Тест-опросник на профориентацию по методике Йовайши
Пояснительная записка к презентации
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши
(модификация Г.В.Резапкиной)
Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличии от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.
Инструкция
Закончите высказывание, выбрав один из вариантов «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.
Бланк ответов.
№ ответа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а |
в |
б |
|||
2 |
в |
а |
б |
|||
3 |
б |
а |
в |
|||
4 |
б |
в |
а |
|||
5 |
в |
а |
б |
|||
6 |
б |
в |
а |
|||
7 |
б |
в |
а |
|||
8 |
б |
а |
в |
|||
9 |
б |
а |
в |
|||
10 |
в |
а |
б |
|||
11 |
в |
б |
а |
|||
12 |
а |
б |
в |
|||
13 |
а |
б |
в |
|||
14 |
б |
б |
в |
|||
15 |
в |
а |
б |
|||
16 |
б |
в |
а |
|||
17 |
б |
а |
в |
|||
18 |
а |
в |
б |
|||
19 |
в |
а |
б |
|||
20 |
в |
б |
а |
|||
21 |
а |
в |
б |
|||
22 |
б |
а |
в |
|||
23 |
в |
а |
б |
|||
24 |
а |
б |
в |
|||
Всего |
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
А) общаться с самыми разными людьми;
Б) что-нибудь делать своими руками – мебель, одежду, машины и т.д.;
В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
Б) сюжет, действие героев;
В) информация, которая может пригодиться в жизни.
3. Меня обрадует Нобелевская премия:
А) в области науки;
Б) за общественную деятельность;
В) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
А) управляющим банка;
Б) главным инженером на производстве;
В) начальником экспедиции.
5. Будущее людей определяет:
А) достижение науки;
Б) развитие производства;
В) взаимопонимание среди людей.
6. На месте директора школы я прежде всего займусь:
А) благоустройством школы (столовая, спортзал, компьютеры);
Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
В) разработкой новых технологий обучения.
7. На технической выставке меня больше всего привлечет:
А) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
Б) внутреннее устройство экспонатов (механизм);
В) практическое применение экспонатов.
8. В людях я ценю прежде всего:
А) мужество, смелость, выносливость;
Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
В) ответственность, аккуратность.
9. В свободное от работы время я буду:
А) писать стихи или музыку или рисовать;
Б) ставить различные опыты;
В) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня больше всего привлечет:
А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
Б) деловое общение;
В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
11. Мне интереснее беседовать:
А) о машине нового типа;
Б) о новой научной теории;
В) о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
А) технический;
Б) музыкальный;
В) спортивный.
13. В школе больше внимания следует уделять:
А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;
Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
В) укреплению дисциплины.
14. Я с большим интересом смотрю:
А) научно-популярные фильмы;
Б) программы о культуре и спорте;
В) спортивные программы.
15. Мне было бы интереснее работать:
А) с машинами, механизмами;
Б) с объектами природы;
В) с детьми или сверстниками.
16. Школа в первую очередь должна:
А) давать знания и умения;
Б) учить общению с другими людьми;
В) обучать навыкам работы.
17. Каждый человек должен:
А) вести здоровый образ жизни;
Б) иметь возможность заниматься творчеством;
В) иметь удобные бытовые условия.
18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:
А) защита интересов и прав граждан;
Б) забота о материальном благополучии людей;
В) наука и технический прогресс.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
А) физкультуры;
Б) математики;
В) труда.
20. Мне интереснее было бы:
А) планировать производство продукции;
Б) изготавливать изделия;
В) заниматься сбытом продукции.
21. Я предпочитаю читать статьи:
А) о выдающихся ученых и их открытиях;
Б) о творчестве ученых и музыкантов;
В) об интересных изобретениях.
22. Свободное время я охотнее провожу:
А) делая что-то по хозяйству;
Б) с книгой;
В) на выставках, концертах и пр.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
А) о художественной выставке;
Б) о ситуации на фондовой бирже;
В) о научном открытии.
24. Я предпочитаю работать:
А) в помещении, где много людей;
Б) в необычных условиях;
В) в обычном кабинете.
Обработка и анализ результатов:
После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;
7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность;
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
В каждой из шести колонок представлена сумма баллов Она отражает склонность к определенному виду деятельности:
1 - Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.
2 - Склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 - Склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.
4 - Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.
5 - Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.
6 -Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Различие между интересами и склонностями: интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности «хочу делать». Можно интересоваться чем-либо, но не иметь желания этим заниматься (футбол, кино и т.п.). Профессию необходимо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.