Урок русского языка в 4 классе «Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами»

2
0
Материал опубликован 24 September 2019 в группе



Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.


Цель: развивать умения находить однородные члены в предло­жениях, определять, как связаны однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложе­ниях с однородными членами, уметь составлять схемы к предложениям.

Формируемые УУД: п – ориентироваться в системе обозначений схем предложений, понимать информацию, представленную в виде схем, группировать предложения на основе существенных признаков; р осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, осуществлять само- и взаимоконтроль; л – проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной литературой, ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности на уроке.

Ход урока

I Организационный момент

С добрым утром.

Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

II Словарь орфоэпический:

Звонит, торты, каталог, туфля, банты.

Запишите слова, расставляя правильно ударение.

III. Актуализация знаний

Прочитайте:

Кукушка (ненецкая сказка) Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. — Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью: — Мама, мы тебе водички принесли. -Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся. Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелется.


    Как бы вы назвали данный текст?

    Определите главную мысль текста.

    Какая пословица подходит к данной сказке?

А) Всякой матери своё дитя мило.

Б) Родина мать – умей за неё постоять.

В) Самое ценное и дорогое на свете – это мать.

IV. Самоопределение к деятельности


Запишите предложения:

    Журавли кричат тревожно, тоскливо.

    Журавли кричат тревожно и тоскливо.

    Журавли кричат тревожно, а не тоскливо.


Какие члены предложения в стихотворении являются од­нородными? (Обстоятельства)

Как связаны однородные обстоятельства? (Интонацией и союзом и.)

Какие ещё союзы могут связывать однородные члены пред­ложения? (Союзы а, но.)

Рассмотрите схемы предложений. Объясните постановку запятых в каждом случае.

    о, о.

    о и о.

    о, а о.

Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения, поупражняться в по­становке запятых в предложениях с однородными членами.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 42 (с. 32).(Работа в парах. Разбор предложения и составления схем. Проверка. Одна пара выступает у доски, остальные дополняют и исправ­ляют.)



VI. Физкультминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. 
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. 
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут 
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. 
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! 
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)



VII. Закрепление изученного материала

Упр. 43(с. 32).

Прочитайте.

- О каком времени года говорится в стихах?

- Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении? Во 2 предложении?

Назовите однородные члены в каждом предложении.

Определите, каким членом предложения являются одно­родные члены. Докажите, что они являются однородными.

- Запишите понравившийся отрывок по памяти.

(Взаимопроверка, взаимооценка)

Работа в группе:

Придумайте предложения в порядке следования схем, рас­ставьте знаки препинания.

О, О и О. О, О, О. 0,а О.

Проверка.

IX. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

X. Подведение итогов урока

Как распознать в предложении однородные члены?

Когда между однородными членами ставится запятая, а ко­гда не ставится?

XI Домашнее задание

Упр. 46 (с. 31), либо карточку с заданиями на тему «Знаки препинания при однородных членах»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.