Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
«Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, признанная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по направлениям развития личности в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.
В нашей школе внеурочная деятельность организуется по 4 направлениям: духовно – нравственному развитию и воспитанию личности, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно - оздоровительному.
Программа « Я- исследователь» - интеллектуальной направленности.
Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьёй, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Метод проектов – педагогическая технология , цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний ,но и на приобретение новых (порой путём самообразования).
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий .
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности , а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности .
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом является первый этап – интеллектуальный поиск. В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Дети сами выбирают тему из списка учителя, которая им интересна, или предлагают свою тему. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в работе, отражаются на страницах учебников(проект «Моя Малая Родина»,»Красная книга России»,Похвальное слово знакам препинания», «Мой город в цифрах и числах», «Новогодняя сказка» , «Валентина Терешкова –первая женщина-космонавт»,рассказ о правилах безопасности, дополненный условными знаками, стенгазета, календарь праздников семьи т.д.), тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий .Творческими работами могут быть, например сказка,рисунок,макет,открытка,рассказ,спектакль,викторина,электронная презентация, доклад, праздник и т.п.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идей формирования у младших школьников учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
Непрерывность дополнительного образования как механизм полноты и целостности образования в целом;
-
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-
Системность в организации учебно – воспитательного процесса;
-
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, защита исследовательских работ.
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация , научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях ,справочниках ,книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые :представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе,34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах ,парах, индивидуальная работа ,работа с привлечением родителей. Занятия проводились 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа :(«Планетарий», «Музей русского быта» на Лосином острове г.Москва, детской областной библиотеке Московской области, посещение экскурсий в г.г.Сергиев –Посад в «Конном дворе» в Александровской слободе, в Клину в дом -музее П.И.Чайковского, в Ногинске в музейно- выставочном центре, в Москве -Музей ВОВ на Поклонной горе , д. Жостово в музее подносов, в усадьбе Абрамцево, в Переделкино в доме К.Чуковского, проведение олимпиад «Русский медвежонок», »Кенгуру», «Пегас»,Ч и П», «Я –исследователь»,» Матрешка», «Умники и умницы»,посещение научно-исследовательских конференций «Юный исследователь» в гимназии «Тарасовка», встреч с детскими писателями (В.Постников, М. Тарловский) ветеранами и участниками войны п.Черкизово Пушкинского м.р.
Важно, что за первые 4 года своей учебы каждый ребенок участвовал в коллективном или индивидуальном проекте, учился отбирать необходимые знания из большого потока информации, пользовался энциклопедиями, справочниками ,книгами общеразвивающего характера, формулировал простые выводы на основе двух-трёх опытов, решал самостоятельно творческие задания .