Тест-опросник на профориентацию по методике Йовайши
Методика Йовайши: Сфера профессиональных предпочтений учащихся Тест-опросник на профориентацию
Инструкция для учителя: Внимательно прочитайте инструкцию для учеников, чтобы сложить представление о процедуре тестирования. Попробуйте пройти тест самостоятельно, чтобы понять, как проводится подсчет баллов и интерпретируются результаты. Заранее приготовьте материалы для проведения теста. Распечатайте материалы опросника. Каждому ученику нужно выдать бланк для ответов (стр. 6) и табличку для внесения результатов (стр. 9). Вопросы можно распечатать на всех или в единственном экземпляре. Во втором случае учитель должен читать вопросы теста всему классу.
Инструкция для учеников: Укажите, к какому из двух ответов на вопрос вы отдаете предпочтение. Напишите ответ рядом с выбранным вариантом. Некоторые вопросы могут показаться вам одинаково интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них. Свои ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом. 1. Если вы согласны с положением а), но не согласны с положением б), то рядом с а) напишите цифру 3, а рядом с б) — 0. 2. Если вы согласны с положением б), но не согласны с положением а), то рядом а) напишите 0, а рядом с б) — 3. 3. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению а), а не б), то рядом с а) напишите 2, а рядом с б) — 1. 4. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению б), а не а), то рядом с а) напишите 1, а рядом с б) — 2. Отвечайте на вопросы искренне, придерживаясь вышеуказанной инструкции.
1. Некоторые люди считают, что важнее: а) много знать, б) создавать материальные блага.
2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг: а) прекрасный литературный стиль? б) яркое изображение смелости и храбрости героев?
3. Какое награждение вас больше бы обрадовало: а) за научное изобретение? б) за общественную деятельность на общее благо?
4. Если бы вам предоставилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали: а) директора универмага? б) главного инженера завода?
5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: а) то, что они несут людям искусство и красоту? б) то, что они выполняют общественно-полезную работу?
6. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение: а) физика? б) физическая культура?
7. Если бы вам предоставили пост директора шкалы, на что бы вы обратили большее внимание: а) на создание необходимых условий, удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)? б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива?
8. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах: а) цвет, совершенство формы? б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?
9. Какие черты характера в человеке больше нравятся: а) мужество, смелость, выносливость? б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?
10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время: а) занятиям по литературе? б) опытам по физике, химии?
11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы: а) как известный спортсмен на международные соревнования? б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны?
12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность: а) статья о машине нового типа? б) статья о новой научной теории?
13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание: а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада? б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда)?
14. Представьте, что у вас есть много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись: а) чем-либо практическим (ручным трудом)? б) общественной работой (на добровольных началах)?
15. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели? а) выставку новых продовольственных товаров? б) выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии)?
16. Если бы в школе были только два кружка, какой бы вы выбрали: а) технический? б) музыкальный?
17. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: а) на успеваемость учащихся, так как это нужно для их будущего? б) на спорт, так как это необходимо для укрепления их здоровья?
18. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали: а) научно-популярные? б) литературно-художественные?
19. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла: а) работа с машинами? б) «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?
20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее: а) подготовить учащихся к практической деятельности, умению создавать материальные блага? б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
21. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь: а) Поповым, Циолковским, б) Менделеевым, Павловым?
22. Что важнее дня человека: а) создавать свой благополучный, удобный быт? б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство?
23. Для благополучия общества необходимы: а) правосудие, б) техника.
24. Какую из двух книг вы с большим удовольствием читали бы: а) о достижениях спортсменов нашей республики? б) о развитии промышленности в нашей республике?
25. Что обществу принесет больше пользы: а) забота о благосостоянии граждан? б) изучение поведения людей?
26. Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.). Считаете ли вы необходимым: а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей? б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?
27. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы Вы: а) о выдающихся ученых? б) о выдающихся художниках?
28. Какого характера научную работу вы выбрали бы: а) работу с книгами в библиотеке? б) работу на свежем воздухе в экспедиции?
29. Что бы вас больше всего заинтересовало в печати: а) сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи? б) сообщение о состоявшейся художественной выставке?
30. Вам предоставляется выбор профессии: которой изних вы бы отдали предпочтение: а) физической культуре или другой работе, связанной с движением? б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники?
Интерпретация: 1) сфера работы с людьми: учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь.
2) сфера умственного труда: ученый-исследователь (математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог), инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер.
3) сфера технических интересов: программист, электротехник, радиотехник, Web-мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист.
4) сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.
5) сфера физического труда, подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер, бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик, почтальон, фермер, водитель-дальнобойщик, полицейский, военный.
6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз.