12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»
19

Занятие №5. Спасаясь бегством и защищаясь. Мир рептилий



Разработка занятий " Мир рептилий"

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Анонс занятий « Мир рептилий»

Увлекательное путешествие в мир рептилий. Занятия посвящены некоторым наиболее удивительным и загадочным сторонам жизни рептилий, в частности тому, как они передвигаются, выслеживают и убивают добычу, заботятся о своем потомстве.

Рептилии — холоднокровные существа, и им приходится использовать различные факторы окружающей среды для поддержания нормальной температуры тела, изыскивать разнообразные способы, чтобы согревать или, наоборот, охлаждать его. Они не могут, подобно млекопитающим, использовать пищу для получения тепла.

Все рептилии покрыты чешуйками, предохраняющими их от потерь влаги через кожу, и все они, в том числе и морские змеи, дышат воздухом. Большинство из них откладывают яйца — и делают это в основном на суше.

Рептилии часто вызывают у человека страх и кажутся ему опасными и отталкивающими существами. Информация о рептилиях и подводят ученика к пониманию разнообразия и сложности видов рептилий.

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

 

 

Презентация «Спасаясь бегством и защищаясь»


Презентация «Спасаясь бегством и защищаясь»
PPTX / 2.45 Мб

 

Приспособительными изменениями следует считать и те, которые служат в качестве оружия для защиты и нападения. Какими только талантами не приходиться обладать для того, чтобы просто выжить.


У рептилий много врагов, и даже у тех, которые являются ядовитыми. Например, еж и свинья едят змей без вреда для себя. Из птиц также некоторые истребляют змей: секретарь, кариама, орел-змееяд. И среди самих рептилий находятся такие, которые поедают себе подобных.


Средства защиты у рептилий различны. Некоторые защищаются, сильно кусаясь, или нападают, пользуясь когтями, ударами хвоста, например, вараны (Varanus griseus), кайманы (Caiman).

Спасаясь бегством и защищаясь

Загнанная в угол противником, эта бородатая ящерица начинает свое угрожающее представление. Она расправляет складки кожи вокруг головы, заставляя ее выглядеть вдвое больше нормальной величины. Затем она вытягивается, раскрывает пасть, показывая яркую окраску языка и неба, и шипит, но сама нападает очень редко.

Двуногий бегун

Австралийская плащеносная ящерица спасается от преследователей бегством, мчась на своих сильных задних лапах. Правда, на всех четырех она бегает еще быстрее, но в этом случае ее тело сильно разогревается и ей приходится остывать, держа тело вертикально над раскаленной почвой.

Плащеносная ящерица длиной свыше 60 см пользуется длинным хвостом для поддержания равновесия, очень быстро бегая на двух лапах.

 

Как бегает плащеносная ящерица?

 

Живая крепость

-Черепаха носит на спине настоящую крепость. Ее панцирь состоит из роговых пластин, под которыми находятся прочные кости, благодаря чему тело черепахи защищено броней, способной выдержать нападение любого врага.

-При опасности черепаха втягивает голову и лапы внутрь панциря. На брюхе у черепахи находится вторая половина панциря — так называемый пластрон.

-У некоторых черепах в его середине имеется гибкая зона.

Коробчатая черепаха может очень плотно прижимать концы нижнего щита к верхнему (карапаксу).

-Это оборонительное средство является настолько эффективным,
что черепахи почти без изменений живут на Земле вот уже более 200 миллионов лет.

-Не все они могут прятаться в своем панцире,

-большеголовая черепаха, как указывает само ее название, не может втянуть голову в панцирь, а змеино шейная черепаха складывает шею вбок, прижимая изнутри к панцирю.

-Защитным свойством черепахи (Clemmys leprosa), а также некоторых других является способность выделять паховыми железами вонючее вещество и привычка некоторых ящериц и змей выбрасывать вонючую жидкость из желёз

 

Очень старая черепаха

 

Вонючка

Крошечная, всего лишь 10 см, мускусная черепаха самая маленькая водная черепаха, обитательница Северной Америки.

Кроме панциря, она имеет ещё одно средство защиты от хищников, таких, как вороны. При опасности черепаха испускает отвратительный запах из особых мускусных желез. Эта черепаха хорошо плавает и самка откладывает яйца в ямках вырытых на берегу.

-Мускусные черепахи большую часть жизни проводят в прудах и речках, питаясь водяными насекомыми, головастиками, улитками и рыбой, иногда они попадаются на приманку, оставленную рыбаками

 

Мускусная черепаха

 

Мастер быстрых переодеваний

-Хамелеон может изменять окраску и рисунок своей кожи, чтобы лучше замаскироваться на дереве, где он охотится за насекомыми. Ему удается достичь этого с помощью особых желтых, черных и белых отражательных клеток, находящихся в его коже. По-видимому, контролирует изменение окраски нервная система хамелеона, которая в свою очередь реагирует на перемену яркости света, а также на разные эмоциональные состояния зверька, например страх.

-Цветные клетки изменяют свою величину, тогда меняется цвет кожи, создаются новые цвета или цвет становится более насыщенным.

-К защитным приспособлениям следует отнести и способность надуваться и таким образом увеличивать объем своего тела, наблюдаемую, например, у хамелеонов; у них от легкого идут во все тело слепые выросты, и таким образом все тело может надуваться.

В добавление к этому животное поднимается па задние ноги и шипит. Так же шипят, выпуская воздух, варан, многие змеи и т. д

 

Свернувшись клубком

Чтобы спастись от врагов, эта маленькая, до 21 см длиной, ящерица прячется в расселинах скал. Здесь она сворачивается клубком и даже берет кончик хвоста в рот, чтобы превратиться в тугой мячик и защитить мягкое брюшка.

Ящерица остается совершенно неподвижной, пока не минует угроза. Слой костяных пластинок на коже головы и спины делает ее почти неуязвимой. В отличие от большинства ящериц хвост у ящерицы армадило при опасности не отделяется.

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 04.03.19 в 16:11 6Ответить Пожаловаться
Как всегда интересно!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 04.03.19 в 16:58 6Ответить Пожаловаться
Спасиб, Елена Фёдоровна за внимание к моим публикациям.
Лещёва Светлана Николаевна, 04.03.19 в 18:26 4Ответить Пожаловаться
Согласна с Еленой Федоровной! Интересно и поучительно!
Панагушина Елена Аркадьевна, 04.03.19 в 18:31 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, за оказанное внимание к моей работе.
Трефилова Раиса Поликарповна, 04.03.19 в 23:47 6Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный и научно обоснованный материал о рептилиях!
Горбачёва Марина Юрьевна, 15.04.19 в 10:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.