12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновалова Елена Валерьевна3970
Место работы... Сейчас это "Центр поддержки семьи и помощи детям", а несколько лет назад это был просто детский дом для детей дошкольного возраста. Впрочем, неважно, как называется учреждение, важно, как в нем живется детям и как часто они улыбаются!)
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Воспитателям в помощь)»

«В гости к сказкам В.М.Васнецова»

Цель: познакомить детей с творчеством Виктора Михайловича Васнецова, подвести ребят к чувственному восприятию, пониманию шедевров изобразительного творчества.

Задачи:

- формировать у детей навыки музейной культуры;

- учить анализировать факты и высказывать свою точку зрения, развивать навыки анализа и синтеза;

- закреплять технику рисования по мокрой бумаге;

- развивать память, произвольное внимание, фантазию, логическое мышление;

- развивать мелкую и общую моторику, координацию движений;

- активизировать словарный запас детей, развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительно-пространственные представления;

- развивать умение использовать свои знания в предметно – практической деятельности;

- воспитывать эмпатию, умение сопереживать, сочувствовать другому, стремление помогать окружающим;

- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Оборудование: клубочек ниток; портрет В.М.Васнецова и репродукции картин «Спящая красавица», «Иван-царевич и серый волк», «Аленушка», мольберты; спортивный инвентарь: кочки, канат, кегли; силуэты героев детских сказок; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «к»; зашумленная картинка; игра «Четвертый лишний», картинки с изображениями предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?»; разрезная картинка «Водопад», альбомные листы бумаги, акварельные краски, кисти, емкости с водой.

Предварительная работа: чтение сказок «Спящая красавица», «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, беседы по содержанию.

Ход занятия:

Вводная часть. Звучит тихая музыка. Педагог предлагает детям встать в круг. Выполняется ритуал «Клубочек». При наматывании нити на большой палец, ребятам предлагается назвать нежные ласковые слова. Педагог обращает внимание на то, что нить не оборвалась, вот и ребята в группе будут так же крепко дружить.

- Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…

Сказка спряталась пока!

Не грусти, улыбнись,

Сказка дарит нам сюрприз.

- А сюрприз такой! Наш ковер превратился в волшебный ковер-самолет. И на нем мы полетим в страну сказок. Объявляю посадку на Ковер- самолет! ( Дети садятся на ковер.) Пристегнули ремни! Полетели!

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Не пугай наших ребят,

Хорошо они сидят.

В небо чистое глядят.

Вон волшебная страна…

Опускаться нам пора.

Наш ковер летит все тише,

Опускается все ниже.

- Внимание! Идем на посадку!.. Вот и приземлились! Отстегнули ремни. Ребята, поднимайтесь с Ковра- самолета и, добро пожаловать в сказку. Что напоминает вам это место? (Ответы детей) Да, действительно, это - картинная галерея. Но не обычная галерея, а сказочная. Все эти работы выполнил замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал не только картины, но и рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими живописными полотнами – особенно на темы русских былин и сказок.

- Отыщите в нашей сказочной галерее картину, про которую можно сказать:

Все заснули, все заснуло,

Только тикают часы…

Дети без труда находят картину В.М.Васнецова «Спящая красавица».

 

 

 

- Молодцы! Вы нашли место, где воздух пропитан спокойным безмятежным сном. Красавица-царевна мирно отдыхает на постели. Кажется, что она только прилегла и может проснуться в любую минуту. Но так ли это на самом деле? Сколько должна проспать царевна, заколдованная старой колдуньей? (Ответы детей.) Как вы думаете, что почувствуют люди, уснувшие вместе с царевной, когда проснутся? Удобно ли им спать? (Ответы детей.) Давайте попытаемся разбудить царевну, только как? (Дети высказывают предположения.) А что, если нам попытаться отыскать «живую воду»? Только найти ее непросто. Нам предстоит путешествие, полное опасностей и трудных загадок. Но если мы будем помогать друг другу, то непременно справимся со всеми трудностями.

Дети отправляются в путь по дороге препятствий, выполняя задания. За правильные ответы ребята получают части картинки.

1. За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок. Чтобы их расколдовать, надо угадать, кто нарисован на карточках.

2. Подобрать картинки, соответствующие словам, которые начинаются на звук: [к].

Ковер, кровать, волк, ветка, картина, яблоко, краски, куст, цветок, карандаши, книга, кувшинка, шапка.

3. Выделить изображения предметов, наложенных друг на друга.

Взял фотограф аппарат,

Сделал снимки для ребят.

Только снимки все слились.

Кто на фото? Разберись!

4. Найти лишний предмет в ряду (классификация по общему признаку).

5. Выбрать из предложенных картинок те, названия которых отвечают на вопрос "кто?" и состоят из двух слогов (лиса, медведь и др.).

Выполнив все задания, дети собирают картинку из частей. На ней водопад с «живой водой».

 

 

- Наконец мы нашли источник с «живой водой». Давайте наберем ее и отправимся в обратный путь.

Пластический этюд. Ребята подставляют руки, «набирают» волшебную воду и осторожно «выливают» ее в кувшин.

- А теперь я капну на вас волшебной водой, и вы превратитесь в дивных бабочек, которые, легко кружась и танцуя, плавно перелетят в картинную галерею.

Этюд психогимнастики. Под музыку дети изображают порхание бабочек.

- Вот мы и на месте. Теперь давайте «капнем» немного «живой воды» на картину, и посмотрим, что произойдет.

Ребята выполняют «брызгающие» движения кистями рук в сторону картины.

- Посмотрите, может быть, что-нибудь говорит о том, что пробуждение началось? (Ответы детей.) Обратите внимание на живую природу. Цветы на переднем плане картины уже подняли свои головки и стряхнули с себя сонное оцепенение. Давайте не будем теперь мешать пробуждению, и обратим свое внимание на другие картины.

Дети переходят к картине В.М.Васнецова «Иван-царевич и серый волк».

 

 

- Отгадайте, к какой сказке нарисовал Виктор Михайлович эту картину? («Иван-царевич и серый волк») Молодцы! Вспоминает Васнецов одну из любимых своих сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает». Посмотрите, с какой быстротой несется волк: уши прижаты, язык высунут, хвост распушен. Всмотритесь, как оберегает Иван-царевич свое сокровище. Елена Прекрасная и, правда, похожа на драгоценность: шапочка-тюбетейка усыпана сверкающими каменьями, роскошный парчовый халат и золотые башмачки с загнутыми носами.

- Интересно, а сама Елена – русская или заморская (живущая «за морем», в других землях, не наша) царевна? Почему? (Ответы детей.)

- Вспомните, ведь героев вот-вот нагонят. Враждебный недобрый лес обступил путников со всех сторон. Зловеще причудливые ветви, напоминающие костлявые руки Бабы-Яги, вековые деревья-великаны – они надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы, того гляди, вырвут у царевича его драгоценную ношу. Поэтому на картине обязательно должны быть предметы, в которые герои могут превратиться, чтобы спрятаться от врагов. Найдите их. (Подсказки: ветка яблони, неожиданно расцветшая в мрачном лесу, белые кувшинки на воде.)

- Найдите, также, то, что будет мешать им под болотной кочкой, что попытается схватить за ногу бегущего волка. (Коряга в нижнем левом углу.)

- А теперь послушайте четверостишие из старинной народной песни.

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То мое, мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

- Настроение какой картины напоминает эта песня? (Ответы детей.)

Эта картина называется «Аленушка». Но это полотно не иллюстрация к известной сказке. В сказке все наоборот. У Васнецова было одно желание: передать через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд. Его Аленушка, печально поникшая, сидит на берегу заросшего пруда, одинокая, гонимая… Ее скорбная фигурка примостилась на холодных валунах, пряди рыжих волос спутаны, руки горестно сложены на коленях.

- В какое время года Аленушка пришла на пруд? Докажите свой ответ. (Рассуждения детей.)

- Действительно, природа расстается с летом. Блеклая зеленовато-бурая трава, оголенные осинки, медленно падающие багряные листья, тяжелый сумрак ельника – все говорит о скором приближении осени.

Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуем ей не только мы, но и… Кто? Что? (Ответы детей.)

- Найдите на картине те линии, которые повторяют движения Аленушки, понимая ее состояние. (Сломанная ветка осины, склоняющаяся к воде.)

- Злая ведьма подкрадывается к Аленушке. Кто бы на картине предупредил ее об опасности? Прежде чем ответить, внимательно рассмотрите полотно и попробуйте «одушевить» природу. (Рассуждения детей.)

- Действительно, природа тоже сочувствует Аленушке. Кто из вас заметил, какие краски понадобились художнику для написания этой картины? (Ответы детей.) Главные тона здесь серые, зеленые, желтоватые. Нет в картине ничего яркого.

- Давайте возвратимся к началу нашего путешествия по картинам Виктора Михайловича Васнецова. В картине «Спящая красавица» мы смогли ослабить заклинание злой волшебницы. Ивану-царевичу и Елене Прекрасной подсказали, где можно спрятаться от преследователей. Чем же мы можем помочь Аленушке?

В ходе коллективного обсуждения, ребята приходят к выводу, что надо нарисовать и показать Аленушке другие пейзажи живой природы. Может быть, она захочет покинуть свой грустный уголок, и мы сможем подарить ей радость от предчувствия перемен.

Дети на ковре-самолете возвращаются в группу.

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся,

Вот и садик наш родной,

Прилетели мы домой.

Наш ковер летит все тише,

Опускается все ниже.

Дети рисуют пейзажи с помощью техники: по мокрой бумаге.

Опубликовано в группе «Воспитателям в помощь)»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Мастина Ольга Валерьевна, 13.07.19 в 23:35 5Ответить Пожаловаться
Занятие замечательное - насыщенное, но не перегруженное. Всё продумано и логично. В одном занятии столько различных видов деятельности!
Коновалова Елена Валерьевна, 14.07.19 в 06:54 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Ольга Валерьевна!
Кадырова Ольга Игоревна, 14.07.19 в 09:14 4Ответить Пожаловаться
Да, все в динамике, все продумано, спасибо!
Коновалова Елена Валерьевна, 14.07.19 в 09:36 4Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам понравилось!
Коновалова Елена Валерьевна, 16.07.19 в 22:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Николаевна! Рада, что Вам понравилось!
Коновалова Елена Валерьевна
Комментарий был удалён пользователем 16 июл 2019 в 22:05
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.