«Зависимость русских земель от Золотой Орды»

3
0
Материал опубликован 2 April в группе

презентация к урокуPPTX / 4.28 Мб

Учитель Черенкова Елена Анатольевна,

МБОУ СОШ № 3 г.о. Спасск-Дальний

Приморский край

План-конспект урока истории 6 класс (ФГОС)


1. Общая информация об уроке


Тема

«Зависимость русских земель от Золотой Орды»

урока по КТП

54

Предмет, класс:

История, 6 класс

УМК:


1) УМК И.Л. Андреева, О.В. Волобуева. История 6-10.

Учебник: Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России, 6 кл. – М.: Дрофа, 2021.

2) Программа по истории России для 6-10 классов системы «Алгоритм успеха» под общей редакцией В.А. Тишкова издательства «Вентана-Граф» 2021 г.

Учебник: Вовина В.Г. и др. История России 6 класс: учебное пособие /под ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

Тип урока:

Изучения нового материала

Методы, приемы обучения,

образовательные технологии

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые методы, системно-деятельностный подход.

Приемы когнитивной образовательной технологии: самостоятельно извлекать необходимую информацию из источников различного вида; переструктурировать полученную информацию в карту понятий, схему, таблицу по выбору; приводить необходимые аргументы и формулировать соответствующие выводы.

Приемы технологии критического мышления: «интеллект карта», «карта понятий», «корзина идей».

Цель

учителя

учеников

Формирование знаний учащихся о влиянии ордынского господства на русскую историю через использование различных приемов работы с текстом; развитие у учеников соответствующих УУД.

Овладение информацией и умениями, которые позволят раскрывать особенности и последствия зависимости русских земель от Золотой Орды.

Задачи

1. Показать сущность взаимоотношений (политических, экономических, культурных) между русскими землями и Золотой Ордой в изучаемый период истории.

2. Развивать, совершенствовать предметные (хронологические, понятийные, картографические) и метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные) УУД.

3. Воспитывать у обучаемых уважительное отношение к историческому прошлому изучаемых народов.

1. Научиться объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, раскрывать последствия вассальной зависимости, приводить соответствующие примеры.

2. Отработать приемы выполнении заданий, улучшить навыки работы с информацией.

3. Определить, что из достижений, событий данной темы ценно в наше время и требует уважительного отношения и сохранения для потомков.

Формируемые УУД

предметные

метапредметные

личностные

Соотносить события истории Руси XIII в. по хронологическому признаку;

Применять понятийный аппарат по изученному материалу (иго, ярлык, баскак, численник, вассальная зависимость);

Соотносить историческое время и историческое пространство (территории Руси и Золотой Орды), действия и поступки исторических личностей (правителей Орды и Александра Невского) в этом пространстве;

Сравнивать, анализировать и систематизировать историческую информацию из различных источников об условиях жизни народов русских земель и монгольских владений, деятельности Батыя, Александра Невского.

Показывать на исторической карте расположение изучаемых событий.


Коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные:

формулировать целевые установки учебной деятельности;

выстраивать адекватный заявленным целям алгоритм действий;

осознавать уровень и качество усвоения учебного материала;

производить поиск и фиксацию информации, выделяя главное и второстепенное.

Познавательные:

находить и обрабатывать информацию об изучаемом периоде истории.

Использовать различные знаково-символьные средства для представления результата учебной работы.

Информационные:

Развивать умения и навыки использования ИКТ для поиска дополнительной информации и выполнения учебных заданий.

Формировать и развивать устойчивую мотивацию учения;

Овладевать способами обобщения и систематизации знаний;

Расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

Уважать патриотические традиции своего народа, традиции других народов прошлого.

Организация учебного пространства

Разделение класса на 3 группы (по рядам) и пары.

Оборудование, дидактические материалы

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебники истории, тетради, карточки с заданиями, историческая карта «Борьба русских княжеств против иноземных захватчиков в XIII в.»

Источники информации

1. Вовина В.Г. и др. История России 6 класс: учебное пособие /под ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2021.

2. Майков А.Н. История России: 6 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2021.

3. Википедия.

4. //www.history.ru.


2. План-сценарий урока


Этап урока

Виды, приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы

1. Организационный этап

Подготовка к работе на уроке.

1 минута

Просит учеников разместиться на своих местах (3 ряда). Приветствует учеников.

Предлагает проверить наличие всего, что необходимо для работы на уроке.

Размещаются по рядам.

Приветствуют учителя.

Готовят необходимые для работы на уроке принадлежности, в том числе цветные карандаши.

Организация рабочих мест для 3 групп:

Нетбук с загруженными файлами и программами;

дидактические материалы для каждого ученика.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Знакомство с темой, типом урока.

2 минуты





Постановка цели и задач урока (прием «корзина идей»).

3 минуты

Называет тему и тип урока. Напоминает правила ведения конспекта, правила конструктивного взаимодействия на уроке, напоминает о памятках на форзацах учебника. Ученики будут оценивать каждый этап своей работы на уроке, заполняя оценочный бланк.

Называет проблемный вопрос по высказыванию В.О.Ключевского, просит учеников сформулировать цель и задачи своей деятельности на уроке.



Отмечает, что многие вопросы, которые обсуждаются в данной теме до сих пор не имеют однозначного ответа, поэтому мнения учеников класса могут разделиться, это нормально. Выполнить задания на уроке поможет учебник, историческая карта, а также исторические документы, дополнительные источники информации.

Воспринимают информацию, уточняют непонятные моменты. Записывают тему урока.









Формулируют и оглашают цель и задачи своей работы на уроке. Отмечают, какие факторы помогут им достичь цели, какие – будут мешать. Фиксируют свою цель и задачи в рабочей тетради.

Открывают § 23 учебника (стр. 199).

Слайд 1





Слайды 2, 3

3. Актуализация знаний

Повторение изученного на прошлых уроках

«Рассуждаю и аргументирую»

3 минуты

Фронтальная работа с классом:

В каком положении оказалась Русь в XIII веке? (напоминает, что таблица на стр. 177-178 поможет ответить на этот вопрос).

Чем монгольское нашествие отличалось от традиционных набегов кочевников, которым древнерусские земли подвергались в предшествующие столетия? (вопрос 3, с. 192).

Войско Батыя смогло завоевать значительные территории Руси, несмотря на героическое сопротивление народа и княжеских дружин. Вспомните, что вам известно о русских и монгольских дружинах, военной тактике. Какие причины способствовали победам монголо-татар? (напоминает, что данный вопрос рассматривался в § 20).

Как в русских летописях называли года первой половины XIII в.? (при затруднении учеников с ответом напоминает, на какой странице учебника дан нужный текст). Почему они так назывались? (демонстрируются иллюстрации событий периода монголо-татарского ига).



Вступают в беседу с учителем, отвечают, что Русь вынуждена была защищаться сразу от нескольких врагов (шведов, крестоносцев и кочевников), называют отличия нашествия монголо-татар от традиционных набегов кочевников.

Называют факторы, которые помогли монголам победить (феодальная раздробленность, малочисленные и разобщенные русские княжеские дружины, отсутствие единого командования, хитрая тактика монголов «обмани врага», превосходство монголов в количестве воинов). Сверяют свои ответы со сравнительной таблицей урока 51.



Отвечают, что эти года называют «злыми», «горькими».

Просматривают иллюстрации и объясняют, почему года указанного периода стали для русских людей «злыми», «горькими».



Самооценка

Слайд 4

Стр. 177-178: таблица «Русь «между двух огней».









Слайд 5












Слайд 6

4. Первичное усвоение новых знаний

1) Работа с текстом п. 1, поиск информации, ее анализ и систематизация.

Заполнение таблицы (стр. 199).

4 минуты














Для усвоения темы необходимо знание некоторых терминов, их необходимо добавить в словарик.

Многие историки крайне негативно оценивают последствия нашествия монголов на Русь. Однако существует и другая точка зрения: что оно не имело столь губительного влияния. Какую из точек зрения, вы считаете правильной и почему?

Для выполнения задания необходимо прочитать п. 1 «Последствия нашествия Батыя» и заполнить таблицу (задание указано на стр. 199, консультирует учеников, как записать ответы – указать номера пунктов).

Какие же последствия по вашему мнению, принесло на Русь нашествие монголов? (просит аргументировать свой ответ, организует проверку выполнения задания).

Получают задание, выполняют в ходе урока.





Прослушивают вопрос учителя, уточняют непонятные моменты, приступают к выполнению задания, фиксируют ответы к карточке 1.







Выполняют задание.





Озвучивают ответы, проводят парную взаимопроверку заполнения таблицы, сверяя ответы со слайда.

Самооценка

Слайд 7



Карточка 1: таблица «Последствия нашествия Батыя».












Слайд 8



2) Индивидуальная работа с текстом учебника: разноуровневые задания на смысловое чтение п. 2, анализ исторической карты с. 182.

5 минут

Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда. Чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо узнать, что представляла собой Золотая Орда как государство.

Карточка 2 (минимальный уровень): изучить текст п. 2 и ответить на вопросы.

Карточка 3 (средний уровень): составить рассказ о Золотой Орде по предложенному плану.

Карточка 4 (продвинутый уровень): составить сложный план п. 2 (стр. 200 – 202).

Индивидуальное опережающее задание (выполняется 11 минут): подготовить сообщение о политике А.Невского в отношении Золотой Орды (п. 5 стр. 205-206).

Воспринимают информацию, уточняют непонятные моменты, приступают к выполнению задания в рабочих тетрадях.



По итогам выполнения заданий - самооценка

Карточки 2-4 на партах у каждого ученика

2) Объяснение учителя пункта «Зависимость русских княжество от Золотой Орды»

6 минут

С опорой на текст параграфа и схемы на слайдах презентации объясняет сущность политической, экономической и культурной зависимости Руси от Золотой Орды, уточняет значение понятия «вассальная зависимость»; акцентирует внимание учеников на то, что любое сопротивление Орде жестоко подавлялось – в качестве примера рассказывает историю Михаила Черниговского.

Обращает внимание шестиклассников на новые термины и понятия

Воспринимают информацию, делают записи в тетрадях, фиксируют схемы, задают уточняющие вопросы.

Слайды 9,10

3) Тематическое сообщение ученика о политике великого князя А.Невского в отношении Золотой Орды.

3 минуты

Помогает ученику огласить новую информацию классу, корректирует ответ, следит за временным регламентом.

Ученик рассказывает об особенностях политики А.Невского в должности великого князя в отношении Золотой Орды. Учащиеся фиксируют в тетради основные факты, задают уточняющие вопросы.

Слайд 11

5. Первичная проверка понимания


Выполнение интеллект-карты по теме урока (на основе шаблона)

7 минут

Организует выполнение задания по составлению интеллект карты «Русь и Золотая Орда», оказывает консультативную помощь нуждающимся ученикам, следит за временным регламентом (шаблоны разноуровневые – ученики продвинутого уровня сами заполняют все ячейки схемы; ученики низкого и среднего уровней – заполняют пропуски в схеме).

Ученики уточняют непонятные моменты, на основе изученного материала и текста параграфа заполняют интеллект-карту.







Самооценка

Слайд 12

6. Первичное закрепление.

Публичная защита результатов (заполнение интеллект-карты)

По 1 минуте на выступление каждой команды + 1 минута на подготовку

6 минут

Предлагает в течение 1 минуты ученикам объединиться в группы (по рядам), сверить свои работы и подготовить групповое выступление. Выступление – 1 минута. Две другие команды будут оценивать выступление по критериям «+» и «-».

Проводит «публичную защиту» - команды по очереди представляют результаты своей работы, следит за временным регламентом.

Объединяются в группы, сверяют результаты работы, составляют общее выступление, выбирают спикера (спикеров).



Выступления представителей от групп.

Работы вывешиваются на магнитную доску

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


§ 23, читать

Базовый уровень:

Составить тестовое задания по данному параграфу (8 вопросов), отметить правильные ответы.

Повышенный уровень: написать пост для школьного сайта по теме «Обычаи ордынцев».

2 минуты

Оглашает домашнее задание, объясняет, что именно и в какие сроки нужно сделать ученикам.

Отвечает на уточняющие вопросы.



Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.





Слайд 13

8. Рефлексия

Заполнение листа самооценки своей работы.

3 минуты

Предлагает учащимся закончить заполнение листа самооценки своей работы предельно честно. Напоминает, что подписывать данный лист не обязательно.

Предлагает ученикам назвать оценки, которые они выставили группам и себе.

Проводит оглашение накопительных отметок за работу, называет отметки, которые будут выставлены в журнал.

Благодарит учеников за урок.

Прощается с классом.

Анализируют свою работу (успехи и затруднения), заполняют лист самооценки своей работы.

Называют отметки, выставленные за свою работу и выступления групп.

Проводят самооценку своей работы на уроке, выделяют успехи и затруднения.

Благодарят учителя за урок.

Прощаются с учителем.



Приложения

Дидактические раздаточные материалы


Карточка 2:

Задание: внимательно прочитайте текст пункта 2 «Золотая Орда» на стр. 200-202, рассмотрите карту на стр. 182 и письменно ответьте на вопросы:

1) Какой город был столицей Золотой Орды изначально? В какой город переместилась столица в первой половине XIV в.?

2) На какой реке находились столицы Золотой Орды?

3) Рядом с каким морем располагался город Сарай-Бату?

4) Когда появилось название владений Батыя «Золотая Орда»?

5) Какой образ жизни вели ордынцы?

Карточка 3:

Задание: внимательно прочитайте внимательно прочитайте текст пункта 2 «Золотая Орда» на стр. 200-202 и составьте краткий рассказ по следующему плану:

1) Когда и на какой территории обосновался Батый после похода?

2) Какие народы проживали в Орде? По каким обычаям жили? На каком языке говорили?

3) По каким правилам жили, где эти правила были записаны?

4) На какие части делилась территория Золотой Орды, какие города были столицами?

5) Крупные города Золотой Орды.

Карточка 4:

Задание: внимательно прочитайте текст пункта 2 «Золотая Орда» на стр. 200-202 и составьте сложный план текста. В случае затруднений обратись к памятке № 1 на переднем форзаце учебника.

Карточка 5

Задание: используя материал, изученный на уроке и текст параграфа 23, заполните интеллект-карту. Можно добавлять элементы в схему, делать все необходимые записи и выделять их цветом. В пунктирных ячейках запишите выводы по каждому пункту.



t1743595161aa.jpg

Лист самооценки работы ученика (урок № 54)

Фамилия, имя ученика(-цы)____________________________________________________

Необходимо поставить знак + или в соответствующие колонки

Этапы урока, задания

Выполнено правильно (2 балла)

Были затруднения (1 балл)

Не выполнено (0 баллов)

задание

устный ответ

задание

устный ответ

задание

устный ответ

1. Подготовка к уроку (без опозданий, наличие необходимых принадлежностей)







2. Поставлена цель, определено, как ее достичь







3. Задания «Рассуждаю и аргументирую»







4. Заполнение таблицы «Последствия нашествия Батыя» (с. 199).







5. Задание по карточке (п. 2 «Золотая Орда»)







6. Заполнение интеллект-карты, публичная защита.

А) своя работа

Б) работа групп (1,2,3) – выставить отметки через запятую







Итого количество баллов:







Подсчитайте баллы и выставьте себе отметку по следующим критериям:

0-16 б. – «2»;

17-20 б. – «3»; Количество баллов: __________________

21-25 б. – «4»; Моя отметка:________________________

26-33 б. – «5».

Итоговая интеллект-карта

t1743595161ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.