12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Корытникова1418
Учитель начальных классов
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема урока: Нравственные идеалы

Цель:

Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.

Задачи:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

 

Учитель: Рассмотрите картину. Кто на ней изображен?

Ученики: Русские богатыри.

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученики: Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.

Учитель: Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Учитель: Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

Учитель: Кто знает имена богатырей, изображенных на картине?

Ученики: В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.

Учитель: Во что одеты богатыри?

Ученики: Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы - металлические пластины в одежде.

Учитель: А оружие какое у богатырей?

Ученики: Меч, лук, палица, копьё.

Учитель: Опишите коней богатырских.

Ученики: Кони подстать богатырям: могучие, сильные.

Учитель: Опишите природу.

Ученики: Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.

Учитель: О чем думают богатыри?

Ученики: Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.

Учитель: Кто самый старший из богатырей?

Ученики: Илья Муромец.

Учитель: Какой он Илья Муромец?

Ученики: Могучий, храбрый, спокойный.

Учитель: Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Родился он в селе Карачарове под г. Муромом. Сидел он сиднем 33 года на печи с больными ногами, пока не пришли к нему три старца и не дали выпить целебной воды. Встал Илья на ноги, благословили его старцы защищать Русскую землю. Своего коня Муромец купил на базаре, вырастил сам и назвал Бурушка – Косматушка. Илья умел ковать оружие. Он – сильный, умелый, могучий богатырь. 

Учитель: Справа от Ильи Муромца изображен Добрыня Никитич. Спокоен ли Добрыня? Почему так решили?

Ученики: Добрыня внимателен, сосредоточен, держит наготове меч. Готов в любую минуту к сражению с врагом земли русской. Кажется, что он вот-вот сорвется с места.

Учитель: Добрыня Никитич родился на Рязанской земле, он образованный, храбрый, сильный, умеет петь и играть на гуслях. Добрыня означает «добрый», но в значении «удалой», «самый лучший». А ещё дали ему прозвище «тихий» за спокойный нрав, он был ласковый, никогда слова грубого не скажет, никого зря не обидит. Прозвали его «тихий Добрынюшка».

Учитель: Кто самый младший?

Ученики: Алёша Попович.

Учитель: Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

Ученики: Он смел, отважен, жизнерадостен, смотрит с хитринкой, с лукавством. Вооружен луком. Но в то же время у него к седлу прикреплены гусли, и он готов развлечь всех песней.

Учитель: Алёша Попович родился в семье ростовского попа, молодой, хитрый, лукавый, насмешливый. Там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и бывают побеждены, Алёша придумывает какую-то увёртку и одолеет, пусть не всегда честно.

Учитель: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученики: Чувствуется сила и мощь русских богатырей, способных в любую минуту сразиться с врагом и дать им отпор. И кажется, что русский народ непобедим.

Учитель: Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Ученики: Эта картина вызывает гордость и уважение к богатырям.

Учитель: Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? Кто они?

Ученики: И в наше время есть множество героических примеров. Эти люди сильные, мужественные, готовы в любой момент прийти на помощь и встать на защиту Родины.

Учитель: Приведите примеры таких героических людей.

(Это могут быть представители любой профессии: спортсменах, военных, врачах и т.д.)

Учитель: Давайте подведем итог, что вы можете сказать о богатырях. Составим синквейн.

Богатырь

Бесстрашный, могучий

Защищает, сражается, помогает.

Славна богатырями земля русская.

Доблесть


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Диженина Наталья Алексеевна, 10.12.17 в 18:40 1 Ответить Пожаловаться
Очень понравился урок. Сейчас так трудно затронуть душу детей, воспитать в них чувства патриотизма. Такие уроки очень ценны, спасибо.
Елена Корытникова, 11.12.17 в 17:51 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Наталья Алексеевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.