«Здоровая нация – путь к успеху»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №145 г. Иркутска
Проект
для детей подготовительной группы «Ландыш»
на тему: «Здоровая нация – путь к успеху»
Проект выполнили
воспитатели: Некрылова А. П.
2025
г. Иркутск
Актуальность:
Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, дошкольные годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития. Рациональное питание, Физическая активность, режим труда и отдыха, гигиенические навыки являются главными составляющими ЗОЖ.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша.
Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма.
Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из – за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Правильное отношение к еде, как и ЗОЖ, начинается с детства. Все это зависит от взрослых, которые окружают малыша.
Правильное питание одна из главных составляющих ЗОЖ. Поэтому и тема питания детей стала очень актуальной. Известно, что фундамент здоровья человека и навыки здорового питания формируются с детства. Современный мир оснащен интернетом и всякого рода рекламами. Отсюда вытекает проблема: дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, газированных напитков и т.д. у детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания.
Так же роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей, мы наблюдаем повышенную утомляемость, снижение концентрации внимания, ожирение из-за недостатка или избытка калорий.
Поэтому, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей.
В связи с этим был разработан проект «Здоровая нация –путь к успеху».
Обоснование проблемы:
1. Недостаточно знаний о полезных и вредных продуктах.
2. Нарушение системы правильного питания.
3. Высокий уровень заболеваемости.
Цель проекта: формирование представлений о роли здорового питания среди детей и родителей. Создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах правильного питания.
Задачи проекта:
Образовательные:
Обогащать представления детей о различных составляющих понятия «здоровье».
Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья. Расширить знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания человека.
Создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу.
Закрепить умение отличать полезные и вредные продукты в рационе питания.
Закрепить знания детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких продуктов они входят.
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ.
Развивающие:
Развивать потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
Развивать потребности соблюдать все нормы и правила, касающиеся своего здоровья.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему организму, осознанное отношение к выбору продуктов питания, культуру поведения за столом.
Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к еде как составной части здоровья.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы «Ландыш»;
-родители детей;
-воспитатели;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Используемые методы:
Словесные.
Игровые.
Наглядные.
Практические
Используемые приемы:
Беседа по таблицам-«Вредные и полезные продукты», «Где искать витамины», «Лучшая еда для тела».
Демонстрация фильмов.
Чтение художественной литературы.
Игры.
Эксперименты.
Разучивание стихов.
Брейн-ринг.
Выставка рисунков.
Консультация родителей.
Ожидаемый результат:
Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, бережное отношение к народным традициям питания. Повысится уровень знаний у родителей и детей о культуре питания "Сибирских народов".
Реализация проекта
Подготовительный этап
Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, наглядные пособия.
• Подобрать материалы для игровой деятельности.
• Подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности.
• Составить перспективный план мероприятий.
Вовлечение родителей в проектную деятельность, через объявление и индивидуальную беседу.
Основной этап
План реализации проекта
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Цель: Формировать представления о важности правильного питания.
Методические приемы: Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «В гостях у стоматолога».
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Готовим салат», «Полезные и вредные продукты». «Отгадай загадку», «Разложи продукты на полке в магазине» «Узнай и назови овощи/фрукты», «Наша каша», игры с мячом: «Полезно – вредно», «Назови полезный и вредный продукт питания», «Назови лишний продукт»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Обогащение словарного запаса.
Рассматривание фотографий и иллюстраций детей разного возраста, обращая внимание на изменение их роста, для того чтобы прийти к выводу: чтобы вырасти большим и крепким, сильным и здоровым, нужно правильно питаться, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье. Формировать представление о пользе молочных продуктов и каши. Побуждать к правильному питанию, исключая вредные продукты из своего рациона. Познакомить с различными произведениями по теме правильного питания . Обогащение знаний об особенностях питания Сибрского народа.
Методические приемы: Беседы: «Что такое здоровое питание».
Рассматривание иллюстраций по теме
«В каких продуктах содержится молоко?»
«Полезные и вредные продукты».
Литературный вечер "Чем богат наш регион".
«Поведение за столом».
Отгадывание загадок, игровые ситуации «Угадай, что показываю», «В гостях у травницы Марьяны», «Волшебные правила красивой улыбки», «Меню для сказочных героев», «Где что растет». Отгадывание кроссвордов и викторин по теме.
Опыт: «Содержат овощи воду?»
Эксперимент: «Coca-cola» , «Skittles», «m&ms», с чипсами)
Чтение худ. литературы: В. Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок», Михалков «Овощи», «Молоко убежало», «Сказка про молоко», Л. Толстой: «О лягушке, которая попала в молоко», р. н. с. «Хаврошечка». «Гуси-лебеди», «Вкусная каша» З. Александровой Н., Носов «Мишкина каша», Братья Гримм «Горшочек каши», народная сказка «Каша из топора»,Л. Зилберг «Витамины», Э. Успенской «Дети, которые плохо едят в детском саду». Пословицы и поговорки о еде.
Загадки про здоровье и полезные продукты питания.
Презентация: «Мы выбираем ЗОЖ».
Подборка фрагментов из мультфильмов о правильном питании, правилах гигиены, о ЗОЖ в целом.
Образовательная область: Речевое развитие.
Цель: Формирование и повышение уровня знаний о здоровье человека, о правильном питании, спорте и их необходимости в жизни.
Развитие речи путем диалогической и монологической речи во время бесед и проблемных ситуаций.
Закрепление с детьми знания о вредных продуктах и почему нужно их употреблять в ограниченных количествах.
Методические приемы: Беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Беседа о здоровье», «Лекарственные растения», «Здоровая полноценная пища», «Полезное –вредное», «Что такое витамины. Как их получить?», «Посещение стоматолога. Здоровые зубы».
Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций.
Речевые игры: «Угадай продукт по описанию», «Что я приготовил/а?»
Составление рассказа по иллюстрациям «Какие продукты нам необходимы и почему?»
Создание правил о здоровом питании (совместно с детьми)
Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье?».
Минутка чтения: Загадки, пословицы, поговорки и стихи о спорте, здоровом питании, соблюдении режима дня и правил гигиены. и здоровом образе жизни. Потешки при умывании.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Методические приемы: Создание творческой выставки для родителей «Мы выбираем ЗОЖ!»
Цель: Развивать умение передавать полученные знания в продуктивной деятельности.
Подборка пособий и игрового материала: необходимые материалы для лепки, рисования и аппликации ( альбомы, кисти, пластилин, цв.бумага и пр.), иллюстрации по теме, муляжи «фрукты/овощи», зеркало, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,.), художественная литература для самостоятельного ознакомления детей, наглядные пособия «Витамины», «Человек и все о нем», презентация «Мы выбираем ЗОЖ», оборудование и продукты для экспериментов («Содержат овощи воду?», «Coca-cola» , «Skittles», «m&ms», с чипсами фрагменты мультфильмов о ЗОЖ .
Работа с родителями:
Консультации:
Цель: приобщение к здоровому питанию всей семьи в целом.
-«Правильное питание - путь к здоровью»;
-«Детские зубы – взрослые проблемы».
3. Заключительный этап
Цель: показать детям и родителям свои работы за весь период реализации проекта. Подвести итого и сделать выводы.
Прохождение викторины «Правильное питание.
Выставка детских работ «Правильное питание – путь к здоровью».
Список использованной литературы:
1.Интернет — ресурсы
2.Питание детей раннего и дошкольного возраста. Авт: В.Г. Кисляковская, Л.П. Васильева, Д.Б. Гурвич, 1983 год. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим». – М.: ТЦ «Сфера» 2004.
3. Козак О.Н. «Загадки – скороговорки». – Санкт – Петербург 1997.