Конспект занятия «Введение в тему "Гончарное дело"» (3–4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Велижский Дом детского творчества
Конспект занятия творческого объединения «Криничка»
«Знакомый незнакомец»
введение в тему "Гончарное дело"
Выполнила:
Улитина Лариса Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Велиж
2018
Презентация "Знакомый незнакомец"
PPT / 14.23 Мб
Цель занятия: Вызвать интерес к работе на гончарном круге.
Задачи:
Обучающие: Активизировать и пополнить знания учащихся о русской керамике, народных промыслах и мастерах. Дать представление о работе мастера – гончара. Познакомить с работой на гончарном станке.
Развивающие: в процессе работы на гончарном круге развивать глазомер, координацию движений.
Воспитательные: привить интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитать чувство гордости за народных мастеров – умельцев.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Форма занятия: игровое.
Планируемый результат:
личностные умения:
положительное отношение к работе с глиной;
первичное представление об истории развития глиняного промысла на смоленщине;
познавательные:
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
регулятивные:
соблюдение правил техники безопасности при работе на гончарном круге;
коммуникативные:
включаться в диалог с педагогом и сверстниками;
Оборудование:
Гончарный станок, глина, вода, инструменты, наглядные пособия, карточки с заданиями, презентация Microsoft Office Power Point.
Ход занятия
- Добрый день ребята и гости приглашенные! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Я принесла вам из нашего Велижского края приветы от мастера народного, мастера русского, да вот забыла от кого. С памятью моей что-то стало: видно устала. Вот память и ослабела. Как же его зовут?.. Ребята, может быть, вы сами мне поможете вспомнить его имя – вот у меня и визитные карточки его есть.
Слайд 2
Обучающиеся составляют из букв слово (гончар)
Слайд 3.
Руководитель: Да, я захватила с собой его портрет. Поглядите…
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Гончаров,
Кто прадед Гончарова?
Он был из рода гончаров
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
Её упорно обжигал,
В гончарне горбил спину.
Руководитель декламирует загадку, сопровождая каждую строчку показам слайдов 4-10:
Был я на копанце,
Был я на топанце,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Был я на обваре,
Когда молод был, людей кормил,
Когда стар стал, пеленаться стал.
Руководитель садится за гончарный круг. Включает станок.
-Ручки мои умелые, ручки мои золотые, попробуйте вспомнить. Закрутилось кружало – крутись, крутись…
Издревле на Руси мастерство это в ходу было.
- Ваня, прочитай первую строчку своей визиточки.
Обучающийся читает первую строчку загадки: “Был я на копанце”.
“Был я на копанце” – копали глину, делали ее податливой и гладкой, к работе готовой.
Руководитель делает комок, показывает детям.
Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место. Потрогайте, ребята, попробуйте (заготовка).
-Прочитай, Ваня, вторую строчку.
Обучающийся читает: “Был я на топанце”.
“Был я на топанце” – глину подготавливали к работе.
Руководитель мнет глину, сбивает в комок.
Ее месили с водой, она вымешивалась, вылеживалась. Затем топтали глину ножками, причем вся семья помогала. (Подготовка)
-Прочитаем третью строчку.
“Был я на кружале”.
Руководитель начинает делать горшок.
Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом.
-Читайте дальше.
“Был я на обваре”.
Руководитель рассказывает о декорировании керамических изделий.
Ученик читает: “Был я на пожаре”.
Руководитель рассказывает об обжиге керамических изделий.
Ученик читает последнюю строчку: “Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал”.
В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”. В велижском районе такую посуду называли «молостов»
Руководитель заканчивает изготовление горшка, показывает его детям.
Но вот и получился мой дружок. Поглядите ребята, какой он ладный да красивый. Кто же это?
Дети: Горшок
Руководитель: А он ли это? Давайте посмотрим, есть ли у него шейка, горлышко, плечики?..
Дети берут на столе карточки с названием деталей горшка и показывают детали горшка.
( “устье”, “губы”, “шейка”, “горлышко”, “плечики”, “тулово”, “дно, основание”).
Слайд11
-Он, он красавец мой – Горшок Иванович Велижский. Самая частая находка на велижской земле во время полевых и строительных работ - это черепки разбитых глиняных сосудов. Самые первые сосуды изготавливали с помощью ручной формовки из пласта глины или ленточным способом из различных по размеру жгутов, начиная примерно с середины X века, изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Позже появился ножной гончарный круг. Ну а современные мастера пользуются гончарным электрическим кругом.
Слайд 12
Наша Велижская земля богата всеми видами глины: красными, белыми, розовыми, серыми…Велижские мастера-умельцы из местной глины изготавливали преимущественно посуду: всевозможные кувшины, квасники, миски и др. Применение глины для бытовых нужд было известно на Смоленщине давно. Сосуды сделаны на гончарном круге. У горшков максимально расширено тулово. Край венчика округлый, подчеркнутый ложбинками с обеих сторон.
Слайд 13
Среди горшков встречаются такие, у которых вылеплены ушки с дырочками, они предназначены для продергивания веревки и подвешивания сосуда, чтобы обезопасить его содержимое от мышей и кошек. Молоко хранилось в крынках, которые назывались горлачами, они встречались и с ручками.
Маленькие горшочки, сдвоенные и строенные, брались на покос и жатву. Объединяла горшочки одна ручка по центру. Горшочки выполнялись на гончарном круге, а ручки делались от руки.
При всей простоте велижских глиняных сосудов в них присутствуют изящество, даже утонченность, объем посуды подчеркнут.
Горлачи с высокой вытянутой шейкой и почти круглым туловом напоминают античные сосуды.
Руководитель демонстрирует изображения различных видов керамических изделий смоленских гончаров, просит детей найти общее в них.
Обобщение: все эти изделия сделаны из глины, предназначены для человеческого быта, изготовлены на гончарном круге.
Руководитель: В разных регионах нашей страны мастера используют гончарный круг. А сегодня и мы с вами станем мастерами – гончарами. Садитесь поудобнее! Кружись, кружало.
Знакомство с правилами техники безопасности при работе на гончарном круге.
Руководитель вместе с детьми работает на гончарном круге индивидуально, остальные дети расписывают посуду, вылепленную на предыдущих занятиях.
-Молодцы, ребята, ловко у вас получается. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы сегодня станете.
Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство. Посмотрите дома, нет ли у вас родственников Горшка Ивановича. Как узнать их - вы теперь знаете, да и кто есть кто с виду определите.
Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. До свидания, ребята, успехов вам!
Литература
Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. “Материаловедение и технология производства художественно-керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1979г.
Акунова Л.Ф. Крапивин В.П. “Технология производства и декорирования художественных керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1984г.
Под редакцией Барадулина В.А. “Основы художественного ремесла в 2-х частях”, часть 2, Пособие, М., “Просвещение”, 1987г.
Поверин А.В. “Гончарное дело”, М., 2001г.
Федотов Г.Я. “Послушная глина: основы художественного ремесла”, М., “АСТ-пресс”, 1997г.
Журнал “Народное творчество” № 5 1996г., “Тайны гончарного мастерства”, А. Поверин.
Журнал “Народное творчество” №6 1999г., “На круги своя” А. Поверин.
Любовь