для обучающихся проводится для выявления уровня усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение 4).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатовПо итогам аттестации педагогом создается аналитическая справка, результаты заносятся в журнал учета работы педагога дополнительного образования. По окончании прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная робототехника» в количестве 144 часов обучающиеся получают «Удостоверение об обучении» установленного в ОО образца, о чем производится запись в журнале регистрации удостоверений.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатовВ ходе освоения программы «Занимательная робототехника» обучающиеся участвуют в выставках, в конкурсах разного уровня.
2.3. Оценочные материалы
Для повышения качества и объективности оценки освоения программ в ОО разработаны технологии определения обученности обучающихся. Оценка происходит по 15-ти бальной системе, содержит основные показатели и критерии уровней обученности (Приложение 3).
Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений всех обучающихся, проводимая педагогами дополнительного образования в ходе ведения учебных занятий в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
Для проведение текущего контроля успеваемости, направленного на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения обучающимися результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы разработаны тесты по темам (Приложение 3).
Методы обучения
Словесно-наглядные – определяют использование в образовательном процессе различных средств наглядности в сочетании со словом педагога. Они непосредственно связаны со средствами обучения и зависят от них.
Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),
Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
Поисковый – самостоятельное решение проблем;
Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.
Метод проектов.
Формы организации занятий
Основной формой являются групповые и подгрупповые занятия: парами, командами, в которых роль одним отводится как конструкторам, а другим – программистам.
После практикумов по сборке и программированию базовых моделей предусмотрена творческая проектная работа, игры, внутренние соревнования, выставки.
При изучении нового материала предусмотрены разные формы проведения занятий для формирования и совершенствования умений и навыков:
лекция;
беседа;
сообщение-презентация;
творческая работа;
выставка;
мастер-класс;
игра;
соревнования;
проекты.
Формы организации учебного занятия
Тип учебного занятия | Целевое назначение | Результативность обучения |
Первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных ЗУНов | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Формирования первоначальных предметных навыков овладения новыми предметными умениями | Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Применения предметных ЗУНов | Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными обучающимися или коллективом учебной группы |
Обобщения и систематизации предметных ЗУНов | Систематизация предметных ЗУНов (решение практических задач) | Умение сформулировать обобщенный вывод, умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) |
Повторения предметных ЗУНов и закрепления | Закрепление предметных ЗУНов | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными обучающимися, учебной группой; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольное занятие | Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи | Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного учебного занятия | Запланированный результат |
Педагогические технологии
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, и других видов обучающих игр | Игровые технологии — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. В игре удается привлечь внимание учеников к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях им неинтересны и на которых не удается сосредоточить их внимание. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать упражнения, что дает положительные результаты в обучении. |
Информационно-коммуникативная технология | Педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. |
Алгоритм учебного занятия
Этапы учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности | Результат |
Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Восприятие |
Проверочный | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция | Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия | Самооценка, оценочная деятельность педагога |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) | Осмысление начала работы |
Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | Освоение новых знаний |
Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | Осознанное усвоение нового учебного материала |
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | Осознанное усвоение нового материала |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | Осмысление выполненной работы |
Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов |
Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия | Самоутверждение детей в успешности |
Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях |
Информационный | Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий. | Определение перспектив деятельности |
Каталог: Образовательные конструкторы: ЛЕГО: Мир вокруг нас, - М.. - 2013 г.
Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO, - М., - 2012 г.
Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы психологии. - 2000 г.
Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
Лобода Ю.О., Нетесова О.С. Методическое пособие Учебная робототехника (2класс), электронный ресурс.
Для родителей
Наука. Энциклопедия. - М, «РОСМЭН», 2001.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей, - Санкт-Петербург «Наука» 2010.
Интернет – ресурсы:
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://2kubika.ru/tehnologia-lego.htm
http://www.razvitierebenka.net/index/vlijanie_konstruktora_na_razvitie_rebjonka/0-889
Календарный учебный график
Место проведения: кабинет № стр. 1
№ п/п | Дата проведения занятия | Время проведения занятия | Количество часов | Форма занятия | Тема занятия | Форма аттестации/ контроля |
1 | 1.09.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, игра | Организационное занятие | опрос |
2 | 6.09.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Беседа, игра, «мозговой штурм» | Зачем нужны роботы. | опрос |
3 | 8.09.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
4 | 13.09.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Беседа, игра, круглый стол, мастер-класс, презентация | Перечень терминов. | опрос |
5 | 15.09.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
6 | 20.09.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
7 | 22.09.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
8 | 27.09.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
9 | 29.09.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Мотор и ось. Зубчатые колеса. | Показ творческих работ |
10 | 4.10.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
11 | 6.10.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, практическое занятие, выставка | Модель «Танцующие птицы» | Показ творческих работ |
12 | 11.10.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
13 | 13.10.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Умная вертушка» | Показ творческих работ |
14 | 18.10.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Обезьянка- барабанщица» | Показ творческих работ |
15 | 20.10.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, практическое занятие, выставка | Промежуточное зубчатое колесо. Понижающая зубчатая передача. | Показ творческих работ |
16 | 25.10.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
17 | 27.10.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Датчик расстояния. Коронное зубчатое колесо. | Показ творческих работ |
18 | 1.11.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
19 | 3.11.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, практическое занятие, выставка | Модель «Голодный аллигатор» | Показ творческих работ |
20 | 8.11.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
21 | 10.11.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Повышающая зубчатая передача. Датчик наклона. | Показ творческих работ |
22 | 15.11.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
23 | 17.11.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Рычащий лев» | Показ творческих работ |
24 | 22.11.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Порхающая птица» | Показ творческих работ |
25 | 24.11.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. | Показ творческих работ |
26 | 29.11.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
27 | 1.12.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, практическое занятие, выставка | Модель «Нападающий» | Показ творческих работ |
28 | 6.12.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
29 | 8.12.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Вратарь» | Показ творческих работ |
30 | 13.12.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Самостоятельная работа. | Показ творческих работ |
31 | 15.12.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
32 | 20.12.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Подготовка к соревнованиям | Показ творческих работ |
33 | 22.12.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Ликующие болельщики» | Показ творческих работ |
34 | 27.12.2020 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Снижение скорости. Увеличение скорости. | Показ творческих работ |
35 | 29.12.2020 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
36 | 10.01.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Беседа, практическое занятие, выставка | Модель «Спасение самолета» | Показ творческих работ |
37 | 12.01.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
38 | 17.01.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Самостоятельная работа. | Показ творческих работ |
39 | 19.01.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Соревнования . | Показ творческих работ |
40 | 24.01.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Червячная зубчатая передача. Кулачок. | Показ творческих работ |
41 | 26.01.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
42 | 31.01.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Непотопляемый парусник» | Показ творческих работ |
43 | 2.02.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Самостоятельная работа. | Показ творческих работ |
44 | 7.02.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Подготовка к соревнованиям. | Показ творческих работ |
45 | 9.02.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
46 | 14.02.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Спасение от великана» | Показ творческих работ |
47 | 16.02.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Самостоятельная работа. | Показ творческих работ |
48 | 21.02.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Блок «Прибавить к Экрану». Блок «Вычесть из Экрана». | Показ творческих работ |
49 | 28.02.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
50 | 2.03.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, практическое занятие, выставка | Модель «Карусель» | Показ творческих работ |
51 | 7.03.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
52 | 9.03.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Самостоятельная работа. | Показ творческих работ |
53 | 14.03.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Кран» | Показ творческих работ |
54 | 16.03.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Модель «Дом и машина» | Показ творческих работ |
55 | 21.03.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Подготовка к соревнованиям | Показ творческих работ |
56 | 23.03.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
57 | 28.03.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Блок «Начать при получении письма». Маркировка. | Показ творческих работ |
58 | 30.03.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
59 | 4.04.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Самостоятельная работа. | Показ творческих работ |
60 | 6.04.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
61 | 11.04.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
62 | 13.04.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Соревнования. | Показ творческих работ |
63 | 18.04.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
64 | 20.04.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Сочетания клавиш. Звуки. | Показ творческих работ |
65 | 25.04.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
66 | 27.04.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Беседа, игра, практическое занятие, выставка | Фоны экрана. Сочетания клавиш. | Показ творческих работ |
67 | 4.05.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Самостоятельная работа. | Показ творческих работ |
68 | 11.05.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | |||
69 | 16.05.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
70 | 18.05.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Практическое занятие, выставка | Выставка работ. | Показ творческих работ |
71 | 23.05.2021 | Воскресенье 12.00-12.30 12.40-13.10 | 2 | |||
72 | 25.05.2021 | Вторник 17.00-17.30 17.40-18.10 | 2 | Выставка, круглый стол. | Итог работы за год | Показ творческих работ |
Приложение 2
Критерии оценивания промежуточной аттестации обучающихся
Форма аттестации – выставка
Каждый обучающийся выполняет одну творческую работу.
Работа, представленная для аттестации, оценивается по следующим критериям:
знание и грамотное использование материала;
эстетика выполнения;
сложность работы;
аккуратность и качество изготовления;
уровень самостоятельности при создании модели.
1-3 балла (низкий уровень) – выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки. Обучающийся плохо ориентируется в пройденном материале, не проявляет себя во всех видах работы. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога.
4-6 балла (уровень ниже среднего) – ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством педагога, самостоятельность обучающегося слабо выражена. Работа выполнена неаккуратно, с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение.
7-9 баллов (средний уровень) – ставится, если в работе есть незначительные промахи, при работе с материалом есть небрежность. Работа выполнена частично по образцу. Прибегает к помощи педагога.
10-12 баллов (уровень выше среднего) – выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение и самостоятельность в работе, однако допущены небольшие технические неточности.
13-15 баллов (высокий уровень) – выставляется при исчерпывающем выполнении творческой работы по собственному проекту, работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом, выполнена ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Технология определения обученности ребенка по программе
дополнительного образования
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
I. Теоретическая подготовка обучающихся. 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) 1.2. Владение специальной терминологией. | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. Осмысленность правильность использования специальной терминологии. | 1-3 балла – обучающийся не овладел знаниями предусмотренных программой и не знает терминологии; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний предусмотренных программой и избегает употреблять специальные термины; 7-9 баллов – объем усвоенных знаний составляет более ½ и сочетает специальную терминологию с бытовой; 10-12 баллов – обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой и применяет специальную терминологию; 13-15 баллов – обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии. |
II. Практическая подготовка обучающихся. 2.1. Практические и умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 2.3. Творческие навыки. | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствия затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. Креативность в выполнении практических заданий. | 1-3 балла – обучающийся не овладел умениями и навыками предусмотренных программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.; 7-9 баллов – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца; 10-12 баллов – обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества; 13-15 баллов – обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством. |
III. Учебно-организационные умения и навыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.2. Умение организовать свое рабочее место. 3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат. | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой. Аккуратность и ответственность в работе. | 1-3 балла – обучающийся не знает правил безопасности, не умеет готовить рабочее место и не аккуратен в работе. 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно. 7-9 баллов – обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более ½, к работе относится старательно, не всегда ответственен. 10-12 баллов – обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен. 13-15 баллов – обучающийся освоил весь объем навыков предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратен и ответственный при выполнении задания. |
Итоговый тест по LEGO WeDo
Ф.И.__________________________________________
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Коммутатор
Приемник
Передатчик команд
СмартХаб
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Аккумулятор
Мотор
Датчик
Блок
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Датчик наклона
Датчик расстояния
Датчик касания
Датчик приема
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Датчик наклона
Датчик приема
Датчик расстояния
Датчик касания
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Приемник
Коммутатор
Блок
Ручной блок управления
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Балка с шипами 8-модульная
Планка 8-модульная
Кирпичик
Балка зеленая
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Кирпичик
Кирпичик 1*8
Кирпичик 8 модульный
Кирпичик желтый
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Коронное колесо
Ступица зубчатая
Зубчатое колесо
Зубчаток наклонное колесо на 24
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Ступица зубчатая
Зубчатое колесо 24 зуба
Колесо
Малое зубчатое колесо
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Гребёнка
Рейка
Пластина
Зубчатая рейка
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Соединитель
Штифт
Втулка
Труба
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Рейки
Оси
Спицы
Соединительные штифты
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Балка 1*7
Балка 7 модульная
Соединительная балка
Балка с отверстиями
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ ДЕТАЛИ
Пластина 2*6
Пластина
Пластина с отверстиями, 2*6
Пластина с отверстиями на 12
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДАННЫЙ БЛОК В ПРОГРОММИРОВАНИИ
Цикл
Повтор
Начало работы
Включить мотор
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДАННЫЙ БЛОК В ПРОГРОММИРОВАНИИ
Воспроизвести
Начало
Повтор
Послать сообщение
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДАННЫЙ БЛОК В ПРОГРОММИРОВАНИИ
Скорость мотора
Мощность мотора
Выбор мотора
Остановка мотора
ДАТЧИК РАССТОЯНИЯ ОБНАРУЖИВАЕТ ОБЪЕКТЫ НА РАССТОЯНИИ…
15 см
30 см
20 см
5 см
СКОЛЬКО ПОЛОЖЕНИЙ У ДАТЧИКА НАКЛОНА?
4
6
2
10
СКОЛЬКО ПОЛОЖЕНИЙ МОЖНО ЗАПРОГРАММИРОВАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЕ МОТОРА?
6
4
2
1
Оценивание
Вычисляется количество правильных ответов, максимальное количество баллов 20. Выставляется уровень выполнения согласно таблице:
Система оценивания:
Уровень | Ответов |
Высокий | 16-20 правильных ответов |
Выше среднего | 12-15 правильных ответов |
Средний | 8-11 правильных ответов |
Ниже среднего | 3-7 правильных ответов |
Низкий | 1-2 правильных ответа |