12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
13

Занятие №1. Способность согреваться и охлаждаться. Мир рептилий




Разработка занятий " Мир рептилий"

 

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Анонс занятий « Мир рептилий»

Увлекательное путешествие в мир рептилий. Занятия посвящены некоторым наиболее удивительным и загадочным сторонам жизни рептилий, в частности тому, как они передвигаются, выслеживают и убивают добычу, заботятся о своем потомстве.

Рептилии — холоднокровные существа, и им приходится использовать различные факторы окружающей среды для поддержания нормальной температуры тела, изыскивать разнообразные способы, чтобы согревать или, наоборот, охлаждать его. Они не могут, подобно млекопитающим, использовать пищу для получения тепла.

Все рептилии покрыты чешуйками, предохраняющими их от потерь влаги через кожу, и все они, в том числе и морские змеи, дышат воздухом. Большинство из них откладывают яйца — и делают это в основном на суше.

Рептилии часто вызывают у человека страх и кажутся ему опасными и отталкивающими существами. Информация о рептилиях и подводят ученика к пониманию разнообразия и сложности видов рептилий.

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

Способность согреваться и охлаждаться

 

 

Презентация «Способность согреваться и охлаждаться»


Презентация «Способность согреваться и охлаждаться»
PPTX / 2.8 Мб

Рептилии — холоднокровные животные, они вынуждены использовать разные факторы внешней среды, чтобы поддерживать температуру своего тела на уровне 30—35°С.
Теплокровные животные поддерживают температуру тела теплом, которое выделяется
при переваривании пищи в желудке, — желудок у них своего рода внутренняя топка.
Именно поэтому теплокровным животным необходимы регулярные приемы пищи, тогда
как рептилии, например змеи, вполне могут жить, устраивая себе основательное пиршество
один раз в несколько недель или даже однажды в год . Поведение многих рептилий обусловлено

необходимостью поддерживать постоянную температуру тела.

Запасы на зиму

Некоторые ящерицы зимой погружаются в длительную спячку. Во время спячки они вообще не принимают пищу, а используют запасы жира, накопленные в их теле. Большой, массивный хвост южно-австралийской каменной ящерицы, по-видимому, представляет собой кладовую для запасов жира на зиму.

Ее хвост, очень похожий на голову, может ввести в заблуждение хищников, и это дает ящерице дополнительный шанс на спасение.

Прохладное местечко

Карликовая африканская гадюка прячется от жаркого солнца,
зарываясь в песок. Над поверхностью остаются только ее глаза. Охладив свое тело, змея
неподвижно лежит на протяжении многих часов и даже дней, выжидая,
пока к ней не приблизятся мелкие грызуны и ящерицы, которыми она питается.

Карликовая Африканская гадюка

Танцующие ящерицы

Перепончатопалая ящерица, которая обитает в Юго-Западной Африке, нередко танцует, чтобы снизить температуру тела. Она по очереди, а иногда и одновременно поднимает свои лапки, ложась на песок брюшком. Как и многие другие, эта ящерица прячется от зноя, закапываясь в песок. Перепонки на ушах и в носу защищают от попадания песка.

 

 

Длинные перепончатые лапки помогают ящерице очень быстро бегать по раскаленным
сыпучим пескам в пустынях. Намибии — одном из самых жарких мест на Земле.

Танец в пустыне (Ящерка танцует)

 



 

Непроницаемая кожа

Одна из наиболее серьезных опасностей, угрожающая всем, кто находится на солнце, — опасность иссушения и обезвоживания тела. Рептилии борются с ней благодаря
своей влагонепроницаемой коже и отсутствию потовых желез, через которые влага обычно испаряется из тела. Роговые чешуйки крокодилов, так называемые щитки, на
спине гораздо крупнее, чем на брюхе, и это еще больше повышает влагонепроницаемость. На брюхе чешуйки более мелкие и гибкие.

Крокодилья кожа

На солнце и в тени

Каждое утро, прежде чем начать поиски насекомых, пауков, червей и птичьих яиц, жемчужная ящерица греется на солнце, чтобы поднять температуру своего тела до 30—35°С. Согревшись, она становится очень активной, но, если перегреется, ей необходимо остыть в тени. Так до самого вечера она то появляется на солнце, то прячется в тень, чтобы поддерживать оптимальную температуру.

Холодный характер

Туатары — уникальные рептилии, приспособившиеся к жизни на маленьких холодных островах у берегов Новой Зеландии. Большинство рептилий живут в теплых странах, так как им легче охлаждать тело от перегрева, чем согревать его в холодном воздухе. Туатара сохраняет активность при температуре тела +12°С, что ниже, чем у любых других рептилий. При такой температуре тела ящерица очень медлительна. Двигаясь, она делает один вдох через каждые 7 секунд, а оставаясь неподвижной — один вдох в час. Растет она очень медленно, и ей требуется 20 лет, чтобы достичь длины 60 см.

Ящерицы туатары проводят большую часть дня в своих норках, но любят греться на солнце утром и вечером. По ночам они охотятся на насекомых и пауков, но поедают также червей и слизней.

Роль температуры в жизни рептилий и термобиология в террариумной практике
Раньше в научной литературе употреблялись термины «теплокровные» и «хладнокровные» животные. Понятно, что хладнокровными называли рыб, рептилий и амфибий, а теплокровными – птиц и млекопитающих. Впоследствии от этих терминов отказались в виду их устаревания.

На сегодняшний день все живые существа можно разделить на две большие группы: это эктотермные и эндотермные животные, то есть животные, получающие тепло извне, и те, кто получают его в результате обменных процессов.

При этом эктотермы делятся на низших (рыбы, земноводные), которые довольствуются тем, что дает им окружающая среда, достаточно пассивно, и высших животных.

Высшее эктотермы – это наши «объекты», то есть пресмыкающиеся.

Рептилии могут – и это известный факт – поддерживать достаточно высокую температуру тела, но для этого они должны взаимодействовать с окружающей средой. Разные рептилии используют для этого разные поведенческие приспособления, которые зачастую могут быть очень сложными.

Ушастая круглоголовка

Приведем пример с ушастой круглоголовкой. Есть множество фотографий, где эта милая ящерка запечатлена в позе угрозы – она раздувает кожные складки («ушки») вокруг головы, пытаясь напугать хищника своим «страшным» видом. Если внимательно посмотреть на большинство подобных снимков и обратить внимание на тени (а они очень длинные), мы увидим, что она была заснята в таком виде ранним утром, когда ее тело еще не прогрелось.

В другое время, заметив угрозу, эта симпатичная зверушка будет не пыжиться, а действовать, спасаясь бегством или закапываясь в грунт, а сейчас она не в лучшей форме и попросту надеется на чудо – пытается отпугнуть противника, который в десятки раз больше нее.

Опытные террариумисты знают: если животное надо вытащить из террариума для каких-либо процедур (осмотр состояния здоровья, уборка в террариуме), лучше делать это, когда обогрев выключен.

Интересно, что ученые выделяют не только эктотермов и эндотермов – существуют еще и гетеротермы, то есть животные, не принадлежащие к отрядам земноводных или пресмыкающихся, но не всегда имеющие постоянную температуру тела.

Большая часть исследований в области термобиологии сделана на примере животных пустыни.

Там суточные колебания температуры воздуха составляют до 50°С! Однако, если мы измерим температуру почвы на глубине около 30 см, окажется, что здесь эти колебания составят не более 3-5 градусов. Как все мы помним из школьного учебника физики, теплообмен осуществляется не только между предметами, но и при взаимодействии с любой средой, включая атмосферу, в которой мы все находимся. Нагретая на солнышке, ящерица не только получает, но и отдает часть тепла, соприкасаясь с грунтом и потоками воздуха.

Помимо пустыни, существуют биотопы и с более мягким климатом. Там образ жизни (и, соответственно, поведение) рептилий будет совсем иным. Здесь большую роль будет играть атмосферная влажность и наличие в окрестностях водоемов: вода дольше нагревается и дольше остывает, нежели воздух, поэтому есть множество тропических пресмыкающихся, ведущих полуводный образ жизни

При закреплении своей роли в окружающей среде, когда тот или иной вид занимает свою экологическую нишу, первостепенное значение имеет именно температура тела, поскольку от нее в значительной мере зависит скорость течения всех биохимических и физиологических процессов в организме.

Анализируя жизнедеятельность рептилии в дикой природе, можно выделить различные стадии их поведения:

статус активности, который выделяет два положения – активное состояние животного (бегает, питается, взаимодействует с окружающим миром и другими особями),

и неактивное состояние (во время отдыха или ночного сна, или же в период анабиоза).

Между ними существуют и промежуточные, переходные состояния, когда ящерица или другая рептилия греется или остывает. Все это формирует поведение представителя какого-либо вида в течение суток и в течение сезона.

Например, термостабилизиующее поведение (ТСП) – животное постепенно согрелось и потихоньку приходит к активности;

термонейтральное поведение (ТНП) – животное занято своими делами и не поддерживает свою температуру специально, поскольку она на данный момент является оптимальной;

добровольный перегрев – когда особь специально увеличивает свою температуру тела, периоды отдыха;

баскинг, когда они просто неподвижно нежатся на солнышке, и т.д.


Использован материал:

Андрея Громова «Температура в экологии и этологии рептилий»

Владимира Черлина «Температура как фактор жизнедеятельности рептилий».
 

Африканская гадюка

 



 

What On Earth Is A Tuatara? (Туатары )

 



 

Жемчужная ящерица 

 



 

Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы» Часть5. Мир рептилий Дженифер Оуэн

Источник: https://ferma.expert/pchely/vidy/afrikanskie-pchely / © Ферма.expert

http://www.zooprice.ru/amf/reptile/temperatura-v-zhiznedeyatelnosti-reptiliy-termobiologiya.html

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 27.02.19 в 09:53 4Ответить Пожаловаться
Понравилась Ваша публикация беседа - рассуждение, спасибо!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 27.02.19 в 10:22 7Ответить Пожаловаться
Елена Фёдоровна, спасибо за отзыв.
Лещёва Светлана Николаевна, 27.02.19 в 14:11 3Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, как всегда, очень интересно!
Трефилова Раиса Поликарповна, 04.03.19 в 23:56 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Аркадьевна. за увлекательное знакомство с миром рептилий!
Панагушина Елена Аркадьевна, 05.03.19 в 05:51 7Ответить Пожаловаться
Я очень рада, что разработка понравилась.
Горбачёва Марина Юрьевна, 15.04.19 в 10:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.