Материал на проверке

Конспект занятия "Герои прошлого, настоящего и будущего" (по картине В.М. Васнецова "Богатыри")

0
0
Материал опубликован Сегодня в 14:23

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»













Конспект

занятия «Герои прошлого, настоящего и будущего»

по картине

В.М. Васнецова «Богатыри»









Подготовил и провёл:

педагог Ерёмич Ольга Сергеевна





















Цель: открыть код (тайну) русского народа в исторической живописи – картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Задачи:

образовательные:

- познакомить с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»;

- формировать диалогическую сторону речи, умение отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины, высказывать своё мнение, моделировать ситуацию;

- формировать умение подбирать синонимы, сравнения.

Развивающие:

- развивать представление о русском человеке, его качествах и ценностях;

- развивать умение называть ценность, представленную в картине (любовь к Родине, служение Отечеству, народу);

- развивать интерес к произведениям живописи.

Воспитательные

- воспитывать патриотические чувства: любить Родину, быть готовым к её защите, уважение к защитникам Отечества во все времена.

Образовательная область: интеграция образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»)

Технологии: метод фасилитированного обсуждения произведения живописи с использованием игровых приёмов, моделирование ситуации, конструирование сюжета.

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Лупы по количеству детей. Запись: вступление к опере М. Мусорского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», слайд «Третьяковская галерея», картина «Богатыри в галерее, картинки воинов, экипировки, часы.

Предварительная работа: знакомство с былинами о русских богатырях, словарная работа с семантикой слов (Русь, богатырь, кольчуга, щит, шлем, полчища, копье, лук, булатная палица, жесты).

Форма организации: подгрупповая

Возрастная группа: разновозрастная группа (5-7 лет)

Место проведения: патриотический центр группы «Моя любимая Россия»

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя

Леса, снега и водопады,

Теней приятные прохлады.

Дубравы, белизна берёзы,

Росинки утренние слёзы,

Мы любим Русь свою родную и не хотим страну другую!

- Скажите, ребята, за что вы любите нашу Родину? Чем она дорога вам? (ответы детей)

- Сегодня ребята, я предлагаю вам познакомиться с очень известной картиной в нашей стране и во всём мире, которая поможет нам открыть тайну о нашей стране.

На мольберт выставляется репродукция картины «Богатыри» В.М. Васнецова.

Под вступление к опере М. Мусорского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» дети рассматривают картину.

После рассматривания начинается фасилитированное обсуждение.

Основная часть

- Ребята, что вы видите на картине? Кого вы видите на картине?

- Вспомним имена русских богатырей и соотнесём их с теми, что на картине.

Ответы детей

- После того, как дети придут к ответу, что на картине видят русских богатырей (Алёшу Поповича, Илью Муромца, Добрыню Никитича), педагог выдаёт детям предметы-помощники – лупы.

«Погружение в картину»

- С помощью предметов-помощников внимательно рассмотрим богатырей, их лица и жесты.

Дети, используя лупы рассматривают каждого богатыря.

- Каким изображён Илья Муромец? (мощный, сильный, смелый, хорошо вооружён – булатная палица, щит, длинное копьё, одет в железную кольчугу, на голове шлем).

- О чём говорит жест его руки у головы? (он смотрим в даль, нет ли на горизонте врагов земли Русской, думает, никуда не спешит).

- Внимательно рассмотрите Добрыню Никитича, что можно сказать о положении его правой руки? (держит руку с мечом прочно, готов к бою, к победе, готов принять решение).

- Рассмотрите Алёшу Поповича, что мы можем сказать о выражении его лица? О чём он думает? (он не смотрит в сторону врага, но глаз зоркий, всё видит, уши навострил и тоже наготове, хитёр Алёша).

- Что можно сказать о положении его левой руки? (держит лук наготове, готов встретить врагов земли русской)

- Как вы думаете, какова их общая цель?

(Защита Родины, не пропустить врага, стоять на страже Родины).

- Что мы видим за спиной богатырей? (холмы, за холмами вся великая Русь, на защиту которой они встали)

- Как вы думаете, почему художник изобразил на картине трех богатырей, а не одного Илью Муромца, например? (действовать вместе, сообща, в случае беды поддержать друг друга, прийти на помощь).

- Подберите синонимы к слову богатыри? (воины, защитники, герои).

- За спиной богатырей могучая Русь, подберите синонимы к этому слову (Россия, дружина, Отчество, Родина, Русская земля)

ФИЗМИНУТКА

Богатырь он таков,

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Терпеливо и зорко наблюдал,

Подрастем и мы, встанем как богатыри!

- Богатыри – это герои Руси, а кого мы считаем героями сейчас, в наше время? (всех, кто защищает нашу страну, кто готов прийти ей на помощь в случае беды, кто служит Отечеству).

- А в чем вы отличились, есть ли в ваших поступках что-то героическое? В чём вы герои сегодня?

- Как мы можем охарактеризовать всех, кто защищал, защищает и будет защищать нашу Родину? Какие эти люди? (смелые, любящие свою Родину, готовые её защищать, готовые служить Отечеству и тд)

Игра «Собери воина на защиту Родины»

Детям предлагаются элементы экипировки воинов: богатырей, военнослужащего времен ВОВ, военнослужащего современной Российской армии. Ребята подбирают экипировку (картинки) в зависимости от выбранного воина.

- Мы видим воинов нескольких поколений, но цель у них всех была одна! Какая? (Служение Родине, любовь к ней, готовность защищать Отечество от врагов).

Моделирование ситуации

- Давайте представим, что кто-то из вас воин-богатырь, а кто-то воин современности, какой диалог между вами состоялся бы? Что бы вы могли сказать друг другу? О чём поговорить?

- Во все времена воины отличались одними чертами характера! Какими? (смелые, сильные, думающие, целеустремленные и т.д.)

- Как вы думаете, что своей картиной хотел донести нам художник? Только ли о богатырях давних времен эта картина?

(открываем код-тайну, смысл картины – картина о готовности защищать Родину, о силе и храбрости русского человека, всегда русский человек будет готов защищать Родину и служить ей).

- Как бы вы назвали эту картину?

- Картина называется «Богатыри», написал её В.М. Васнецов – известный русский живописец, писал он её довольно долго, около 20 лет, подлинная картина хранится в Третьяковкой галерее (г. Москва) – масштаб подлинной картины - слайд

Игровой приём «Часы» - конструирование дальнейшего сюжета

- Ребята, давайте подумаем, а что бы делали богатыри, изображенные на картине, после того момента, который запечатлел художник?

Конструирование сюжета детьми

ВЫВОДЫ

- С какой картиной мы сегодня познакомились? («Богатыри»)

- В чём её главный смысл? Какую тайну передал нам художник из прошлого? Что для себя мы ОТКРЫЛИ, рассматривая эту картину?

Готовность встать на защиту Родины, родной земли, действовать вместе на пути к общей цели – защищать.

РЕФЛЕКСИЯ

t1737631146aa.png

t1737631146ab.jpg

t1737631146ac.jpg

t1737631146ad.jpg

t1737631146ae.jpg









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.