Занятие по профориентации для обучающихся с ОВЗ «Арт-методики в работе психолога по профориентации»
Занятие по профориентации для обучающихся с ОВЗ «Арт-методики в работе психолога по профориентации»
Цель: углубить представление детей о роли труда в обществе; сформировать положительное отношение к таким качествам, как трудолюбие, независимость и усидчивость; стимулировать детей к развитию практических навыков.
Задачи: привлечь внимание детей к традиционному труду, повлиять на ценностные ориентации подростков.
Подготовительная работа с детьми: предложить им создать небольшие рассказы на тему: «Профессии знакомых и родственников» по следующим пунктам:
Кто чем занимается на работе?
Какова их профессия?
Чем их профессия привлекает?
Проблемная ситуация. «Два плуга».
Педагог начинает с обсуждения темы занятия: «Труд красит человека» и делится рассказом К.Д. Ушинского «Два плуга». После чтения рассказа педагог задаёт вопросы о том, почему один плуг блестит и что произошло с другим. Обсуждая, дети понимают, что рассказ о труде и безделье, о ценности активной жизни.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Игра «Лови – говори»
Цель: углубить знания о взрослых профессиях.
Материалы и оборудование: мяч.
Ход
Дети образуют круг, и ведущий бросает мяч одному из них, называя профессию. Поймавший мяч возвращает его ведущему и поясняет, чем занимается представитель этой профессии.
Примеры: врач – лечит;
художник – рисует;
повар – готовит;
пожарный – тушит;
плотник – строгает.
Игра «Узнай профессию по результату»
Цель: научить сопоставлять результаты труда с соответствующими профессиями.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями трудовых результатов.
Ход
Детям по очереди предлагается выбрать карточку с изображением предмета – результата работы кого-либо. После того, как они выберут карточку, они должны назвать профессию и действие, которое выполняет человек данной профессии (например: платье, дом, пирог, фотография и т.п.).
Арт-терапия «Цвет моего будущего».
Педагог-психолог: Скажите, пожалуйста, кто из вас испытывает трудности с выбором? Что именно вас останавливает? Давайте попробуем изобразить ваш выбор в отношении будущего на бумаге. Возьмите листы, воспользуйтесь красками и кисточками, которые находятся на ваших столах. Посмотрите на палитру и выберите цвет или цвета, представляющие ваше будущее. Заполните свой лист этими красками! Обсуждение.
Игра «Мост в будущее».
«Если человеку не известна цель его пути, ни один ветер не окажется попутным» (Сенека). На стене расположены чистые листы бумаги, а дети находятся в нескольких шагах от них. - Ребята, обратите внимание на лист напротив вас, у каждого он свой. Представьте на нем ваше будущее, ту профессию, которую вы выберете. Существует всего несколько шагов до этого будущего. Давайте пройдем их вместе. - Первым и важным шагом на пути к вашей будущей профессии является стремление и интерес к выбранной сфере! Теперь подумайте о профессии своей мечты и попытайтесь визуализировать ее. Обсуждение.
Педагог-психолог: «К сожалению, в настоящее время снизился статус труда. Зачем трудиться, если можно выиграть в лотерею или стать миллионером через телевизионные игры? Однако ни одна награда не подарит человеку такой радости и удовлетворения, как работа. Мы начали этот классный час с цитаты К.Д. Ушинского и завершим его его же словами: «Воспитывать детей нужно не для счастья, а для труда – именно это и принесет им счастье».
Многие ребята, мечтая о взрослом существовании, ищут идеалы, на которые можно было бы равняться. Нередко в качестве таких идеалов выступают знаменитости, участники шоу или скандалов. Но настоящие герои — это простые люди, которые любят свое дело и делают его с заботой. Каждый день они выполняют важные задачи: обучают, лечат, строят, развозят, продают, убирают, кормят – делают всё, что необходимо для нашей жизни.
Каждый из нас обладает уникальными историями, связанными с профессиями наших близких. Например, моя мама — учительница. Она привносит в свою работу не только знания, но и тепло, заботу. Каждый раз, когда она рассказывает о своих учениках, в её голосе слышен огонёк радости. Это вдохновляет меня понимать, что труд может приносить не только результат, но и эмоциональное удовлетворение.
Мой отец работает врачом. Его профессия требует большой ответственности и самоотдачи. Я вижу, как он переживает за своих пациентов, как старается помочь каждому из них. Это служение людям делает его настоящим героем в моих глазах.
Важно помнить, что настоящая ценность труда не только в материальной стороне, но и в его способности приносить благо другим. Каждый из нас может внести свой вклад в общее дело, и именно эта команда усилий делает мир лучше. Пусть это занятие станет началом размышлений о том, как мы можем ценить и уважать труд друг друга.
Чем занимаются ваши близкие на работе? Каковы их профессии? Что привлекает их в этом? Давайте послушаем ваши истории.
Завершается наше занятие. Какие моменты остались в вашей памяти? На что вам хочется подумать?