12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блохина Маргарита Владимировна104
2

Урок «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом с однородными членами и союзами и, а, но»

Технологическая карта урока русского языка в 4 «А» классе, учитель Блохина М. В.

Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом с однородными членами и союзами и, а, но.

Цели для ученика

1.Закрепить свои знания о простом и сложном предложениях.
2. Совершенствовать свою речевую деятельность.
3. Прививать внимание и уважение к русскому языку
4. Воспитывать в себе взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах.
5. Вырабатывать познавательные мотивы учения.
6. Развивать свое логическое мышление через операции анализа, синтеза, классификации.
7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа
.

Цели для учителя

Образовательные: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закрепление навыка синтаксического разбора предложения, развитие умения точно употреблять определения; расширить знания учащихся о простом и сложном предложениях. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие коммуникативных навыков; развитие умения анализировать, делать выводы; развитие логического мышления детей через операции анализа, синтеза, классификации ; развитие речи учащихся; расширение кругозора; развитие умения работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей; развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к своему языку; осознанию своей значимости в решении проблем нашей речи; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Тип урока

урок закрепления полученных знаний

Форма урока

урок – обобщение

Опорные понятия, термины

простое предложение, сложное предложение, схема, грамматическая основа

Методы и приемы Методика и эффективность использования на уроке ИКТ, наглядности

коллективный, индивидуальный, групповой метод

Формы контроля

устный опрос, наблюдение, групповой контроль

Домашнее задание

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствует учащихся. Задаёт вопросы.

Психологический настрой.

-Поприветствуйте гостей. Урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Помните, что мы одноклассники, а значит должны внимательно слушать друг друга, помогать друг другу.

Внимательно слушайте - и всё услышите!

Внимательно смотрите - и всё увидите"

Думайте - и всё обязательно получится!

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Ну что ж, в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения.

-Хочешь быть грамотным- учись думать, мыслить.

-Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

-А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение.

Приветствуют учителя

слайд №2

Высказывания учеников.

коллективный метод

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

а)Каллиграфические упражнения

Цель: Организовать актуализацию умений выбирать гласные и согласные, составление слогов

б)Организовать работу над словарными словами.

Цель: Организовать постановку учебной темы у побуждающего от проблемной ситуации диалога

Целеполагание. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Цель: Организовать формулировку темы, цели


 

Работа над темой урока.

Цель: Применение имеющихся знаний

Развитие умения извлекать информацию.

Проверка понимания

Физминутка.

Гимнастика для глаз.

Цель:

Развитие умения извлекать информацию.

Проверка понимания

Итог урока. Цель: умение применить полученные знания.

Рефлексия
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Самоконтроль и самооценка

Домашнее задание.

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

1.Запишите букву из слова пенал, которая обозначает: согласный, парный глухой и парный мягкий(П)

2. Запишите безударную гласную, проверяемую ударением из слова весна.(е)

3. Запишите букву из слова лопата, которая обозначает: согласный, непарый звонкий и непарный твердый.(Л)

4.Найдите в слове животное букву,которая обозначает всегда твердый звук.(Ж)

5.Из слова народ запишите букву из первого слога, которая обозначает согласный звук.(Н)

6.Запишите из слова ель букву, которая обозначает два звука. (Е)

-Что можно сделать с этими буквами?

-Давайте с вами вспомним словарные слова.
Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(ответ: береза)
2. Сколько ни ходи,
до конца не дойти
(ответ: дорога)
3. По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …
(Ответ: Кровать)
4. Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет.
Ответ: Зеркало
5. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
Ответ: Помидор
 

Чтобы получить ключевое слово вернемся к первой строке минутки чистописания и попробуйте взять буквы и вставить их в кроссворд, чтобы получилось слово.

Какое ключевое слово у нас получилось?

п
б е р ё з а
е
д о р о г а
л
к р о в а т ь
ж
з е р к а л о
н
п о м и д о р
е
- Что такое предложение?

- На какие группы делятся предложения?

-Попробуем восстановить опорную схему (на Интерактивной Доске части схемы)

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

-Сможете ли вы сформулировать тему нашего урока?

- Чем отличается сложное предложение от простого?

Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё.

- У каждой группы на столе есть алгоритм (приложение 1) постановки запятых в предложениях. Используйте его.

1 группа

Исследовать текст. Расставить знаки препинания. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику простому предложению.

Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Пёстрый ковёр шуршал под ногами. Кругом разносился шелест осенних листьев.
2 группа:

Исследовать текст. Расставить знаки препинания. Найти и выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику сложному предложению.

В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо.

3 группа:
Исследовать текст. Расставить знаки препинания. Найти и выписать сложное и простое предложения. Выделить грамматическую основу. Построить схемы. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого.

Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко.

Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.
4группа

Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать сначала простые, а затем сложные предложения, расставить знаки препинания, выделить грамматическую основу. Построить схемы сложных предложений.

Наступила осень, лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится.

Слайд на презентации.

Организует выполнение гимнастики для глаз

Самостоятельная работа.

Возьмите цветные листочки.

На них написаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения и запишите в тетради. Поставьте запятую и запишите. Выделите грамматическую основу. (приложение 2)

 

Черная туча закрыла небо.

Проливной дождь застучал в окно.

Наступила осень.

Перелетные птицы стали собираться в стаи.

Холодное небо часто хмурится.

По утрам бывают легкие заморозки.

В осенние дни готовились к отлёту журавли

-Проверим. Поднимите +, у кого без ошибок. Рядом поставьте линеечку.

-Какое предложение осталось без пары?

-Какое это предложение? Докажите.

Выполнение теста (у детей карточки +, -)

Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -.

1.Простое и сложное предложение одинаковые-

2.В предложении может быть один главный член предложения+

3.Простое предложение имеет две грамматические основы-

4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+

5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+

-Так, чем отличается сложное предложение от простого?

-Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.

Назовите тему нашего урока.

Какую же роль играет запятая в сложном предложении?

Определите ключевые слова этой темы. Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение.

-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Оцените свою работу на уроке.

Зелёный цвет – я понял и могу объяснить другому.

Жёлтый – я понял, но нужно потренироваться.

Красный – я не понял. (дети рисуют на полях тетрадей)

с. 79 №4, составить схемы.

Составляют слоги,

делят на группы.

Делают выводы.

слайд 3

(Составить слоги, разделить на группы:

Е; П,Л,Ж,Н; Е;П;Л,Н,Ж; Е;П,Ж;Л,Н) –запись слогов, слов

Вывод: Каллиграфические упражнения настроили нас писать красиво и аккуратно.

(пе, ле, же, не. еле, еже, ене )

Отгадывают загадки, записывают в тетрадь.

Самопроверка (Проверяют написание словарных слов)

слайд №4 -картинки

на ИД дети строят ключевое слово.

Формулируют тему и задачу урока

Делают выводы.

Группа слов, связанная по смыслу с помощью вопросов. Это законченная мысль.

Простые и сложные.

Ученики строят схему предложений со знаками препинания.

Будем продолжать учиться ставить знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении, различать простое предложение и сложное.

на ИД дополняют схему

Ведут обсуждение в группе, выполняют работу,

делают вывод,

слайд №5 -алгоритм

Работа с алгоритмом.

Проводят исследовательскую работу. Отвечают по 1 ученику от группы на каждое задание. В текстах запятых нет. Схемы строят на доске.

(остальные проводят проверку и оценивают товарищей)

Приложение 2.

Проверка с/р в группах, обобщение работы
Ответы на слайдах № 5,6,7,8 ИД – запятые крепят

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Работа в группах.

Самопроверка. (слайд № 3 ИД )

Делают выводы.

Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек.

 

--

+

 

 

Простое предложение имеет одну грамматическую основу и может быть осложнено однородными членами. Сложное предложение имеет 2 и более грамматических основ и состоит из простых предложений.

Высказывают свои впечатления от урока

Мы научились….

Мы узнали….

фронтальный

метод

Работа по соблюдению единого орфографического режима

фронтальная работа

проблемный прием

проблемно-поисковый прием

групповой метод

форма исследовательской деятельности

групповой метод

индивидуальный прием

Мотивированность и объективность выставленных на уроке оценок.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные- самоопределение, оценивание.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

-выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы.

 -обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.