Урок «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом с однородными членами и союзами и, а, но» (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 «А» классе, учитель Блохина М. В.
Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом с однородными членами и союзами и, а, но.
Цели для ученика 1.Закрепить свои знания о простом и сложном предложениях. |
Цели для учителя Образовательные: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закрепление навыка синтаксического разбора предложения, развитие умения точно употреблять определения; расширить знания учащихся о простом и сложном предложениях. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие коммуникативных навыков; развитие умения анализировать, делать выводы; развитие логического мышления детей через операции анализа, синтеза, классификации ; развитие речи учащихся; расширение кругозора; развитие умения работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей; развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к своему языку; осознанию своей значимости в решении проблем нашей речи; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки. |
Тип урока урок закрепления полученных знаний |
Форма урока урок – обобщение |
Опорные понятия, термины простое предложение, сложное предложение, схема, грамматическая основа |
Методы и приемы Методика и эффективность использования на уроке ИКТ, наглядности коллективный, индивидуальный, групповой метод |
Формы контроля устный опрос, наблюдение, групповой контроль |
Домашнее задание |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Организационный. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
Приветствует учащихся. Задаёт вопросы. Психологический настрой. -Поприветствуйте гостей. Урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Помните, что мы одноклассники, а значит должны внимательно слушать друг друга, помогать друг другу. Внимательно слушайте - и всё услышите! Внимательно смотрите - и всё увидите" Думайте - и всё обязательно получится! -Каким бы вы хотели видеть наш урок? - Ну что ж, в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения. -Хочешь быть грамотным- учись думать, мыслить. -Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным. -А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение. |
Приветствуют учителя слайд №2 Высказывания учеников. |
коллективный метод |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний. а)Каллиграфические упражнения Цель: Организовать актуализацию умений выбирать гласные и согласные, составление слогов б)Организовать работу над словарными словами. Цель: Организовать постановку учебной темы у побуждающего от проблемной ситуации диалога Целеполагание. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи Цель: Организовать формулировку темы, цели
Работа над темой урока. Цель: Применение имеющихся знаний Развитие умения извлекать информацию. Проверка понимания Физминутка. Гимнастика для глаз. Цель: Развитие умения извлекать информацию. Проверка понимания Итог урока. Цель: умение применить полученные знания. Рефлексия Самоконтроль и самооценка Домашнее задание. |
Организует диалог с учащимися, задает вопросы. 1.Запишите букву из слова пенал, которая обозначает: согласный, парный глухой и парный мягкий(П) 2. Запишите безударную гласную, проверяемую ударением из слова весна.(е) 3. Запишите букву из слова лопата, которая обозначает: согласный, непарый звонкий и непарный твердый.(Л) 4.Найдите в слове животное букву,которая обозначает всегда твердый звук.(Ж) 5.Из слова народ запишите букву из первого слога, которая обозначает согласный звук.(Н) 6.Запишите из слова ель букву, которая обозначает два звука. (Е) -Что можно сделать с этими буквами? -Давайте с вами вспомним словарные слова. Чтобы получить ключевое слово вернемся к первой строке минутки чистописания и попробуйте взять буквы и вставить их в кроссворд, чтобы получилось слово. Какое ключевое слово у нас получилось? п - На какие группы делятся предложения? -Попробуем восстановить опорную схему (на Интерактивной Доске части схемы) - Чем же мы будем заниматься на уроке? -Сможете ли вы сформулировать тему нашего урока? - Чем отличается сложное предложение от простого? Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё. - У каждой группы на столе есть алгоритм (приложение 1) постановки запятых в предложениях. Используйте его. 1 группа Исследовать текст. Расставить знаки препинания. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику простому предложению. Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Пёстрый ковёр шуршал под ногами. Кругом разносился шелест осенних листьев. Исследовать текст. Расставить знаки препинания. Найти и выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику сложному предложению. В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо. 3 группа: Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко. Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки. Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать сначала простые, а затем сложные предложения, расставить знаки препинания, выделить грамматическую основу. Построить схемы сложных предложений. Наступила осень, лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится. Слайд на презентации. Организует выполнение гимнастики для глаз Самостоятельная работа. ― Возьмите цветные листочки. ―На них написаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения и запишите в тетради. Поставьте запятую и запишите. Выделите грамматическую основу. (приложение 2)
Черная туча закрыла небо. Проливной дождь застучал в окно. Наступила осень. Перелетные птицы стали собираться в стаи. Холодное небо часто хмурится. По утрам бывают легкие заморозки. В осенние дни готовились к отлёту журавли -Проверим. Поднимите +, у кого без ошибок. Рядом поставьте линеечку. -Какое предложение осталось без пары? -Какое это предложение? Докажите. Выполнение теста (у детей карточки +, -) Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -. 1.Простое и сложное предложение одинаковые- 2.В предложении может быть один главный член предложения+ 3.Простое предложение имеет две грамматические основы- 4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+ 5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+ -Так, чем отличается сложное предложение от простого? -Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками. ― Назовите тему нашего урока. ― Какую же роль играет запятая в сложном предложении? ― Определите ключевые слова этой темы. Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение. -Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. ― Оцените свою работу на уроке. Зелёный цвет – я понял и могу объяснить другому. Жёлтый – я понял, но нужно потренироваться. Красный – я не понял. (дети рисуют на полях тетрадей) с. 79 №4, составить схемы. |
Составляют слоги, делят на группы. Делают выводы. слайд 3 (Составить слоги, разделить на группы: Е; П,Л,Ж,Н; Е;П;Л,Н,Ж; Е;П,Ж;Л,Н) –запись слогов, слов Вывод: Каллиграфические упражнения настроили нас писать красиво и аккуратно. (пе, ле, же, не. еле, еже, ене ) Отгадывают загадки, записывают в тетрадь. Самопроверка (Проверяют написание словарных слов) слайд №4 -картинки на ИД дети строят ключевое слово. Формулируют тему и задачу урока Делают выводы. Группа слов, связанная по смыслу с помощью вопросов. Это законченная мысль. Простые и сложные. Ученики строят схему предложений со знаками препинания. Будем продолжать учиться ставить знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении, различать простое предложение и сложное. на ИД дополняют схему Ведут обсуждение в группе, выполняют работу, делают вывод, слайд №5 -алгоритм Работа с алгоритмом. Проводят исследовательскую работу. Отвечают по 1 ученику от группы на каждое задание. В текстах запятых нет. Схемы строят на доске. (остальные проводят проверку и оценивают товарищей) Приложение 2. Проверка с/р в группах, обобщение работы Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации Работа в группах. Самопроверка. (слайд № 3 ИД ) Делают выводы. Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек.
-- +
Простое предложение имеет одну грамматическую основу и может быть осложнено однородными членами. Сложное предложение имеет 2 и более грамматических основ и состоит из простых предложений. Высказывают свои впечатления от урока Мы научились…. Мы узнали…. |
фронтальный метод Работа по соблюдению единого орфографического режима фронтальная работа проблемный прием проблемно-поисковый прием групповой метод форма исследовательской деятельности групповой метод индивидуальный прием Мотивированность и объективность выставленных на уроке оценок. |
Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные- самоопределение, оценивание. Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; -выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы. -обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Белкина Надежда Владимировна