Конспект занятия "Герои прошлого, настоящего и будущего" (по картине В.М. Васнецова "Богатыри")
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Конспект
занятия «Герои прошлого, настоящего и будущего»
по картине
В.М. Васнецова «Богатыри»
Подготовил и провёл:
педагог Ерёмич Ольга Сергеевна
Цель: открыть код (тайну) русского народа в исторической живописи – картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Задачи:
образовательные:
- познакомить с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»;
- формировать диалогическую сторону речи, умение отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины, высказывать своё мнение, моделировать ситуацию;
- формировать умение подбирать синонимы, сравнения.
Развивающие:
- развивать представление о русском человеке, его качествах и ценностях;
- развивать умение называть ценность, представленную в картине (любовь к Родине, служение Отечеству, народу);
- развивать интерес к произведениям живописи.
Воспитательные
- воспитывать патриотические чувства: любить Родину, быть готовым к её защите, уважение к защитникам Отечества во все времена.
Образовательная область: интеграция образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»)
Технологии: метод фасилитированного обсуждения произведения живописи с использованием игровых приёмов, моделирование ситуации, конструирование сюжета.
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Лупы по количеству детей. Запись: вступление к опере М. Мусорского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», слайд «Третьяковская галерея», картина «Богатыри в галерее, картинки воинов, экипировки, часы.
Предварительная работа: знакомство с былинами о русских богатырях, словарная работа с семантикой слов (Русь, богатырь, кольчуга, щит, шлем, полчища, копье, лук, булатная палица, жесты).
Форма организации: подгрупповая
Возрастная группа: разновозрастная группа (5-7 лет)
Место проведения: патриотический центр группы «Моя любимая Россия»
Ход занятия
Вступительное слово воспитателя
Леса, снега и водопады,
Теней приятные прохлады.
Дубравы, белизна берёзы,
Росинки утренние слёзы,
Мы любим Русь свою родную и не хотим страну другую!
- Скажите, ребята, за что вы любите нашу Родину? Чем она дорога вам? (ответы детей)
- Сегодня ребята, я предлагаю вам познакомиться с очень известной картиной в нашей стране и во всём мире, которая поможет нам открыть тайну о нашей стране.
На мольберт выставляется репродукция картины «Богатыри» В.М. Васнецова.
Под вступление к опере М. Мусорского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» дети рассматривают картину.
После рассматривания начинается фасилитированное обсуждение.
Основная часть
- Ребята, что вы видите на картине? Кого вы видите на картине?
- Вспомним имена русских богатырей и соотнесём их с теми, что на картине.
Ответы детей
- После того, как дети придут к ответу, что на картине видят русских богатырей (Алёшу Поповича, Илью Муромца, Добрыню Никитича), педагог выдаёт детям предметы-помощники – лупы.
«Погружение в картину»
- С помощью предметов-помощников внимательно рассмотрим богатырей, их лица и жесты.
Дети, используя лупы рассматривают каждого богатыря.
- Каким изображён Илья Муромец? (мощный, сильный, смелый, хорошо вооружён – булатная палица, щит, длинное копьё, одет в железную кольчугу, на голове шлем).
- О чём говорит жест его руки у головы? (он смотрим в даль, нет ли на горизонте врагов земли Русской, думает, никуда не спешит).
- Внимательно рассмотрите Добрыню Никитича, что можно сказать о положении его правой руки? (держит руку с мечом прочно, готов к бою, к победе, готов принять решение).
- Рассмотрите Алёшу Поповича, что мы можем сказать о выражении его лица? О чём он думает? (он не смотрит в сторону врага, но глаз зоркий, всё видит, уши навострил и тоже наготове, хитёр Алёша).
- Что можно сказать о положении его левой руки? (держит лук наготове, готов встретить врагов земли русской)
- Как вы думаете, какова их общая цель?
(Защита Родины, не пропустить врага, стоять на страже Родины).
- Что мы видим за спиной богатырей? (холмы, за холмами вся великая Русь, на защиту которой они встали)
- Как вы думаете, почему художник изобразил на картине трех богатырей, а не одного Илью Муромца, например? (действовать вместе, сообща, в случае беды поддержать друг друга, прийти на помощь).
- Подберите синонимы к слову богатыри? (воины, защитники, герои).
- За спиной богатырей могучая Русь, подберите синонимы к этому слову (Россия, дружина, Отчество, Родина, Русская земля)
ФИЗМИНУТКА
Богатырь он таков,
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Терпеливо и зорко наблюдал,
Подрастем и мы, встанем как богатыри!
- Богатыри – это герои Руси, а кого мы считаем героями сейчас, в наше время? (всех, кто защищает нашу страну, кто готов прийти ей на помощь в случае беды, кто служит Отечеству).
- А в чем вы отличились, есть ли в ваших поступках что-то героическое? В чём вы герои сегодня?
- Как мы можем охарактеризовать всех, кто защищал, защищает и будет защищать нашу Родину? Какие эти люди? (смелые, любящие свою Родину, готовые её защищать, готовые служить Отечеству и тд)
Игра «Собери воина на защиту Родины»
Детям предлагаются элементы экипировки воинов: богатырей, военнослужащего времен ВОВ, военнослужащего современной Российской армии. Ребята подбирают экипировку (картинки) в зависимости от выбранного воина.
- Мы видим воинов нескольких поколений, но цель у них всех была одна! Какая? (Служение Родине, любовь к ней, готовность защищать Отечество от врагов).
Моделирование ситуации
- Давайте представим, что кто-то из вас воин-богатырь, а кто-то воин современности, какой диалог между вами состоялся бы? Что бы вы могли сказать друг другу? О чём поговорить?
- Во все времена воины отличались одними чертами характера! Какими? (смелые, сильные, думающие, целеустремленные и т.д.)
- Как вы думаете, что своей картиной хотел донести нам художник? Только ли о богатырях давних времен эта картина?
(открываем код-тайну, смысл картины – картина о готовности защищать Родину, о силе и храбрости русского человека, всегда русский человек будет готов защищать Родину и служить ей).
- Как бы вы назвали эту картину?
- Картина называется «Богатыри», написал её В.М. Васнецов – известный русский живописец, писал он её довольно долго, около 20 лет, подлинная картина хранится в Третьяковкой галерее (г. Москва) – масштаб подлинной картины - слайд
Игровой приём «Часы» - конструирование дальнейшего сюжета
- Ребята, давайте подумаем, а что бы делали богатыри, изображенные на картине, после того момента, который запечатлел художник?
Конструирование сюжета детьми
ВЫВОДЫ
- С какой картиной мы сегодня познакомились? («Богатыри»)
- В чём её главный смысл? Какую тайну передал нам художник из прошлого? Что для себя мы ОТКРЫЛИ, рассматривая эту картину?
Готовность встать на защиту Родины, родной земли, действовать вместе на пути к общей цели – защищать.
РЕФЛЕКСИЯ
|
|
|
|