Занятие на тему «Доброта»
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Интегрированное занятие
«Доброта»
Подготовила и провела
социальный педагог
Л. В. Рубцова
станица Березанская
2015 год
Интегрированное занятие«Доброта»
Возрастной диапазон
воспитанники 14-16 лет
Цели: формирование нравственных значений; развитие чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание внимательности, доброты к людям, умения сочувствовать, стремления и умения помогать людям.
Оборудование:басня И. А. Крылова «Пустынник и Медведь», бумага и цветные карандаши, стенд (место для рисунков).
Ход занятия
Беседа.
Педагог: Природа наградила человека великими, блистательными добродетелями.
Сегодня мы узнаем о том, что дороже всего в человеке. В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта. Что такое доброта?
На доскезапись: «Доброта-это...».
Воспитанники высказывают свое мнение по цепочке.
Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
Надоскезапись: «Добрые дела красят человека».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он добрый человек. В жизни надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Декламация стихотворения.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
На доске запись: «Доброта - стремление человека дать счастье всем людям»
Декламация четверостишия.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее - хорошеть самому.
Какие добрые поступки совершили вы?
(дети приводят примеры своих добрых поступков)
Выполнение проекта на тему «Хороший поступок».
Педагог:Сейчас мы с вами организуем выставку рисунков
на тему «Хороший поступок». Подумайте, что вы будете рисовать. (Воспитанники рисуют, затем работы вывешиваются на стенд.)
А теперь каждый по очереди дайте пояснения к своему рисунку: «Мне все рисунки понравились, они соответствуют теме. Но мне хотелось бы выделить следующий рисунок...»
Как вы понимаете слова: «В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни лежит доброта»?
Согласитесь ли вы со мной, что жить достойно - значит жить по заповедям? Я думаю, уместно вспомнить заповеди Иисуса Христа (их десять). Вот некоторые из них, отвечающие сегодняшней теме:
Возлюби ближнего как самого себя.
Почитай отца и мать.
Не убий.
Не укради.
Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).
Не возжелай из ближнего своего (то есть не проси)...
Вывод: итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу.
Декламация стихотворения.
Говорят, что я горда.
Что же - я отвечу: «Да».
Перед низостью горда,
Перед пошлостью горда
Я всегда.
Если подленькая месть
Мне захочет в душу влезть,
Если золотом увесят –
Совесть заглушить хотят,
Перед этим я горда.
Отвечаю: «Никогда».
Но с тобою, доброта,
Я доверчиво проста,
Тает гордость, словно снег
в день погожий по весне...
Как ищу я, как я жду
Красоту и доброту!
Педагог:Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других.
Диагностика нравственной мотивации.
Педагог: Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Если кто-то плачет, то я...
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания;
г) буду смеяться над ним.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет шести-семи и говорит, что у него нет такой игры, а я скажу ему...
а) чтобы он не приставал;
б) что не могу ему помочь;
в) чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) что он может прийти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру...
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Мой знакомый на меня обиделся, а я...
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
б) обижусь в ответ;
в) докажу ему, что он не прав;
г) не обращу на его обиду внимания.
Обработка результатов Ключ положительных ответов:
1 - а); 2 - г); 3 - в); 4 - а).
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником (4 балла - высокий уровень; 2, 3 балла - средний; 0, 1 балл - низкий уровень).
Психологические игры (проводит педагог-психолог).
«Ожившая картина»
Цель: помочь развить умение определять внутреннее состояние человека по его позе и мимике, а также совершить обратное – отображать состояние в позе и мимике.
Для игры надо подобрать картинки или фотографии с изображениями людей в различных позах. Картинки надо перевернуть, чтобы игроки не видели на них изображенное. Участники игры (воспитанники) должны по очереди, не глядя, брать картинки и «оживать» изображенное.
«Глухой телефон»
Цель: научить детей пониманию невербального языка общения.
Из числа участников выбирается ведущий. Все игроки сидят с закрытыми глазами. Ведущий касается руки одного из участников (тот в ответ открывает глаза) и передает ему какое-нибудь понятие или сообщение с помощью мимики и жестов (использовать слова категорически запрещается). Затем этот игрок передает жестами это сообщение второму участнику, второй - третьему и т. д. Последний игрок объясняет переданное ему понятие.
«Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищам»
педагог: Как вы понимаете высказывание: «Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищам»?
У каждого из вас есть листочек. Подпишите его своей фамилией для меня и шифром - для товарищей. Далее на одной стороне этого листка укажите свои плохие качества. Переверните листки и на этой стороне напишите как можно больше фамилий воспитанников и рядом с каждой фамилией - что-нибудь хорошее о человеке. Только одно требование: все написанное должно быть правдой. (Через пятъ-шестъ минут воспитатель собирает листки.) Сейчас вы узнаете о том, кто сумел быть к себе требовательным и правдиво назвал свои недостатки.
Педагог просматривает листки с той стороны, где записаны плохие качества, дает оценку работе каждого, называя его шифр (все оценки должны быть тактичными, но справедливыми).
А теперь вы узнаете о себе самое хорошее... (педагог переворачивает листки и зачитывает вслух все хорошее, что ребята написали друг о друге, без указания шифра.)
Подводя итог нашей игре, можно сказать, что важно уметь по-товарищески, уважительно относиться друг к другу. Полезно видеть плохое в себе и хорошее в товарищах, а не наоборот.
Инсценировка басни И. А. Крылова «Пустынник и Медведь» и последующее её обсуждение.
Беседа:
- Хотел ли Медведь помочь?
- Что сделал Медведь на самом деле вместо помощи?
- Почему автор басни написал: «Услужливый дурак опаснее врага»?
Педагог: Из всего вами сказанного можно сделать вывод:недостаточно хотеть помочь, нужно помогать обдуманно, разумно, иначе не поможешь, а навредишь.
- А что же нужно сделать, чтобы помощь была настоящей, умной?
- Давайте разберем такой пример: ваш товарищ сидит грустный. Как ему помочь? Подойти и рассказать анекдот? А если у него настоящее горе? Тогда вы не насмешите, а сделаете еще хуже своим непониманием. Грустным можно быть по разным причинам. Что же делать? Вы должны, прежде всего, узнать, что с человеком. Ну а что делать дальше?
Первые пришедшие в голову слова или поступки не всегда могут по-настоящему помочь, сделать лучше другому. Недостаточно выяснить, что с человеком, надо глубоко посочувствовать ему, то есть поставить себя на его место, почувствовать то же, что чувствует он, затем хорошенько подумать, что поможет человеку в этой ситуации, при таком состоянии.
Давайте посмотрим, как вы поступите в такой ситуации: представьте, что одноклассник потерял в школьной раздевалке свою одежду; Мне нужен человек, который будет играть эту роль. А все остальные станут его утешать и поддерживать.
Идет разыгрывание ситуации.
Подведение итогов.
Педагог:Как же правильно, разумно помочь другому человеку? Человек должен стремиться стать добрым, отзывчивым, вежливым. Этому нужно учиться. Не забывайте, что ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда.
Вежливость, честность, доброта радуют людей, делают стойкими и жизнерадостными.