Занятие «Живет повсюду доброта»
Тема: «Живет повсюду доброта»
Куликова Ольга Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1
г.о.Мытищи
Цели и задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знание школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
- воспитать стремление совершать добрые дела;
Ход занятия
1.Организационный момент
Учитель: Начиная занятие, улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
2.Сообщение темы занятия
- Ребята, мы начнем занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему это занятие будет посвящено. ( Песня «Доброта» из м/ф. «Поросенок Фунтик»)
Ответы детей:
Учитель: Молодцы, сегодня мы будем говорить о доброте. На различных занятиях мы затрагивали эту тему. Знакомились с произведениями , пословицами, выполняли творческие задания и т.д., которые будем использовать на нашем занятии.
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна…
Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой. |
|
Что же такое доброта?
Ответы детей:
Учитель: Доброта – это все хорошее, доброе, красивое… Солнце, мама, улыбка, щедрость, великодушие, помощь друг другу.
А в словаре С.И.Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».
Учитель: Один мудрец сказал: «Человек прожил жизнь не зря, если он построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка».
И сегодня мы с вами попробуем создать дерево доброты. Для этого потребуется ваша любовь, доверие, откровенность.
Вместе, дружно, сообща, задание за заданием мы будем создавать это дерево.
Задание №1
Учитель: Для того чтобы создать дерево нам необходимо вспомнить из чего состоит крона дерева.
Ответы детей:
Учитель: На нашем дереве ничего ещё пока нет. И для того чтобы на нём появились листочки вам необходимо собрать пословицы о доброте, наклеить их на заготовленные листики и объяснить смысл одной из пословиц. ( работа в группах – восстановление пословиц, наклеивание их на заготовленные шаблоны листочков, с последующим на дерево).
1.Доброе слово и кошке приятно.
2. Доброе слово лечит, а злое калечит.
3. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
I (прикрепить пословицы на дерево)
Учитель: Доброта – это всё положительное, хорошее, полезное. А где же она живет?
Ответы детей:
Ученик В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Учитель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Задание №2
Ученик Надо, очень надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если станем мы хоть чуточку добрей.
Учитель: А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?
А вы, ребята, знаете вежливые слова? Как они по другому называются? Сейчас мы проверим.
Игра «Словарь вежливых слов»
1. Дети вежливые и развитые
Говорят, встречаясь «...» (Здравствуйте).
2. И в России, и в Дании
На прощанье говорят «...» (До свидания)
3.Дал Ивану царь Берендей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
4. Нам повторять
Весь день не лень
При каждой встрече: «...» (Добрый день!)
5. Растает ледяная глыба
От слова теплого «...» (Спасибо).
6. Если вы куда-нибудь спешите,
На бегу толкая всех подряд,
Говорите вежливо: «...» (Простите!)
Вас за эту вежливость
простят.
7.Слово - это будто ключик,
Золотой и сказочный,
Будто самый светлый лучик,
Звать его «...» (пожалуйста)
здравствуйте
до свидания
благодарю
добрый день
спасибо
простите
пожалуйста
Учитель: - Молодцы! Вы хорошо знаете волшебные слова. Я предлагаю вам записать их и прикрепить рядом с нашим деревом.
Часто ли вы употребляете эти слова? А какое слово спряталось? От чего зависит сила этих слов? (от искренности, чувств)
II (прикрепить волшебные слова)- на бабочек
Задание №3
Учитель: - Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Дети. В сказках.
Учитель: Правильно. Именно в сказках добро всегда побеждает зло. Поэтому наше следующее задание связано со сказочными персонажами.
Психогимнастика.
Но сначала потренируемся. Я буду называть сказочных героев, а вы, если этот герой добрый – хлопаете в ладоши, а если злой – закрываете глаза руками . Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золушка, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Илья Муромец, Мальвина.
А какими положительными качествами обладают герои, которые находятся рядом с нашим деревом.
III (изображения сказочных героев).
Задание №4
Учитель: Молодцы! Вы определили положительные качества сказочных героев . А теперь расскажите о том, что вы сделали доброго за последнее время. Вы будете передавать сердечко и называть свой добрый поступок.
Ответы детей
IV (копилка добрых дел)
Задание №5
Учитель: А как должен вести себя добрый человек в природе?
Ответы детей
Учитель:
Я сорвал цветок
И он увял.
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что
Прикоснуться к красоте можно только СЕРДЦЕМ.
Ученик И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.
Учитель: Добрый человек обязательно должен любить животных. Какую помощь мы можем оказать диким животным ? А какие правила содержания домашних питомцев вы знаете? Запишите эти правила и расположите их на лепестках наших цветов.
Ответы детей
V (правила содержания домашних питомцев.)
(Дети читают стихи)
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Задание №6
Учитель: Действительно, научиться по- настоящему быть добрым трудно, но необходимо. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Но почему – то наше солнышко спряталось за тучей ? Как вы думаете почему? А как нам сделать его весёлым? (заменим лучики, подбирая слова-антонимы)
Злой – добрый
Жадный – щедрый
Грустный – веселый
Горе – радость
Обман – правда
Жестокий – мягкий
Вражда – дружба
VI Учитель показывает веселое солнышко.
Итог.
Учитель: Подведём итог нашего занятия. Что же такое доброта? В чём она проявляется?
Ответы детей
Учитель: А вам понравилось наше дерево? Что надо сделать, чтобы оно стало ещё лучше?
Ответы детей
Учитель: Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте
Земля Добра! Она дарит нас хлебом
Под этим вечно неспокойным небом
- В конце занятия я хочу подарить вам раскраски с солнышками. Посмотрите, какие они все добрые! Вы сможете их раскрасить и подарить тем, кому вы желаете добра, а ещё солнышки, которые вы можете подарить прямо сейчас. Для этого вам необходимо взять их в свои ладошки , закрыть глаза и подумать о самом добром, светлом и радостном. А теперь подарите их кому желаете.
Всего вам самого-самого доброго! Закончить наше занятие я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.
Если добрый ты
(Из мультфильма «День рождения кота Леопольда»)
Слова: М.Пляцковский Музыка: Б.Савельев
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот — плохо. (2 раза)
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот — трудно. (2 раза)
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот — скучно! (2 раза)