12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Велижский Дом детского творчества








Конспект занятия творческого объединения «Криничка»

«Знакомый незнакомец»

введение в тему "Гончарное дело"





















Выполнила:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования



Велиж

2019



Пояснительная записка:

Тема: «Знакомый незнакомец». Введение в тему "Гончарное дело"

Предмет: занятие творческого объединения по лепке из глины.

Цель: Вызвать интерес к работе на гончарном круге.

Задачи:

Обучающие: Активизировать и пополнить знания учащихся о русской керамике, народных промыслах и мастерах. Дать представление о работе мастера – гончара. Познакомить с работой на гончарном станке.

Развивающие: развивать способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения.

Воспитательные: работать в команде (взаимопомощь, взаимоконтроль). Привить интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: Занятие проводится в форме линейного квеста, в котором игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующему заданию.

Тип квеста: кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно занятие).

Планируемый результат:

личностные умения:

положительное отношение к работе с глиной;

первичное представление об истории развития глиняного промысла на смоленщине;

познавательные:

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

регулятивные:

соблюдение правил техники безопасности при работе на гончарном круге;

коммуникативные:

включаться в диалог с педагогом и сверстниками;

Оборудование:

Гончарный станок, глина, вода, инструменты, наглядные пособия, карточки с заданиями, презентация Microsoft Office Power Point.




Аудитория: обучающиеся 3 года обучения по программе «У истоков мастерства»

Место проведения: кабинет творческого объединения.

В основу активизации познавательной деятельности на занятии положены:

принцип проблемности (предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение обучающихся в совместный анализ и поиск решений)

принцип игровой деятельности (используется игровая деятельность)

принцип совместной коллективной деятельности (проведение небольших дискуссий при анализе и решении проблемных ситуаций позволяет создать активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу)

Ход занятия

- Добрый день! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Я принесла вам из нашего Велижского края приветы от мастера народного, мастера русского, да вот забыла от кого. С памятью моей что-то стало: видно устала. Вот память и ослабела. Как же его зовут?.. Ребята, может быть, вы сами мне поможете вспомнить его имя – вот у меня и визитные карточки его есть.

Слайд 2

Обучающиеся составляют из букв слово (гончар)

Слайд 3


Руководитель: Да, я захватила с собой его портрет. Поглядите…

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию  спроси!
Есть в каждом классе Гончаров,
Кто прадед Гончарова?
Он был из рода гончаров
Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
Её  упорно обжигал,
В гончарне горбил спину.

Руководитель: Наш добрый старый знакомый Гончар Велижский прислал вам загадку. Да я все карточки растеряла. И, чтобы их найти, надо выполнить задания. Ваша задача последовательно выполнить поставленные задания; в процессе работы собрать пазл, в котором спрятана иллюстрация, имеющая отношение к вашей будущей профессии. Фрагменты пазла группы будут получать по результатам выполненных работ.

1 задание: Отгадайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску, или вазу,

Она понадобиться сразу.

Ответы детей.

Руководитель: А где у нас в кабинете хранится глина?

Обучающиеся подходят к емкости с глиной и находят 1 карточку: «Был я на копанце», которую прикрепляют к доске.

Слайд 4

Руководитель: Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место, которое называли «копанец».

2 задание: Там же лежит конверт со следующим заданием: (под салфетками лежат комки сухой глины и глиняное тесто) на ощупь определить, какая глина подходит для изготовления посуды.

Находят карточку: “Был я на топанце”

Слайд 5

Руководитель: Глину подготавливали к работе. Ее месили с водой, она вымешивалась, вылеживалась. Затем топтали глину ножками, причем вся семья помогала. Месили глину на улице в специально отведенном месте. Это место называли «топанец».

3 задание: Чтобы найти следующую карточку, надо разгадать шифровку» «Гhgsоwvнjgчhаgfрcнytыйd qкgkрiyzуtrwqг@» Около гончарного круга лежит следующая карточка: “Был я на кружале», которую также прикрепляют к доске.

Руководитель садится за гончарный круг. Включает станок.

-Ручки мои умелые, ручки мои золотые, попробуйте вспомнить. Закрутилось кружало – крутись, крутись.… Издревле на Руси мастерство это в ходу было.

Руководитель начинает делать горшок.

Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом.

Слайд 6

Руководитель: (заканчивает изготовление горшка, показывает его детям)

Но вот и получился мой дружок. Поглядите ребята, какой он ладный да красивый. Что же это? Под гончарным кругом лежит следующая карточка с заданием.

4 задание: Руководитель: Гончар вкладывал много сил и душу в свои изделия. Они для него как живые. Об этом говорят название частей кувшина: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. Давайте найдем, есть ли у него эти детали?..

Дети берут на столе карточки с названием деталей горшка и определяют детали горшка.

( “устье”, “губы”, “шейка”, “горлышко”, “плечики”, “тулово”, “дно, основание”).

Слайд 7

5 задание: Руководитель: Вот, он красавец мой – Горшок Иванович Велижский. А, чтобы найти следующую карточку, надо решить кроссворд.

1. Название краски из разноцветной глины (ангоб)

2. Предмет из глины, который вешают на шнурки и носят на шеи и руке от сглаза (оберег)

3. Деревянная палочка для озвучивания свистульки (пичужка)

4.Жидко разведенная глина для смазывания места соединения деталей глиняного изделия (шликер)

5.Название стариной печи для обжига (горн)

Какое слово вы прочитали в выделенных клеточках? (обжиг). А где современные мастера обжигают изделия?

Под муфельной печкой находят следующую карточку “Был я на пожаре”, прикрепляют к доске.

Глиняная посуда - является самым древним видом посуды и была единственной долгое время. Сначала люди использовали необожженные посуду, а затем была изобретена керамика – глина, обожженная в огне.

Слайд 8

6 задание: “Был я на обваре”.

Глина после первого утильного обжига остается пористой, то есть, впитывает в себя воду и микро-частички пищи. Для того чтобы сделать керамические изделия пригодными для хранения и употребления пищи и напитков,  гончары во всем мире шли на разные хитрости — они варили посуду в квасе, в смеси из воды и ржаной муки и даже в молоке. После того, как вся керамика проходила процедуру «купания», на поверхности глиного изделия образовывалась жирная пленка. Уже в процессе последующего обжига этот жирный налет становился красивым и практичным покрытием для глиняных вещей. Этот процесс назывался «обвар»

Слайд 9

7 задание: Руководитель: Чтобы следующую карточку получить, надо пословицы восстановить

1. Не спеши языком -
2. Сам пропадай -
3. С кем поведёшься -
4. Труд человека кормит -
5. Глаза страшатся -
6. Ученье - свет -
7. По одежке встречают -
8. Грамоте учиться -

Получают карточку: “Когда молод был – людей кормил»

Экскурсия в «Уголок старины» Дома детского творчества:

Руководитель: Я приглашаю вас в уголок старины. Посмотрите на полки, эту посуду вылепили из глины велижские мастера. Велижская земля богата залежами глины, издавна здесь трудились гончарные мастеровые, которые изготовляли различную посуду. В нашем музее собраны её различные образцы. Наша Велижская земля богата всеми видами глины: красными, белыми, розовыми, серыми…Велижские мастера-умельцы из местной глины изготавливали преимущественно посуду: всевозможные кувшины, квасники, миски и др.

Руководитель демонстрирует изображения различных видов керамических изделий велижских гончаров

К кухонной посуде относились: корчага - большой кувшин с узким горлышком (в нем хранили сыпучие продукты), горшок (в нем варили кашу и щи), горлач (для разлива молока), ладка - широкая глубокая тарелка (для жарки).

Среди горшков встречаются такие, у которых вылеплены ушки с дырочками, которые предназначены для продергивания веревки и подвешивания сосуда, чтобы обезопасить его содержимое от мышей и кошек. Маленькие горшочки, сдвоенные и строенные, брались на покос и жатву. Объединяла горшочки одна ручка по центру. Назывались они двоешки и троешки. Горшочки выполнялись на гончарном круге, а ручки делались от руки.

Следующее задание спрятано под какой то посудой, а чтобы её найти, надо разгадать загадки
1. Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …(миска)

2.Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко

Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в …(кувшине)

3.В земле родился, В огне закалился, В печке сгодился (горшок)

4. Там хранится молоко

И не киснет там оно (крынка, кринка)

5. Был ребенок — не знал пеленок,

Стал стар— пеленаться стал (оплетенная глиняная посуда)

Находят под горшком следующий листок: « А стар стал – пеленаться стал”.

Руководитель: В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”. В велижском районе такую посуду называли «молостов» (показывает образец)

В перерыве между занятиями организуется народная игра «Горшок».

Дети - «горшки» - сидят по кругу, на корточках:

«Мой горшок такой блестящий, он из глины настоящей!

Налетай! Покупай! Убегает! Догоняй!»

«Покупатель», останавливается у одного «горшка». Они становятся друг к другу спиной и обегают круг, при этом «покупатель» старается занять место «горшка».

Занятие 2.

Слайд 11

Руководитель: Посмотрите внимательно на доску, прочитайте загадку. Вот мы и узнали, с кем хотел познакомить нас Гончар Велижский.

В разных регионах нашей страны мастера используют гончарный круг. А сегодня и мы с вами станем мастерами – гончарами. Садитесь поудобнее! Кружись, кружало.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе на гончарном круге.

Руководитель вместе с детьми работает на гончарном круге индивидуально, остальные дети расписывают посуду, вылепленную на предыдущих занятиях с помощью жгутов.

Слайд 12


-Молодцы, ребята, ловко у вас получается. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы сегодня станете.

Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство. Посмотрите дома, нет ли у вас родственников Горшка Ивановича. Как узнать их - вы теперь знаете, да и кто есть, кто с виду определите.

Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. До свидания, ребята, успехов вам!



















Литература

Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. “Материаловедение и технология производства художественно-керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1979г.

Акунова Л.Ф. Крапивин В.П. “Технология производства и декорирования художественных керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1984г.

Под редакцией Барадулина В.А. “Основы художественного ремесла в 2-х частях”, часть 2, Пособие, М., “Просвещение”, 1987г.

Поверин А.В. “Гончарное дело”, М., 2001г.

Федотов Г.Я. “Послушная глина: основы художественного ремесла”, М., “АСТ-пресс”, 1997г.

Журнал “Народное творчество” № 5 1996г., “Тайны гончарного мастерства”, А. Поверин.

Журнал “Народное творчество” №6 1999г., “На круги своя” А. Поверин.





























Фотоматериалы

t1585210901aa.jpg

t1585210901ab.jpg

t1585210901ac.jpg


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Максакова Наталья Михайловна, 26.03.20 в 13:30 0Ответить Пожаловаться
Лариса Евгеньевна, интересное занятие, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.