Конспект занятия «Введение в тему "Гончарное дело"» (3–4 класс)

3
1
Материал опубликован 17 January 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Велижский Дом детского творчества

Конспект занятия творческого объединения «Криничка»

«Знакомый незнакомец»

введение в тему "Гончарное дело"


                                                                                               Выполнила:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Велиж

2018


Презентация "Знакомый незнакомец"
PPT / 14.23 Мб

 

 

 

фрагмент занятия

 

Цель занятия: Вызвать интерес к работе на гончарном круге.

Задачи:

Обучающие: Активизировать и пополнить знания учащихся о русской керамике, народных промыслах и мастерах. Дать представление о работе мастера – гончара. Познакомить с работой на гончарном станке.

Развивающие: в процессе работы на гончарном круге развивать глазомер, координацию движений.

Воспитательные: привить интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитать чувство гордости за народных мастеров – умельцев.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: игровое.

Планируемый результат:

личностные умения:

положительное отношение к работе с глиной;

первичное представление об истории развития глиняного промысла на смоленщине;

познавательные:

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

регулятивные:

соблюдение правил техники безопасности при работе на гончарном круге;

коммуникативные:

включаться в диалог с педагогом и сверстниками;

Оборудование:

Гончарный станок, глина, вода, инструменты, наглядные пособия, карточки с заданиями, презентация Microsoft Office Power Point.

 

Ход занятия

- Добрый день ребята и гости приглашенные! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Я принесла вам из нашего Велижского края приветы от мастера народного, мастера русского, да вот забыла от кого. С памятью моей что-то стало: видно устала. Вот память и ослабела. Как же его зовут?.. Ребята, может быть, вы сами мне поможете вспомнить его имя – вот у меня и визитные карточки его есть.

Слайд 2

Обучающиеся составляют из букв слово (гончар)

Слайд 3.

Руководитель: Да, я захватила с собой его портрет. Поглядите…

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию  спроси!
Есть в каждом классе Гончаров,
Кто прадед Гончарова?
Он был из рода гончаров
Отец отца отцова.

 У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
Её  упорно обжигал,
В гончарне горбил спину.

Руководитель декламирует загадку, сопровождая каждую строчку показам слайдов 4-10:

Был я на копанце,
Был я на топанце,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Был я на обваре,
Когда молод был, людей кормил,
Когда стар стал, пеленаться стал.

Руководитель садится за гончарный круг. Включает станок.

-Ручки мои умелые, ручки мои золотые, попробуйте вспомнить. Закрутилось кружало – крутись, крутись…

Издревле на Руси мастерство это в ходу было.

- Ваня, прочитай первую строчку своей визиточки.

Обучающийся читает первую строчку загадки: “Был я на копанце”.

“Был я на копанце” – копали глину, делали ее податливой и гладкой, к работе готовой.

Руководитель делает комок, показывает детям.

Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место. Потрогайте, ребята, попробуйте (заготовка).

-Прочитай, Ваня, вторую строчку.

Обучающийся читает: “Был я на топанце”.

“Был я на топанце” – глину подготавливали к работе.

Руководитель мнет глину, сбивает в комок.

Ее месили с водой, она вымешивалась, вылеживалась. Затем топтали глину ножками, причем вся семья помогала. (Подготовка)

-Прочитаем третью строчку.

“Был я на кружале”.

Руководитель начинает делать горшок.

Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом.

-Читайте дальше.

“Был я на обваре”.

Руководитель рассказывает о декорировании керамических изделий.

Ученик читает: “Был я на пожаре”.

Руководитель рассказывает об обжиге керамических изделий.

Ученик читает последнюю строчку: “Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал”.

В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”. В велижском районе такую посуду называли «молостов»

Руководитель заканчивает изготовление горшка, показывает его детям.

Но вот и получился мой дружок. Поглядите ребята, какой он ладный да красивый. Кто же это?

Дети: Горшок

Руководитель: А он ли это? Давайте посмотрим, есть ли у него шейка, горлышко, плечики?..

Дети берут на столе карточки с названием деталей горшка и показывают детали горшка.

( “устье”, “губы”, “шейка”, “горлышко”, “плечики”, “тулово”, “дно, основание”).

Слайд11

-Он, он красавец мой – Горшок Иванович Велижский. Самая частая находка на велижской земле во время полевых и строительных работ - это черепки разбитых глиняных сосудов. Самые первые сосуды изготавливали с помощью ручной формовки из пласта глины или ленточным способом из различных по размеру жгутов, начиная примерно с середины X века, изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Позже появился ножной гончарный круг. Ну а современные мастера пользуются гончарным электрическим кругом.

Слайд 12

Наша Велижская земля богата всеми видами глины: красными, белыми, розовыми, серыми…Велижские мастера-умельцы из местной глины изготавливали преимущественно посуду: всевозможные кувшины, квасники, миски и др. Применение глины для бытовых нужд было известно на Смоленщине давно. Сосуды сделаны на гончарном круге. У горшков максимально расширено тулово. Край венчика округлый, подчеркнутый ложбинками с обеих сторон.

Слайд 13

Среди горшков встречаются такие, у которых вылеплены ушки с дырочками, они предназначены для продергивания веревки и подвешивания сосуда, чтобы обезопасить его содержимое от мышей и кошек. Молоко хранилось в крынках, которые назывались горлачами, они встречались и с ручками.

Маленькие горшочки, сдвоенные и строенные, брались на покос и жатву. Объединяла горшочки одна ручка по центру. Горшочки выполнялись на гончарном круге, а ручки делались от руки.

При всей простоте велижских глиняных сосудов в них присутствуют изящество, даже утонченность, объем посуды подчеркнут.

Горлачи с высокой вытянутой шейкой и почти круглым туловом напоминают античные сосуды.

Руководитель демонстрирует изображения различных видов керамических изделий смоленских гончаров, просит детей найти общее в них.

Обобщение: все эти изделия сделаны из глины, предназначены для человеческого быта, изготовлены на гончарном круге.

Руководитель: В разных регионах нашей страны мастера используют гончарный круг. А сегодня и мы с вами станем мастерами – гончарами. Садитесь поудобнее! Кружись, кружало.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе на гончарном круге.

Руководитель вместе с детьми работает на гончарном круге индивидуально, остальные дети расписывают посуду, вылепленную на предыдущих занятиях.

-Молодцы, ребята, ловко у вас получается. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы сегодня станете.

Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство. Посмотрите дома, нет ли у вас родственников Горшка Ивановича. Как узнать их - вы теперь знаете, да и кто есть кто с виду определите.

Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. До свидания, ребята, успехов вам!

Литература

Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. “Материаловедение и технология производства художественно-керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1979г.

Акунова Л.Ф. Крапивин В.П. “Технология производства и декорирования художественных керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1984г.

Под редакцией Барадулина В.А. “Основы художественного ремесла в 2-х частях”, часть 2, Пособие, М., “Просвещение”, 1987г.

Поверин А.В. “Гончарное дело”, М., 2001г.

Федотов Г.Я. “Послушная глина: основы художественного ремесла”, М., “АСТ-пресс”, 1997г.

Журнал “Народное творчество” № 5 1996г., “Тайны гончарного мастерства”, А. Поверин.

Журнал “Народное творчество” №6 1999г., “На круги своя” А. Поверин.



 

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Смоленск, Велижский Дом детского творчества «Знакомый незнакомец» введение в тему "Гончарное дело" Выполнила: Улитина Лариса Евгеньевна, педагог дополнительного образования Велиж 2016

А, Ч, Г, Р, О, Н гончар

Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию  спроси! Есть в каждом классе Гончаров, Кто прадед Гончарова? Он был из рода гончаров Отец отца отцова.  У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину, Её  упорно обжигал, В гончарне горбил спину.

«Копанец» яма или карьер, где добывали глину

«Топанец» ровное место во дворе или избе, где глину топтали ногами

«Кружало» гончарный круг, где глина приобретала форму какой либо посудины

«Пожар» печь, где после обжига горшок становился твердый как камень

«Обвар» горшок отправляют в обвар для того, чтобы он не впитывал влагу Обвар состоял из воды и ржаной муки. Чем боль­ше в нем было муки, тем горшок был крепче

Когда молод был, то людей кормил

«Пеленать» обвивать старые треснувшие горшки узкими распаренными лентами бересты «Молостов» - старый горшок обвитый берестой

История гончарного круга

За синими озерами, Просторами сосновыми, За чашами еловыми, За белыми березами Лежит земля Смоленская, Печаль моя славянская, Краса и слава русская, Родимая земля… (Нина Яночкина)

Глиняная посуда смоленских гончаров Миска Квасник Горшок Крынка (горлач) Двоешки Кувшин Ладка (для жарки)

Спасибо Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Лариса Евгеньевна, какой Вы творческий человек!!!! По доброму ЗАВИДУЮ!!!!

17 January 2019