Урок русского языка «Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но»
Тема: Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.
Цель: Развитие умений конструировать и пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без помощи союзов, составлять схемы этих предложений, объяснять постановку знаков препинания.
Задачи:
Углублять знания учащихся об однородных членах предложения;
Формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений;
Создать условия для воспитания любви к Родине, бережного отношения к окружающей природе;
Совершенствовать навыки сотрудничества, формировать учебную самостоятельность;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: конспект, учебник «Русский язык» автор- составитель Р.Н. Бунеева, доска, компьютер, презентация.
Время: 40 минут.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I.Организационный момент. |
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок, время начинать урок. |
Личностные УУД: 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4. самооценка готовности к уроку; 5.высказывать свое мнение и при необходимости отстаивать. 6.положительное отношение к проделанной работе; Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Метапредметные УУД: 1.учебно-познавательный интерес, организация рабочего места. 2.умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. |
II. Прогнозирование темы урока. |
- Ребята, обратите внимание на доску и давайте вместе прочитаем эпиграф к уроку - слова замечательного русского писателя К.Паустовского. Эпиграф: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". К.Г.Паустовский.(слайд2) - Действительно, мы должны хорошо владеть русским языком, т.к. он для нас - родной язык. Поэтому мы и учимся на занятиях грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на поставленные вопросы, учимся думать, слышать и учителя и своих товарищей. - Зачитайте слова, которые характеризуют русский язык, какой он по словам К.Паустовского? Однородные члены предложения — это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении одну и ту же синтаксическую роль, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос. - Что интересного заметили с точки зрения построения предложения? (однородные члены) -Спрогнозируйте тему урока. - Вот вы и определили тему нашего урока. -Предположите, чем мы заниматься сегодня на уроке. |
|
ΙII. Актуализация знаний. |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1. Языковая разминка. Словарная работа. 1. – Спишите предложение, обозначьте орфограммы на месте пропуска букв. Наш кОлодец – это дом С озорным жИлЬцом-вЕдром. (Д. Кикин) (слайд3) – Какое слово в этой строчке имеет значение «задорный, нарушающий порядок, поведение»? (Озорной.) – С красной строки записываем это слово, обозначаем орфограмму. - Можно ли проверить это слово? (нет, это слово словарное) 2. – Замените словосочетания одним словом, запишите слова через: (у доски) а) ребёнок, который озорничает (озорник); (слайд4) б) заниматься озорством (озорничать). (слайд 5) – Какие слова вы записали? (Однокоренные.) 3. – Составьте предложение со словом озорной по схеме: [ – и – = ]. (слайд 6) (Например: Беззаботные стрекозы и озорные бабочки радуются летнему деньку.) 2. Устный опрос по теме. – Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С интонацией перечисления.) – Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются? (Союзами и без союзов.) – Когда ставится запятая между однородными членами? – Когда не ставится запятая между однородными членами? |
|
IV. Открытие новых знаний. |
Работа в учебнике. 1. Работа над правилом (стр. 52). а) – Прочитайте текст про себя. Текст, который вы прочитали, – это текст правило или определение? (Это пунктуационное правило, так как регулирует, в каких случаях ставится и не ставится запятая в предложениях с однородными членами.) – Из скольких частей состоит этот текст? (5.) – Чем отличается 1-я часть от всех остальных? (В 1-й части говорится о том, как могут соединяться однородные члены, а в остальных – о постановке или непостановке запятой между ними.) – В каких случаях между однородными членами всегда ставится запятая? (Без союзов, с союзами а, но.) – Какую новую для себя информацию вы выделили на прошлом уроке? (Запятая при повторяющемся союзе и.) – В какой части правила об этом говорится? (В последней.) – Какие из схем иллюстрируют эту часть правила? (3-я и 4-я во 2-м столбце в конце правила.) – Прочитайте ту часть правила, которой соответствуют схемы в первом столбце (1-я и 2-я) в конце правила. – Как можно назвать союз и в этих случаях? (Одиночный, неповторяющийся.) б) – Прочитайте предложения в упр. 57. Найдите в них однородные члены. – Прочитайте часть правила и соответствующий ей пример. – На все ли случаи постановки запятой есть примеры в этом упражнении? – Прочитайте в упр. 57 на с. 53 информацию в рамке. Какие ключевые слова здесь выделены? в) – Прочитайте внимательно вопросы после правила в рамке на с. 52. – Выберите для себя удобную форму записи плана: в виде вопросов или схем. Составьте этот план. Предложите его соседу по парте. Обсудите результаты. 2. – Составление алгоритма постановки запятых в предложении с однородными членами. а) – Просмотрите информацию после текста в рамке на с. 53. – Как называется такой порядок действий? (Алгоритм.) – Закончите предложения так, чтобы инструкцией можно было пользоваться при пунктуационном оформлении предложения. Составление алгоритма (Устно) 1 Нужно убедиться в том, что (в предложении есть однородные члены и обозначить их графически) 2 Посмотреть, как соединены (однородные члены- с помощью союзов или без помощи союзов) 3 Если (союзов нет, между однородными членами), то (надо ставить запятую). 4 Если (союзы есть, надо посмотреть, какие: а, но- ставим запятую; и- смотрим если одиночный - не ставим запятую или если повторяющийся ставим запятую 5 Проверить написанное. б) Сравнение алгоритма, самостоятельно составленного учениками, с алгоритмом в учебнике на с. 162. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. |
|
V. Развитие умений. |
Работа в учебнике. Задание № 56 ,на стр. 51 -Послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». -Обрати внимание на повторяющийся союз И при однородных членах. Попробуйте его убрать. Что изменилось? |
|
VI. Итог урока. Рефлексия. |
- Как найти в предложении однородные члены? (однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Выставление оценок. |
|
VII. Домашнее задание. |
Страница 54 упражнение 58. -Всем спасибо за урок! |