12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хасенова Аягоз Бельгибаевна165
Казахстан, Бурабайский район, Акмолинская область, с.Зеленый Бор
2

Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе

Доклад к педсовету

«Диагностико – аналитическая деятельность в воспитательной работе

от 15.03.2016г.

«Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе»

Цель: обучение классных руководителей методам и приемам диагностических исследований для повышения эффективности воспитательной работы в классе и школе.

 

Дети, как известно, наша боль, наша радость, забота и счастье.
И воспитать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим.

Воспитательная система школы, работает над проблемой развития и социализации личности, предполагает соединение обучения и воспитания в единый процесс с использованием активных форм организации жизнедеятельности учащихся. Действуя в условиях такой воспитательной системы, школа становится организатором активной совместной деятельности субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей.

Важным в воспитательной системе школы является диагностико-результативный компонент, который дает возможность анализировать учебно-воспитательный процесс, прогнозировать условия его успешности и результаты.

(1 слайд) В наше время перед любым педагогом, классным руководителем встает ряд проблем, касающихся воспитания. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Вот почему диагностико – аналитическая деятельность со стороны педагога приобретает сегодня большую значимость.

Диагностика, в общем смысле этого слова – это особый вид познания. Не познав со всех сторон, не изучив особенности всех участников воспитательного процесса невозможно оптимально решать проблемы воспитания. Диагностика - аналитическая деятельность в нашей школе не достаточно обеспечивает правильное определение результатов педагогической деятельности, не достаточно помогает в совершенствовании, либо в коррекции отдельных воспитательных воздействий и всей системы воспитательной работы в школе.

Поэтому считаю, что проведение данного педсовета, поможет решить следующие задачи:

1.Выявить достижения и проблемы в диагностико - аналитической деятельности педагогов.

2.Наметить пути упорядочения аналитико - диагностической деятельности школы.

Диагностика должна обеспечивать правильное определение результатов педагогической деятельности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что диагностика- это лишь один из начальных этапов воспитательной работы. Основной же этап заключается в коррекции, консультации, адаптации и поддержке участников воспитательного процесса. В воспитательном процессе участвуют педагоги, учащиеся и их родители. В ходе их взаимодействия педагог, ученик, родитель изменяются и вместе участвуют в обновлении школьной жизни. При этом их сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика.

(2 слайд): В основу диагностики заложены и действуют следующие принципы:

Изучать – для изучения использовать лишь те диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты.

Понимать – понимание проблем и затруднений участников воспитательного процесса предполагает сопереживание, порождает желание помочь.

Помогать – в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи должна быть собственная активность в сторону саморазвития: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности.

Наша цель – помочь развитию ребёнка, «выращивать» личность, как заботливый садовник растит редкостные цветы в своём саду и ухаживает за ними. Ни в коем случае не «вешать ярлыки», не «выносить приговоры».

(3,4 слайд)

Педагогическая диагностика включает в себя такие функции как:

Аналитическая – это психолого-педагогический анализ воспитательного процесса на всех уровнях его структурной организации как воспитательной системы ( Чаще всего в анализе ВР кл. рук. отсутствует выявление причинно-следственных связей в воспитательном процессе, между условиями и результатами воспитания).

Собственно – диагностическая - это психолого-педагогическое изучение развития ученика; коллектива, в котором он развивается, уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение семьи как условия развития школьника. (У каждого кл. рук. в программе воспитательной работы есть страница - мониторинг, где указаны те диагностические методики, которые позволяют получить практические результаты)

Оценочная - это качественная и количественная оценка деятельности каждого ученика, педагога, родителя. (У многих классных руководителей есть портфолио обучающихся класса и портфолио самого педагога: самые подробные и качественные портфолио у обучающихся начальной школы)

Коррекционная – это дидактическая коррекция воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности педагогов, учащихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания.(не всегда классные руководители отражают в планах ВР коррекцию воспитательного процесса)

Ориентационная – это ориентация педагогического коллектива на решение воспитательных целей и задач, на устранение «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельной личности.

Информационная – это постоянная информация всех участников воспитательного процесса о позитивных результатах диагностики. ( все участники воспитательного процесса информируются о результатах диагностики: на родительских собраниях, классных часах )


 

(5 слайд): Понятие о педагогической диагностике

Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате   через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим  существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя


 

(6 слайд)

1) начальная; 2) корректирующая (текущая);   3) обобщающая (итоговая)

1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика. Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики:

а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;

б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;

в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики помогает  быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать  работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику  воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

3) В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

 

(7 слайд): Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области

1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

 

(8 слайд) Основные направления диагностики воспитательной работы в школе

изучение личности учащегося

изучение ученического коллектива

изучение личности и воспитательной деятельности педагога

изучение семьи как условие развития личности учащихся

(предложить классным руководителем оформить все в едином стиле в плане воспитательной работы)

 

ПЛАН проведения педагогической диагностики на 2015-2016 учебный год.

Основные направления

деятельности

Задачи деятельности

Диагностические средства реализации задач

Возрастная группа участников

Сроки

изучение личности учащегося

Изучить потребности, интересы, и другие личностные характеристики членов классного коллектива

Анкета «Твои увлечения» и т.д.

   

изучение ученического коллектива

       

изучение семьи как условие развития личности

       

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками. Результаты исследования помогают ответить на конкретные вопросы, выявить причины какой-либо проблемы, "понимать движения детского сердца" (В. Сухомлинский). Главное – увидеть динамику личностного роста ребёнка – каким он был вчера, каков сегодня, каким будет завтра.

Главную роль в функционировании и развитии воспитательной системы и её результативности играют педагоги-воспитатели. Жизненные ценностные ориентиры, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения, профессиональные способности педагога влияют на успешность воспитательного процесса. Главная задача диагностики успешности педагога-воспитателя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.

Родители главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Изучение семьи сосредоточено на роли семьи в формировании личности, на содержании и формах сотрудничества семьи и школы. Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач, для точного целеполагания и планирования воспитательной работы, для понимания истоков и причин развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития, для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Накоплено уже значительное количество диагностических методик, которые активно используются нами в воспитательном процессе. Разнообразные исследовательские методики, проводимые в системе, играют регулятивную роль, так как полученные результаты используются для последующей работы с ребятами, родителями, педагогами.

Организация диагностики, оформление и использование результатов

Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом была исключительно формальной, малоинформативной и не требовала диагностики. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости.

Предмет и методы диагностики

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.

(9 слайд)

Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

демографические данные об ученике и его семье;

данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);

поведение, поступки учащихся;

изучение класса  в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, однако педагогу нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Ниже охарактеризованы наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.

Методами предварительного изучения являются знаком­ство с личными делами, просмотр классного журнала за преды­дущий период, анализ документации, беседа с бывшим классным руководителем и учителями, работавшими в классе. Вся эта собранная информа­ция поможет классному руководителю составить предваритель­ное представление о детях, заранее продумать стратегические направления работы с классом, обеспечить определенную пре­емственность в воспитательной работе.

Наблюдение. Это наиболее распространенный метод изуче­ния детей в школе. С первых минут знакомства с классом классный руководитель изучает детей, наблюдая за ними. Это на­блюдение может быть невключенным, когда классный руково­дитель — свидетель педагогического процесса, например, при­сутствует на уроке другого учителя в классе. Но чаще всего это включенное наблюдение, когда классный руководитель вклю­чен вместе с детьми в какую-либо деятельность. Молодому класс­ному руководителю в начале года лучше побывать на всех уроках в своем классе. В этом случае он быстрее изучит детей и познакомится с некоторыми приемами педагогического общения более опытных коллег. В применении наблюдения следует избегать некоторых ошибок: нельзя делать его назойливым и торопиться с окончательными выводами.

Эффективность наблюдения значительно возрастает, если оно читается с естественным педагогическим экспериментом, предполагающим чаще всего включение детей в определенную деятельность, которая проявляет интересующие педагога качества детей: общественную направленность, индивидуализм, лидерские качества, организаторские или художественные способности, умение сотрудничать в группе и т.д. Например, классный руководитель в начале работы с классом обращается к детям: «Ребята! Нужна помощь в оформлении кабинета». Отклик­нутся наиболее общественно активные дети. Приуроченный какой-либо праздничной дате импровизированный концерт-эк­спромт, когда дети в течение 10-15 минут готовят в микро-группе концертный номер, позволит выявить и художественно одаренных детей, и лидеров-организаторов.

Опросные методы (беседа, анкетирование). Они помогут выявить мотивы поведения, интересы, склонности, нравствен­ные ценности, оценки, межличностные отношения и т.д.

Беседы (устный вопросно-ответный метод изучения) могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении бесе­ды необходимо создать атмосферу доверия, искренности, откры­тости, расположить детей, максимально соблюдать педагогичес­кий такт, не настаивать на обязательном ответе, ряд вопросов должны иметь не прямой, а опосредованный характер.

Анкетирование — письменный вопросно-ответный метод изу­чения. Анкеты могут быть анонимными и именными. Разумеет­ся, более объективную информацию дадут анонимные анкеты. Для любой анкеты нужно тщательно продумывать вопросы. Они должны быть ясно, однозначно сформулированы и не должны вы­зывать недоумения. В зависимости от формы вопросы могут быть открытыми (требующими свободного ответа), закрытыми, или альтернативными (требующими выбора ответа), и смешанными. Перед анкетированием детям необходимо объяснить назначение анкеты и дать подробную инструкцию по ее заполнению. При об­работке результатов всегда необходимо учитывать факторы слу­чайности и престижности, т.е. влияние отвлекающих факторов ров и желание детей показать себя в ответах с наилучшей стороны. Для того чтобы снизить влияние этих факторов и повысить валидность (надежность) анкеты, можно вклю­чить в анкету специальные перекрестные (уточняющие) вопросы.

Тестирование – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Интервьюирование – метод получения информации с помощью устного опроса.

Очень интересную и разнообразную информацию о детях дает изучение результатов деятельности: сочинений, контрольных работ, дневников наблюдений, различных поделок и других твор­ческих работ. Знакомство с такими работами позволяет выявить направленность творческой деятельности детей, их способности. Иногда определенное увлечение, в котором «трудный» ребенок успешен, становится началом включения его в общественно цен­ную деятельность, создания для непопулярного ребенка в классе «ситуации успеха», улучшения его отношений с одноклассника­ми. Ухватившись за это «звено» увлечения, опытные педагоги нередко добиваются в итоге положительной перестройки всей мотивационной сферы поведения ребенка.

Знакомство с сочинениями на свободные темы позволит класс­ному руководителю составить представление об условиях семейно­го воспитания, нравственных ценностях, направленности интере­сов учащихся. По договоренности с учителем можно предложить для сочинения темы диагностического характера, например: «Как я провел лето», «Самый счастливый день в моей жизни», «Мой друг», «Кем я хочу быть», «Моя биография», «Моя семья».

Повысить объективность представлений о детях поможет обобщение независимых характеристик. Сущность этого ме­тода заключается в обобщении сведений о школьнике, полу­ченных от других лиц (родителей, родственников, учителей, товарищей). Иногда это обобщение выявляет разные, порой даже противоречивые, оценки. Это хороший повод задуматься о при­чинах расхождений и скорректировать свое собственное мне­ние о ребенке.

В последние годы педагоги-практики широко применяют психологические методы изучения детей — социометрия, са­мооценка, метод незаконченного предложения и многие др.

Метод социометрии незаменим для быстрого изучения характе­ра межличностных отношений в классе. Он представляет собой ан­кету с вопросом, косвенно выясняющим взаимные симпатии в груп­пе. Например: «Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?» и др.

Метод незаконченного предложения или недописанный тезис позволит определить интересы детей, их нравственные ценности, взгляды на раз­личные проблемы. На начальном этапе знакомства с классом можно предложить детям продолжить следующие фразы: «Для того чтобы отношения в нашем классе стали лучше, надо...»; «Я хотел бы, чтобы в нашем классе...»; «Если бы я был класс­ным руководителем, то...»; «Мне кажется, что с обязанностя­ми... лучше всего справятся...». Данная работа проводится в форме анонимного анкетирования, при этом важно, чтобы дети быстро формировали окончания предложенных фраз.

Метод ранжирования (расстановка в порядке значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, здоровый, красивый и т.д.

Цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

В основе аналитической деятельности педагога лежит педагогическая рефлексия. Сам термин «рефлексия» в переводе с латинского означает «обращение назад». Это, с одной стороны, процесс самопознания педагогом своего внутреннего психической состояния, его отношение к работе, а с другой — выявление того, как его деятельность воспринимают и оценивают окружающие (коллеги, дети, родители). Педагога высокого уровня профессионализма всегда отличает высокий уровень рефлексивного анализа. Такой педагог не боится получить оценку своей деятельности, а напротив, заинтересован в ней. Как правило, стремится анализировать эффективность используемых педагогических средств — воспитательных групповых дел. Это может быть экспресс-анализ в форме анкеты, цветописи, рисунков, отражающих отношения детей к проведенной деятельности, психологии и педагогике разработано много таких методик.

Методика «цветописи» (для 5 классов) Оцени свое настроение до и после проведения группового дела цветом: белый цвет – трудно сказать, красный- восторженное, оранжевый-радостное, желтый-хорошее, зеленый-спокойное, синий-грустное, фиолетовый-тревожное, черный-очень плохое.

Методика символического рисунка (для 5—6 классов)

Оцени свое отношение к проведенному групповому делу рисунком (понравилось, не понравилось, оставило равнодушным).

Шкалирование (для 7-11 классов)

Оцени полезность проведенного дела в баллах: а) для развития хороших отношений в нашем классе, б) для развития твоих творческих способностей.

Шкала оценок: 5 - очень полезно, 4 - полезно,3 - скорее полезно, чем бесполезно, 2 - трудно сказать, 1 - скорее бесполезно, чем полезно, 0 -бесполезно.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.