12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
15

Занятие №2. «Рептилии-экстрасенсы. Мир рептилий»



Занятие 2. Рептилии-экстрасенсы.  Мир рептилий

 

Разработка занятий " Мир рептилий"

 

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование  умения поиска информации для  ответа на поставленные  вопросы. 

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Анонс занятий « Мир рептилий»

Увлекательное путешествие в мир рептилий. Занятия  посвящены некоторым наиболее удивительным и загадочным сторонам жизни рептилий, в частности тому, как они передвигаются, выслеживают и убивают добычу, заботятся о            своем потомстве.

Рептилии — холоднокровные существа, и им приходится использовать различные факторы окружающей среды для поддержания нормальной температуры тела, изыскивать разнообразные способы, чтобы согревать или, наоборот, охлаждать его. Они не могут, подобно млекопитающим, использовать пищу для получения тепла.

 

Рептилии часто вызывают у человека страх и кажутся ему опасными и отталкивающими существами.

 

Структура занятия:

1.      Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

2.      Просмотр видеоматериала (фильм)

 

 

Презентация "Рептилии-экстрасенсы"


Презентация "Рептилии-экстрасенсы"
PPTX / 5.02 Мб

 

Способность видеть тепло

 

Пятнистая гадюка обладает особым органом, позволяющим ей видеть тепло. На ее голове имеются две сенсорные впадины, настолько чувствительные, что они способны воспринимать изменения температуры воздуха менее чем в 1°С. Змея пользуется    этим органом, чтобы следить за теплокровными животными, особенно ночью. Он помогает ей также обнаруживать крупных копытных животных и  самым избегать опасности быть растоптанной.

Впадины с обеих сторон    головы змеи служат ей второй парой глаз. С их помощью гадюка может большой точностью определять местонахождение своих жертв .

Кожа змеи сильно изнашивается, так как змея постоянно ползает по земле. Сбрасывая старую кожу змея трется ртом о какую- либо шершавую поверхность, чтобы порвать кожу, затем выползает из нее.

Очки змеи

Глаза европейской крысиной змеи, как и глаза всех других змей, постоянно открыты, так как у змей нет век. Вместо век глаза защищает прозрачная пленка, или очки, предохраняющая их от травы, камней и песка.

 

 

Эти очки меняются до четырех раз в год, когда змея сбрасывает старую кожу Перед очередной линькой глаза тускнеют и змея на несколько дней сепнет

Попробовав воздух на вкус

Раздвоенный язык змей и ящериц отнюдь не является ядовитым, как обычно думают. Этот язык безвреден, рептилии пробуют им воздух на вкус. Язык поглощает крошечные частицы из воздуха и почвы и подносит их к органу Якобсона, который находится в нёбе.

В пасти змей и ящериц находятся два отверстия, ведущих к органу Якобсона. Этот экстрасенсорный орган способен различать запах пищи или партнера для спаривания.

Когда гадюка выслеживает и находит  крысу, впадины определяют местонахождения жертвы и расстояние до неё. После этого змея бросается на добычу и убивает её  своими ядовитыми зубами

ОБЛАДАЮТ ЛИ ЗМЕИ ГИПНОЗОМ?

Многие считают, что змеи обладают гипнозом, помогающим расправляться им со своими жертвами. Известно, что лягушка, например, увидев поблизости ужа, начинает сама двигаться в его сторону, а потом может сделать прыжок прямо ему в пасть.

 Именно поэтому всегда считалось, что уж обладает гипнозом.

Однако никакого гипноза здесь нет. Все объясняется особенностью зрения лягушки, которая способна видеть только те объекты, которые могут перемещаться свыше определенного порога. Предметы, находившиеся в состоянии покоя, лягушка вообще не видит. Поэтому и кормят они только теми мелкими животными, которые двигаются. Медленно ползущего ужа лягушка не замечает, зато отлично видит колеблющийся язык змеи, который по своим параметрам соответствует размерам насекомого. Пытаясь схватить "добычу", лягушка сама становится ею, и ужу остается только проглотить ее.

 

«Третий глаз» у рептилий закрыт полупрозрачной кожей, поэтому дает возможность различать только свет или темноту. Обычные глаза отлично видят и днем, и ночью. В этом случае не нужны какие-то дополнительные ухищрения. А вот рептилиям этот орган нужен. Благодаря ему они ориентируются в сезонах года, во времени суток и даже в своих циркадных ритмах. Именно он дает им возможность замечать, когда дни становятся длиннее, а ночи короче, и наоборот.

 Что будет, если лишить игуану «третьего глаза»? Хирургические эксперименты, которые были проведены на ящерицах, показали, что удаление шишковидного глаза влияет на способность особи регулировать температуру своего тела. Этот процесс в научных кругах именуется терморегуляцией. Все позвоночные когда-то давно имели третий глаз и потеряли его в ходе эволюции от терапсид до млекопитающих. Это позволило предположить, что после атрофирования шишковидного глаза наши далекие предки стали теплокровными.

Еще одна важная вещь — у Рептилий есть органы чувств, которые называются органами Якобсона (вомероназальные или сошнико-носовые). Они расположены на небе, и когда змея вылезает наружу, эти органы помогают ей улавливать частички вещества, оставленные в окружающей среде потенциальной жертвой. Это помогает им выслеживать жертву и атаковать ее; кроме того, это помогает им найти потенциального партнера. Некоторые из этих хеморецепторов, этих органов чувств у некоторых рептилий сильно модифицированы.

 Например: нам известно о ямкоголовых змеях, у которых подобные органы находятся на голове. Это дает им повышенную чувствительность к распознаванию температурных изменений, а также способность распознавать добычу даже в темноте.

Нильский варан пользуется своим языком для поиска жертвы — мелкого млекопитающего, улитки или ящерицы. Двухметровый варан ворует яйца из крокодильих гнезд.

 

Огромные глаза

 

Обыкновенный тропический геккон токи охотится по ночам. Его глаза с громадными зрачками хорошо видят в темноте. Днем зрачки закрываются и открытыми остаются лишь четыре крохотных отверстия, впускающие совсем мало света. Токи пользуется своим длинным языком, чтобы очистить от грязи глаза, не имеющие век.

Геккон видит не четыре разных изображения, а одно — очень чёткое.

Хамелеон с раскосыми глазами

Глаза хамелеона могут смотреть одновременно в разные стороны. Пока хамелеон спокоен, его глазные яблоки могут вращаться независимо друг от друга, отыскивая съедобных насекомых.

Однако неизвестно, способен хамелеон видеть одновременно два разных предмета или его мозг реагирует только на что-то одно, когда его глаза глядят в разные стороны.

 

Почему У Хамелеона Глаза Смотрят В Разные Стороны?

Раздвоенный Язык Змеи

 Варан нильский

Ящерица - геккон токи

 

 

Ресурсы:  Рик Моррис « Тайны живой природы» Часть5.  Мир рептилий Дженифер Оуэн

    FB.ru : http://fb.ru/post/science/2016/11/26/8500

Источник: https://ferma.expert/pchely/vidy/afrikanskie-pchely/ © Ферма.expert

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

 Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (4)

Перминова Елена Федоровна, 28.02.19 в 18:01 4Ответить Пожаловаться
Отличная публикация, все что нужно для знакомства и закрепления, спасибо!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 28.02.19 в 18:02 7Ответить Пожаловаться
Елена Фёдоровна спасибо, что оценили мою публикацию.
Трефилова Раиса Поликарповна, 04.03.19 в 23:54 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал об особых свойствах организма, присущих только рептилиям!
Горбачёва Марина Юрьевна, 15.04.19 в 10:21 1Ответить Пожаловаться
Необычно! Интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.