12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
10

Занятие 12. «Среда обитания. Мир рептилий»



 

Разработка занятий " Мир рептилий"

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Анонс занятий « Мир рептилий»

Увлекательное путешествие в мир рептилий. Занятия посвящены некоторым наиболее удивительным и загадочным сторонам жизни рептилий, в частности тому, как они передвигаются, выслеживают и убивают добычу, заботятся о своем потомстве.

Все рептилии покрыты чешуйками, предохраняющими их от потерь влаги через кожу, и все они, в том числе и морские змеи, дышат воздухом. Большинство из них откладывают яйца — и делают это в основном на суше.

Рептилии часто вызывают у человека страх и кажутся ему опасными и отталкивающими существами. Информация о рептилиях и подводят ученика к пониманию разнообразия и сложности видов рептилий.

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

Среда обитания

 

 

Презентация « Среда обитания»


Презентация « Среда обитания»
PPTX / 3.26 Мб

Характеристика среды обитания пресмыкающихся.

Громадное большинство пресмыкающихся ведет наземный образ жизни. В морях живут лишь сравнительно немногие черепахи и змеи.

Значительно большее число видов обитает в озерах, реках и других пресных водоемах, но только некоторые из них постоянно живут в воде, большинство же большую или меньшую часть времени проводит на берегу, греясь на солнце и переваривая пищу.

На суше рептилии занимают весьма различные местообитания.

Многие ящерицы и змеи населяют леса, причем одни из них держатся на земле, другие среди корней и кустарников, третьи на стволах и ветвях деревьев.

Однако большинство видов избегает тенистых лесов и предпочитает лесные поляны, прогалины и опушки, хорошо обогреваемые солнцем.

Целый ряд видов, особенно среди гекконов, агам и настоящих ящериц, живет в горах, на крутых полуобнаженных склонах, на скалах и среди каменистых россыпей.

Еще большее число видов населяет открытые пространства, и не только богатые растительностью, но и полупустыни и пустыни различных типов, вплоть до совершенно безводных и почти лишенных растительного покрова.

Большинство пресмыкающихся постоянно живет на одном месте и лишь сравнительно немногие совершают переселения, вызываемые различными причинами.

На огромные расстояния мигрируют только морские черепахи, главным образом в период размножения, к берегам, где происходит откладывание яиц, в связи с теми же причинами мигрируют и некоторые речные черепахи, но на значительно меньшие расстояния.

На еще более скромных про­странствах совершаются переселения крокодилов в случае пересыхания водоемов или в поисках мест, удобных для откладывания яиц.

Для некоторых видов змей отмечены переселения протяженностью в несколько километров к местам зимовок.

Отношение пресмыкающихся к климатическим условиям.

Спячка.

В связи с непостоянной температурой тела пресмыкающиеся в большой степени зависят от температуры окружающей среды.

В жаркую солнечную погоду они наиболее подвижны и энергично питаются;

в холодные пасмурные дни их активность резко понижается.

Утром рептилии появляются из своих убежищ не раньше, чем температура поверхности почвы и воздуха в достаточной степени поднимется. Подвижность их быстро возрастает по мере того, как сами они обогреваются солнцем. Солнечному облучению пресмыкающиеся могут подвергаться удивительно долго и прогреваются при этом очень сильно. Тем не менее, чрезмерно высокой температуры, свойственной некоторым местностям в самые жаркие часы дня, рептилии различным образом избегают.

В песчаных и каменистых пустынях, где поверхность почвы в послеполуденные часы нагревается до 65° и более, пресмыкающиеся избегают губительного перегрева, уходя в тень, скрываясь в норах или даже взбираясь на ветви кустарников, где температура значительно ниже, чем у поверхности раскаленной почвы.

В предвечерние часы они снова проявляют большую активность и лишь с наступлением сумерок, еще теплые, скрываются в своих норах.

Таким образом, суточный цикл активности пресмыкающихся в значительной степени определяется температурными условиями. Тяготение к теплоте солнечных лучей у рептилий настолько велико, что и большинство ночных форм постоянно выползает из своих убежищ, чтобы погреться на солнце.

Еще более глубокое влияние на жизнедеятельность пресмыкающихся оказывают сезонные изменения климата.

В умеренных и холодных странах северного полушария с наступлением осеннего похолодания рептилии впадают в зимнюю спячку.

Пресноводные черепахи перезимовывают, зарывшись в ил на дне водоемов. Ящерицы и змеи зимуют всегда на суше; они зарываются глубоко в землю, проникают в расщелины и норы, заползают в дупла, под корня деревьев, под опавшую листву и т. п. Многие залегают на зимовку по нескольку особей вместе.

Зимующие змеи иногда десятками сплетаются в один клубок. Иногда совместно перезимовывают несколько различных видов змей.

Продолжительность спячки зависит от климатических условий местности. У северного предела распространения пресмыкающихся их зимняя спячка длится не менее 8 месяцев.

В средиземноморских странах спячка часто прерывается теплыми днями. Температура тела пресмыкающихся, находящихся в состоянии спячки, равна или едва выше температуры окружающей среды.

Змеи перестают двигаться уже при понижении температуры среды до -1-8, —6. а при температуре -3, 2° впадают в глубокое оцепенение. Обмен веществ при этом резко замедляется. Питание организма происходит за счет жировых масс находящихся в брюшной полости. К концу спячки вес животного обычно лишь незначительно уменьшается. Переохлаждение ниже—6,-4° для рептилий смертельно.

Испарение влаги из организма у пресмыкающихся сильно понижено благодаря плотному роговому покрову и отсутствию кожных желез. Поэтому они переносят самый сухой климат, а целый ряд видов населяет совершенно безводные пустыни, довольствуясь влагой, потребляемой вместе с пищей.

Однако, все же, в тропических странах высокая температура и пересыхание водоемов в период засухи вызывают летнюю спячку у крокодилов и некоторых видов черепах и змей, особенно связанных с водой по своему образу жизни.

Крокодилы, по мере пересыхания водоемов, зарываются глубоко в ил, который обычно сохраняет влагу, подсыхая лишь с поверхности.

Южноамериканские черепахи и анаконды впадают в летнюю спячку, также зарываясь в ил. Высокая температура и выгорание растительности обусловливают летнюю спячку у степной черепахи, распространенной в пустынях Средней Азии.

Видеоурок "Многообразие пресмыкающихся"

 

 

 

 

Географическое распространение пресмыкающихся.

Громадное большинство пресмыкающихся населяет экваториальные страны, что в значительной степени определяется климатическими условиями.

По направлению к полюсам рептилии убывают в численности видов и особей в большей степени, чем все остальные позвоночные.

За полярный круг переходит только несколько видов. Также резко падает число видов и особей при повышении местности над уровнем моря.

Тем не менее, отдельные виды поднимаются в горах до 4000—5000 метров, а для северо-западного Тибета известно нахождение круглоголовки (Phrynocephalus) даже на высоте 5400 метров над уровнем моря.

Замечательно, что ни один крупный отряд пресмыкающихся не характерен для какой-либо одной зоогеографической области и даже большинство крупных семейств представлены по крайней мере в двух областях. Это может быть объяснено лишь тем, что различные отряды широко распространились по земной суше еще в те отдаленные геологические времена, когда разобщенные теперь материки были соединены между собой.

Ряд семейств ящериц и змей охватывает в своем распространении три зоогеографические области: Палеарктическую, ИндоМалайскую и Эфиопскую. Несколько семейств ящериц распространено в Эфиопской, Индо-Малайской и Австралийской областях.

В то же время, как это отметил Г. Буланже, фауны пресмыкающихся, и особенно ящериц, восточного и западного полушарий представляют значительные различия и потому могут быть противопоставлены. Замечательно, что агама и настоящие ящерицы восточного полушария в западном заменяются биологически сходными игуанами и тейю.

Обращает на себя внимание также фауна пресмыкающихся Мадагаскара, настолько отличная от фауны смежных областей, что может быть выделена в самостоятельную зоогеографическую область.

Наконец весьма своеобразно распространение семейства амфисбен, населяющих, Америку, Вест-Индию, Африку, кроме Мадагаскара, и средиземноморские страны. Такое распространение наиболее удовлетворительно может быть, объяснено теорией плавающих материков Вегенера.

Насест для птиц

Некоторые змеи всю жизнь проводят на деревьях.  обитает на ветвях деревьев. Передняя часть ее тела длиной 1,5 м обычно свешивается с ветки, как своего рода побег или веточка. В таком положении змея пребывает несколько часов, замерев и превратившись в подобие насеста для неосторожных птиц. Однако она может очень быстро ползать и по деревьям, и по земле, охотясь на небольших птичек и ящериц.

Винная змея держит свой язычок неподвижно, в отличие от большинства змей. Предполагают, что она пользуется им как приманкой для привлечения к себе жертв.

Крохотная птичка колибри зависает возле змеи: крылья колибри совершают

Африканская винная змея
 
 

В море — как у себя дома

Оливковая морская змея проводит свою жизнь в теплых тропических морях у берегов Азии. Здесь она питается, размножается, никогда не покидая вод; и не выбираясь на берег. Тело у этой змеи плоское, а хвост служит ей веслог помогая двигаться в воде. Эта змея дышит воздухом и благодаря особым легким, идущим почти по всей длине тела, может оставаться под водой до двух часов. Особые перепонки закрыва! при этом ее ноздри. Она может также дышать кожей, впитывая кислород прямо из воды, подобно рыбам, которые дышат жабрами.

Нижняя поверхность тела змеи имеет бледно-палевый цвет. Это делает змею почти незаметной для рыб, которыми она питается, на фоне света, идущего от поверхности.

На поверхности моря можно иногда увидеть огромные скопления змей. Есть сообщение о том, что однажды в Малаккском проливе наблюдалась огромная стая змей — шириной 3 м и длиной 96км. Никто не может с уверенностью объяснить, почему такая масса змей собралась вместе; по-видимому, причиной послужил брачный сезон.

Оливковая морская змея.

 

 

 

 

Коммунальная квартира

Гоферова черепаха выкапывает свое жилище — длинную, прохладную нору — в песчаных холмах на юге США. В ней она спасается днем от невыносимой жары и делит свое жилище с другими животными. Их очень устраивает совместное существование, но каждый обладает своим собственным уголком и повадками. Черепаха защищает общий дом от незваных гостей, таких, как сосновая змея, просто- напросто загораживая вход в нору.

1.Гоферова черепаха

2.Сосновая змея

3.Пауки поселяются в норах и плетут паутину на выходе из них.

4. Гофер питается семенами, которые складывает в норку.

5. Гоферова лягушка поедает насекомых которые попадают в норку.

6.Жуки питаются черепашьим помётом.

7. Пещерные сверчки поедают помёт жуков.

Дом для многих ящериц

Большинство анолисов обитают на деревьях, взбираясь на ветки с помощью своих длинных лап. Эти животные водятся только в Америке и на Вест-Индских островах. На Кубе на некоторых деревьях могут жить одновременно несколько видов этих ящериц.

Самки всех видов этих ящериц откладывают свои яйца в особые ямки в земле у корней деревьев. Спустя шесть недель из яиц выводится потомство.

1-45-сантиметровый гигантский анолис живет на вершинах деревьев, охотясь на лягушек и птенцов.2- Средний анолис, длиной до 16 см, обитает на ветвях, а 3- самый мелкий анолис, длиной до 13 см, поселяется на земле у корней дерева.

ОГРОМНый АНОЛИС

 

 

 

Дневные и ночные путешествия

Новозеландская ящерица туатара — единственный дошедший до наших дней представитель семейства рептилий, появившихся на Земле многие миллионы лет назад. Она поселяется в норках различных морских птиц, в частности тайфунников. Днем она спит, а по ночам охотится на пауков, сверчков и жуков. Тайфунники проводят весь день в море и лишь на ночь возвращаются в свою норку.

«Туатара» на языке наори означает: «Тот, кто носит на себе паука». Своим названием ящерица обязана роговому гребешку, идущему вдоль ее спины.

На темени туатары находится третии глаз, закрытый кожаной пленкой Никто не знает, для чего он предназначен. Ученые не могут ответить, почему тайфунник позволяет туатаре гостить в его гнезде, так как их отношения отнюдь не всегда отличаются миролюбием. Туатара иногда поедает яйца, птенцов и даже взрослых птиц. Тайфунник, в свою очередь, нередко поедает маленьких туатар

Туатара или гаттерия 

 

 

 

Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы» Часть5. Мир рептилий Дженифер Оуэн

Характеристика среды обитания https://mylektsii.ru/6-17975.html

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Кушнарева Татьяна Николаевна, 24.03.19 в 18:24 5Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, материал, который заинтересует и учителя биологии, географии, да и в начальной школе тоже информация не будет лишней. Спасибо!
Панагушина Елена Аркадьевна, 25.03.19 в 06:34 6Ответить Пожаловаться
Спасибо Татьяна Николаевна, мне очень важно ваше мнение.
Ватолина Светлана Анатольевна, 24.03.19 в 18:49 6Ответить Пожаловаться
Отличная разработка, материал содержательный, познавательный!!! Елена Аркадьевна, спасибо!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 25.03.19 в 06:34 6Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, рада, что могу быть полезной.

Отредактировано 25-03-2019 06:36

Янова Татьяна Викторовна, 24.03.19 в 18:55 6Ответить Пожаловаться
Информация познавательная, интересная! Спасибо, Елена Аркадьевна!
Панагушина Елена Аркадьевна, 25.03.19 в 06:35 6Ответить Пожаловаться
Татьяна Викторовна, спасибо огромное, за внимание к моим публикациям.

Порошина Ольга Анатольевна, 25.03.19 в 18:33 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за подборку материала, Елена Аркадьевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 15.04.19 в 09:35 1Ответить Пожаловаться
Согласна с Ольгой Анатольевной! Вся подборка замечательная!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.