Занятие кружка ОБЖ по теме «Огонь — друг или враг. Не шути с огнём!»
Занятие кружка по ОБЖ
по теме:
Огонь - друг или враг.
Не шути с огнём!
Казаринова Лариса Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ № 12 им. В.Ф. Маргелова»
Цель:
изучение правил противопожарной безопасности, обучение элементам проектной деятельности, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе и окружающей среде.
Задачи:
Обобщить знания по правилам пожарной безопасности;
углубить знания детей по правилам пожарной безопасности в разных
жизненных ситуациях (в быту, в общественных местах, лесу, познакомить
с причинами возгорания в природе и жилище человека;
познакомить с первичными и подручными средствами пожаротушения;
развивать творческие способности учащихся, умение пользоваться
словарем; обогащать словарный запас; расширять кругозор;
воспитывать чувство ответственности за свою безопасность и
безопасность окружающих, бережное отношение к природе.
Место организованной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы класса: внеклассное занятие по ОБЖ
Тип организованной деятельности: обобщающее занятие с элементами проектной деятельности
Оборудование: выставка книг; презентация; аншлаги с пословицами и ребусами; заготовки знаков по правилам поведения в лесу и дома, книжки-малышки, газеты; куклы для спектакля, инструкция к составлению правил, толковые словари.
Предварительная работа:
Дети в группах выполняют работу в течение одной недели.
Мини-проекты:
Запрещающие знаки на тему: «Будь осторожен с огнём в лесу!»
2. Запрещающие знаки на тему: «Соблюдай правила пожарной
безопасности дома!»
3. Книжка-малышка для ребят из детского сада и первоклассников.
4. Инструкция по правилам поведения в школе, если вдруг случится пожар.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Сегодня нам предстоит очень важный разговор. Попробуйте догадаться, о чем он?
П. Постановка цели и задач.
Сообщение темы.
Работа по теме
1. Беседа о пользе огня.
Сначала я хотела бы обратить ваше внимание на то, что огонь необходим
человеку. Он может быть и добрым.
- Как вы думаете, когда?
Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Об этом вы можете узнать из книги Рони Старшего Ж. «Борьба за огонь. Повесть о жизни доисторических людей».
Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.
Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой плите.
А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты. Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ею? Сила огня!
Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это - тоже огонь. Оно - огромная раскалённая звезда, которая несет нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.
Здесь тоже огонь, что вы можете сказать о нем?
Сила огня - большая! Огонь может стать страшным, коварным врагом.
Когда так может произойти?
Разговор очень важен, так как каждый человек обязан знать как нужно себя вести, чтобы не случилась беда. Ведь на пожарах гибнут люди, сгорает имущество, накопленное годами. За прошлый год в Кунгуре произошло 77 пожаров, 3 человека погибли. Совсем недавно 11 января в с.Бырма Кунгурского района в доме сгорели трое маленьких детей.
Чтобы такого с вами и вашими близкими никогда не случилось, мы сегодня выполним проект, результатами которого, я надеюсь, вы поделитесь с друзьями, расскажете о нем малышам.
Так о чем мы будем говорить? О том как надо себя вести во время пожара.
Тема нашего занятия:
К чему приводят шутки с огнем?
2. Пожары. Причины пожаров. 1) Работа с толковым словарем
Коварным врагом огонь становится во время пожаров. А что же такое пожар? Давайте посмотрим, как это слово толкуется в словаре.
ПОЖАР, неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
Пожар - это сильное пламя. Оно охватывает и уничтожает все, что может гореть. Пламя пожара опасно для жизни людей. Если огонь вырвется из-под власти человека, он становится неуправляемым, коварным и беспощадным. Чаще всего пожары случаются от неосторожных действий человека.
2) Выставка книг
Часто в литературных произведениях авторы рассказывают о последствиях неосторожного обращения с огнем. Например, в рассказах Гайдара А. «Дым в лесу», Тайца Я. «Дом», сказках Маршака С. «Пожар», «Кошкин дом».
3) Физкультминутка. Свечи
Отрывок из сказки Маршака С. «Кошкин дом» мы сейчас и посмотрим.
4) Инсценирование отрывка из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»
Ведущий:
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросёнок - с решетом
И козёл - с фонарём.
Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом! Грач 1
Эй, пожарная бригада, Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Грач 2
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Грач 1
Не мешайте, ротозеи,
Расходитесь поскорее!
Что устроили базар?
Тут не ярмарка - пожар!
Грач 2
Все заборы мы обрушим,
На земле огонь потушим.
Не позволим мы огню
Расползаться по плетню!
Кошка:
Дом от пламени спасите,
Наши вещи выносите!
Кресла, стулья, зеркала -
Всё сгорит у нас дотла...
Попроси-ка их, Василий,
Чтобы мебель выносили!
Петух:
Не спасете вы добра -
Вам себя спасать пора.
Кошка:
Мне ковров персидских жалко!
Свинья:
Торопись! Ударит балка -
И ковров ты не найдёшь,
И сама ты пропадёшь!
Козёл:
Берегитесь! Рухнет крыша!
Кошка:
Что такое? Я не слышу!
Курица:
Разбегайтесь кто куда!
Куд-куда! Беда, беда!
Вместе:
Вот и рухнул Кошкин дом!
Погорел со всем добром!
Кошка:
Где теперь мы будем жить?
Кот:
Что я буду сторожить? Ведущий:
Черный дым по ветру стелется, Плачет кошка-погорелица...
Нет ни дома, ни двора,
Ни подушки, ни ковра?
5) Беседа и просмотр мультфильма о правилах пользования бытовыми
приборами.
Грозят пожаром оставленные без
присмотра бытовые приборы
Какие предметы быта еще могут стать пожароопасными? Не только спички или неосторожное обращение с огнем приводят к пожарам, но и бытовые приборы могут стать источниками опасности.
Внимательно посмотрите мультфильм «Азбука безопасности» и запомните, что его герои сделали неправильно.
БЕЗОПАСНОСТИ
Соблюдение правил безопасности во время праздников. А каких? Кто слышал, что совсем недавно произошло в Китае?
Очень часто пожары возникают во время новогодних праздников. В Кунгуре и Кунгурском районе во время Рождественских праздников произошло 12 пожаров, 2 человека погибли.
6) Мозговой штурм
Близкое расположение изделий из синтетики к электроплитам, каминам...
Невнимательность в обращении с пиротехническими игрушкам
Нарушение правил электробезопасности (повреждённые провода,
самодельные ёлочные гирлянды)
Непотушенная спичка, сигарета, свеча, газовая горелка
Нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся
жидкостей
О какой из причин мы с вами еще не говорили? Что это значит?
4. Подручные средства пожаротушения.
- Как вы думаете, что можно использовать из подручных средств для пожаротушения, если вы заметили совсем небольшое возгорание?
5. Первичные средства пожаротушения. А кто пользуется средствами, которые мы называем первичными?
3. Рассказ о пожарных
Почти два века, как в нашей стране появились пожарные.
В то время ещё не изобрели телефон и автомобиль, поэтому в каждом городе была сторожевая вышка - каланча.
Как вы думаете, что такое каланча?
Каланча - самое высокое здание в городе. С её высоты виден весь город. День и ночь дозорные несли службу на каланче. Нельзя было сомкнуть глаз, чтобы не прозевать зарождающийся пожар.
Заметив дым и огонь, постовой звонил в большой колокол или трубил -оповещал о пожаре. И тотчас к месту пожара со всех сторон мчались конные пожарные повозки, грохоча колёсами по мостовой и расплёскивая воду из огромных бочек. Тревожный колокольный звон наполнял округу. Все, кто слышал этот сигнал тревоги, с вёдрами и лопатами бежали на подмогу.
А сейчас, если вспыхнул пожар, человек набирает телефон пожарной части.
Ребенок:
Теперь не надо каланчи,
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01.
Современные машины
Профессия пожарных очень опасная и рискованная. Каким должен быть человек, чтобы стать пожарным.
Пожарные используют в своей работе не только машины, но и другие виды транспорта.
-Какие?
- Для чего они нужны?
6. Просмотр и обсуждение фильма о лесных пожарах.
-Сейчас вы посмотрите фильм о лесных пожарах, постарайтесь запомнить, что является основной причиной пожара и какие пожары самые опасные.
-Что же приводит к лесным пожарам?
90% всех пожаров возникает по вине человека, 7-8% от молний и 2-3% по иным причинам.
Люди часто забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния, образуя новые очаги возгораний. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ. Бережное отношение к природе!
7 .Презентация краткосрочных проектов:
Дети в группах выполняют работу в течение одной недели. На уроке они представляют свои работы.
1. Запрещающие знаки на тему: «Будь осторожен с огнём в лесу!»
• Где с огнём беспечны люди,-
Видим мы огонь и жар.
Это вырвался наружу Злой пожар.
Чтобы в лесу пожар не возник,
На полянке устраивайся на пикник!
Отдых в лесу:
Картошка, шашлык.
Углей не оставь,
Чтоб пожар не возник!
Чтоб не нарушить природы красу,
Не поджигай траву в лесу!
Стёкла, банки собирай!
Хорошо и твёрдо знай:
Солнца луч преломляется в них
Вот и всё - пожар возник!
Твёрдо знай и помни всегда,
Без взрослых костёр - это просто беда.
2.Запрещающие знаки на тему: «Соблюдай правила пожарной
безопасности дома!»
Игра «Доскажи словечко»
• Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил ... Утюг
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками ... играл?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над...газом?
Пламя прыгнуо в листву?
Кто у дома жёг... траву?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг ... костёр?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые... предметы?
3. Книжка-малышка для ребят из детского сада и первоклассников.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.
Без рук, без ног, а на гору ползёт.
Дрожит свинка - золотая щетинка.
Красный петушок по жёрдочке бежит.
В камне спал, по железу встал,
По дереву пошёл, как сокол полетел.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
На крыше дома медведь пляшет.
• Вьётся, взвивается,
В небо устремляется.
• На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Я мала, да зла,
Чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу.
Летела мошка -
Осиновая ножка.
На стог села -
Всё сено съела.
В маленьком амбаре
Держат сто пожаров.
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, Как костёр!
Не шути с сестричками, Тоненькими ...
• В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.
• С огнём бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы ...
• По полотняной стране, по реке Простыне
Плывёт пароход, то назад, то вперёд,
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь...
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне.
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны.
4. Инструкция по правилам поведения в школе, если вдруг случится пожар.
1. Сигналы, которые подаются в школе, если случился пожар ________
2. Действия при эвакуации: строимся , держась
, выходим из___________и ________________
_____________________на первый этаж. Затем выходим из_____________
через____________или ___________выход и ____________________
__________________________________________________________
3. Средства индивидуальной защиты:_______________________________
4 . Правила оказания первой помощи, если при эвакуации кому-то стало плохо___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Действия, если при пожаре вы не можете выйти из класса
Выступление детей первой группы
" Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы."
2. Выступление детей второй группы
Итог: Последовательность самых неотложных и обязательных действий:
Вызови пожарную охрану по телефону 01, сотовый 010, городскую
службу спасения 118;
покинь горящее помещение, предупреди соседей;
встречай пожарных;
• только если огонь небольшой, попробуй справиться с ним сам.
Как правильно по телефону сообщить о пожаре?
Укажи причину вызова (объект, что горит конкретно);
Сообщи фамилию, имя;
Точный адрес (название улицы, номер дома, подъезд (код
подъезда), этаж, номер квартиры, номер телефона);
Есть ли опасность для людей.
3. Выступление детей третьей группы
Дети зачитывают по 1 загадке для ребят из других групп
4. Выступление детей четвертой группы
Я предлагаю вам вспомнить, чего делать при пожаре нельзя!
Нельзя!
Поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество
Распахивать окна и двери в горящем помещении - кислород способствует горению
Близко подходить к огню из-за опасности взрыва, обрушения конструкций здания
Прятаться, иначе вас сложно будет спасти
Тушить водой включённые в сеть электробытовые приборы, электрощиты, провода
Дополнительный материал:
Игра: «Это я, это я, это все мои друзья...» Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
А, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке
Загорелся старый стол
-Еле сам живой ушел!
Кто из Вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
Кто из Вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
И от маленькой сестрички
Кто не прячет дома спички?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем не даром
Завершается пожаром?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
IV. Итог урока.
Собери пословицу
- У вас на столах лежат карточки со словами, из которых вам предлагается составить пословицу и объяснить ее.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Я надеюсь, что вы не окажетесь в таких ситуациях, но если даже это произойдет, то вы всегда будете действовать правильно.
Рефлексия. Занятие заканчивается выполнением коллективной работы на тему «Пожар».
На доске два силуэта пламени: красное и белое.
Если полученные знания и навыки полезны и пригодятся вам в дальнейшей жизни, вы берете белый лист и закрываете пламя - тушите пожар.
Если вы считаете, что знать вам это в жизни необязательно, то берете красные языки пламени и возникнет новый очаг возгорания.
Я надеюсь, что огонь для нас с вами всегда будет только другом и помощником. Большое спасибо за работу.
Список литературы:
Андерсен Г.Х. Девочка со спичками.
Андерсен Г.Х. Обработка С. Маршака. Сказка про спички.
Гайдар А. Дым в лесу.
Маршак С. Кошкин дом.
Маршак С. Пожар.
Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
Нуждина Т. Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду». Мир людей.
Паустовский К. Заячьи лапы.
Рони Старший Ж. Борьба за огонь. Повесть о жизни доисторических людей.
10.Тайц Я. Дом.
11.Толстой Л. Пожарные собаки.
12.Чуковский К. Путаница.