12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
3

Конспект занятия: Введение в тему «Гончарное дело»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Велижский Дом детского творчества

Конспект занятия творческого объединения «Криничка»

«Знакомый незнакомец»

введение в тему "Гончарное дело"


                                                                                               Выполнила:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Велиж

2018


Презентация "Знакомый незнакомец"
PPT / 14.23 Мб

 

 

 

фрагмент занятия

 

Цель занятия: Вызвать интерес к работе на гончарном круге.

Задачи:

Обучающие: Активизировать и пополнить знания учащихся о русской керамике, народных промыслах и мастерах. Дать представление о работе мастера – гончара. Познакомить с работой на гончарном станке.

Развивающие: в процессе работы на гончарном круге развивать глазомер, координацию движений.

Воспитательные: привить интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитать чувство гордости за народных мастеров – умельцев.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: игровое.

Планируемый результат:

личностные умения:

положительное отношение к работе с глиной;

первичное представление об истории развития глиняного промысла на смоленщине;

познавательные:

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

регулятивные:

соблюдение правил техники безопасности при работе на гончарном круге;

коммуникативные:

включаться в диалог с педагогом и сверстниками;

Оборудование:

Гончарный станок, глина, вода, инструменты, наглядные пособия, карточки с заданиями, презентация Microsoft Office Power Point.

 

Ход занятия

- Добрый день ребята и гости приглашенные! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Я принесла вам из нашего Велижского края приветы от мастера народного, мастера русского, да вот забыла от кого. С памятью моей что-то стало: видно устала. Вот память и ослабела. Как же его зовут?.. Ребята, может быть, вы сами мне поможете вспомнить его имя – вот у меня и визитные карточки его есть.

Слайд 2

Обучающиеся составляют из букв слово (гончар)

Слайд 3.

Руководитель: Да, я захватила с собой его портрет. Поглядите…

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию  спроси!
Есть в каждом классе Гончаров,
Кто прадед Гончарова?
Он был из рода гончаров
Отец отца отцова.

 У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
Её  упорно обжигал,
В гончарне горбил спину.

Руководитель декламирует загадку, сопровождая каждую строчку показам слайдов 4-10:

Был я на копанце,
Был я на топанце,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Был я на обваре,
Когда молод был, людей кормил,
Когда стар стал, пеленаться стал.

Руководитель садится за гончарный круг. Включает станок.

-Ручки мои умелые, ручки мои золотые, попробуйте вспомнить. Закрутилось кружало – крутись, крутись…

Издревле на Руси мастерство это в ходу было.

- Ваня, прочитай первую строчку своей визиточки.

Обучающийся читает первую строчку загадки: “Был я на копанце”.

“Был я на копанце” – копали глину, делали ее податливой и гладкой, к работе готовой.

Руководитель делает комок, показывает детям.

Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место. Потрогайте, ребята, попробуйте (заготовка).

-Прочитай, Ваня, вторую строчку.

Обучающийся читает: “Был я на топанце”.

“Был я на топанце” – глину подготавливали к работе.

Руководитель мнет глину, сбивает в комок.

Ее месили с водой, она вымешивалась, вылеживалась. Затем топтали глину ножками, причем вся семья помогала. (Подготовка)

-Прочитаем третью строчку.

“Был я на кружале”.

Руководитель начинает делать горшок.

Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом.

-Читайте дальше.

“Был я на обваре”.

Руководитель рассказывает о декорировании керамических изделий.

Ученик читает: “Был я на пожаре”.

Руководитель рассказывает об обжиге керамических изделий.

Ученик читает последнюю строчку: “Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал”.

В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”. В велижском районе такую посуду называли «молостов»

Руководитель заканчивает изготовление горшка, показывает его детям.

Но вот и получился мой дружок. Поглядите ребята, какой он ладный да красивый. Кто же это?

Дети: Горшок

Руководитель: А он ли это? Давайте посмотрим, есть ли у него шейка, горлышко, плечики?..

Дети берут на столе карточки с названием деталей горшка и показывают детали горшка.

( “устье”, “губы”, “шейка”, “горлышко”, “плечики”, “тулово”, “дно, основание”).

Слайд11

-Он, он красавец мой – Горшок Иванович Велижский. Самая частая находка на велижской земле во время полевых и строительных работ - это черепки разбитых глиняных сосудов. Самые первые сосуды изготавливали с помощью ручной формовки из пласта глины или ленточным способом из различных по размеру жгутов, начиная примерно с середины X века, изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Позже появился ножной гончарный круг. Ну а современные мастера пользуются гончарным электрическим кругом.

Слайд 12

Наша Велижская земля богата всеми видами глины: красными, белыми, розовыми, серыми…Велижские мастера-умельцы из местной глины изготавливали преимущественно посуду: всевозможные кувшины, квасники, миски и др. Применение глины для бытовых нужд было известно на Смоленщине давно. Сосуды сделаны на гончарном круге. У горшков максимально расширено тулово. Край венчика округлый, подчеркнутый ложбинками с обеих сторон.

Слайд 13

Среди горшков встречаются такие, у которых вылеплены ушки с дырочками, они предназначены для продергивания веревки и подвешивания сосуда, чтобы обезопасить его содержимое от мышей и кошек. Молоко хранилось в крынках, которые назывались горлачами, они встречались и с ручками.

Маленькие горшочки, сдвоенные и строенные, брались на покос и жатву. Объединяла горшочки одна ручка по центру. Горшочки выполнялись на гончарном круге, а ручки делались от руки.

При всей простоте велижских глиняных сосудов в них присутствуют изящество, даже утонченность, объем посуды подчеркнут.

Горлачи с высокой вытянутой шейкой и почти круглым туловом напоминают античные сосуды.

Руководитель демонстрирует изображения различных видов керамических изделий смоленских гончаров, просит детей найти общее в них.

Обобщение: все эти изделия сделаны из глины, предназначены для человеческого быта, изготовлены на гончарном круге.

Руководитель: В разных регионах нашей страны мастера используют гончарный круг. А сегодня и мы с вами станем мастерами – гончарами. Садитесь поудобнее! Кружись, кружало.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе на гончарном круге.

Руководитель вместе с детьми работает на гончарном круге индивидуально, остальные дети расписывают посуду, вылепленную на предыдущих занятиях.

-Молодцы, ребята, ловко у вас получается. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы сегодня станете.

Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство. Посмотрите дома, нет ли у вас родственников Горшка Ивановича. Как узнать их - вы теперь знаете, да и кто есть кто с виду определите.

Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. До свидания, ребята, успехов вам!

Литература

Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. “Материаловедение и технология производства художественно-керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1979г.

Акунова Л.Ф. Крапивин В.П. “Технология производства и декорирования художественных керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1984г.

Под редакцией Барадулина В.А. “Основы художественного ремесла в 2-х частях”, часть 2, Пособие, М., “Просвещение”, 1987г.

Поверин А.В. “Гончарное дело”, М., 2001г.

Федотов Г.Я. “Послушная глина: основы художественного ремесла”, М., “АСТ-пресс”, 1997г.

Журнал “Народное творчество” № 5 1996г., “Тайны гончарного мастерства”, А. Поверин.

Журнал “Народное творчество” №6 1999г., “На круги своя” А. Поверин.



 

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (1)

Любовь, 17.01.19 в 17:48 0Ответить Пожаловаться
Лариса Евгеньевна, какой Вы творческий человек!!!! По доброму ЗАВИДУЮ!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.