Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему «Работа по картине "Богатыри" В. Васнецова»
Тема урока: Нравственные идеалы
Цель:
Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.
Задачи:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.
Учитель: Рассмотрите картину. Кто на ней изображен?
Ученики: Русские богатыри.
Учитель: Кто такие богатыри?
Ученики: Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.
Учитель: Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.
Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
Учитель: Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.
«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
Учитель: Кто знает имена богатырей, изображенных на картине?
Ученики: В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.
Учитель: Во что одеты богатыри?
Ученики: Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы - металлические пластины в одежде.
Учитель: А оружие какое у богатырей?
Ученики: Меч, лук, палица, копьё.
Учитель: Опишите коней богатырских.
Ученики: Кони подстать богатырям: могучие, сильные.
Учитель: Опишите природу.
Ученики: Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.
Учитель: О чем думают богатыри?
Ученики: Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.
Учитель: Кто самый старший из богатырей?
Ученики: Илья Муромец.
Учитель: Какой он Илья Муромец?
Ученики: Могучий, храбрый, спокойный.
Учитель: Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Родился он в селе Карачарове под г. Муромом. Сидел он сиднем 33 года на печи с больными ногами, пока не пришли к нему три старца и не дали выпить целебной воды. Встал Илья на ноги, благословили его старцы защищать Русскую землю. Своего коня Муромец купил на базаре, вырастил сам и назвал Бурушка – Косматушка. Илья умел ковать оружие. Он – сильный, умелый, могучий богатырь.
Учитель: Справа от Ильи Муромца изображен Добрыня Никитич. Спокоен ли Добрыня? Почему так решили?
Ученики: Добрыня внимателен, сосредоточен, держит наготове меч. Готов в любую минуту к сражению с врагом земли русской. Кажется, что он вот-вот сорвется с места.
Учитель: Добрыня Никитич родился на Рязанской земле, он образованный, храбрый, сильный, умеет петь и играть на гуслях. Добрыня означает «добрый», но в значении «удалой», «самый лучший». А ещё дали ему прозвище «тихий» за спокойный нрав, он был ласковый, никогда слова грубого не скажет, никого зря не обидит. Прозвали его «тихий Добрынюшка».
Учитель: Кто самый младший?
Ученики: Алёша Попович.
Учитель: Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?
Ученики: Он смел, отважен, жизнерадостен, смотрит с хитринкой, с лукавством. Вооружен луком. Но в то же время у него к седлу прикреплены гусли, и он готов развлечь всех песней.
Учитель: Алёша Попович родился в семье ростовского попа, молодой, хитрый, лукавый, насмешливый. Там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и бывают побеждены, Алёша придумывает какую-то увёртку и одолеет, пусть не всегда честно.
Учитель: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Ученики: Чувствуется сила и мощь русских богатырей, способных в любую минуту сразиться с врагом и дать им отпор. И кажется, что русский народ непобедим.
Учитель: Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?
Ученики: Эта картина вызывает гордость и уважение к богатырям.
Учитель: Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? Кто они?
Ученики: И в наше время есть множество героических примеров. Эти люди сильные, мужественные, готовы в любой момент прийти на помощь и встать на защиту Родины.
Учитель: Приведите примеры таких героических людей.
(Это могут быть представители любой профессии: спортсменах, военных, врачах и т.д.)
Учитель: Давайте подведем итог, что вы можете сказать о богатырях. Составим синквейн.
Богатырь
Бесстрашный, могучий
Защищает, сражается, помогает.
Славна богатырями земля русская.
Доблесть
Лещёва Светлана Николаевна
Диженина Наталья Алексеевна
Елена Корытникова