Доклад на тему «Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе»
Пояснительная записка к презентации
Сохранение и укрепление здоровья в нач.шк.
PPT / 5.23 Мб
а. п. скурвидас
с. новотроицкое константиновского района амурской области
муниципальное общеобразовательное учреждение
новотроицкая основная общеобразовательная школа
Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым
Ж.-Ж. Руссо
Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через проведение оздоровительных пауз во время уроков, занятий на уроках физической культуры, внеклассную работу, работу с родителями. «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне.
В моей педагогической деятельности это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в работе с семьёй (родительские собрания).
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки.
Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока. Все знают, что движение – это жизнь.
Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям: включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения; использовать специальный комплекс из 3-4 упражнений; проводиться на начальном этапе утомления; продолжительность ФМ 1,5-2 минуты; комплексы упражнений должны меняться.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки; укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф. Базарным.
Один из способов расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Какие же ориентиры я использую на уроках?
Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
Существует немало простых и не требующих больших усилий упражнений для глаз: моргание, движение глазами вверх вниз, из стороны в сторону, вращения.
Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:
Пирамидки.
Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
Тарелки с разноцветными кружками.
Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Коврик.
Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т. д.
В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры.
Они могут быть проведены на уроках математики, русского языка, окружающего мира, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.
Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.
Эти упражнения помогут укрепить мышцы плечевого пояса, ног, спины, увеличить гибкость фигуры.
Из всех нагрузок, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу (кроме тех моментов, когда ребёнок пишет). На уроках обучения грамоте в 1 классе ученики встают с мест для чтения хором с доски слогов или слов, стараются их пропеть. При знакомстве с новой буквой я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы и предлагаю детям найти их и собрать.
Огромную пользу приносит и пальчиковая гимнастика. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.
Несомненные плюсы пальчиковой гимнастики в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует центр речи.
Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата у детей использую дыхательную гимнастику, а также успокаивающее и мобилизующее дыхание.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении в холодное время года или при открытой форточке, когда позволяет уличная температура.
Ребята очень любят веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.
А в конце каждого занятия провожу релаксацию. Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
«Водопад». Давайте вместе немного отдохнём и расслабимся
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки, подвижные игры на переменах, система воспитательной работы: беседы, классные часы («Доктор Айболит предупреждает», «Уроки Мойдодыра», «Правильно ли мы едим?», «Зачем человек спит? Как сделать сон полезным?», «Что мы знаем о глазах», «Как мы слышим», «Осанка», «Как избежать болезни», «Как избежать отравления»), «уроки здоровья», воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил личной гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.
Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни.
Совместно с родителями организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Проводила родительский лекторий по темам: “Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники («Что нам осень принесла?», веселый КВН «Учимся быть здоровыми»), экскурсии. Спортивные мероприятия («Папа, мама и я – спортивная семья», «Зимние забавы»). Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. Игры на свежем воздухе так же играют большую роль в укрепление здоровья школьников: это и динамические паузы, перемены.
Дни Здоровья, проводимые в школе, играют немалую роль в здоровьесберегающих технологиях. Такие дни рассматриваются как возможность не только формально побывать с детьми на свежем воздухе или поучаствовать в спортивных соревнованиях, но и как через здоровьесохраняющую деятельность воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, дисциплину, ответственность, умение обеспечивать безопасность себе и своим товарищам.
Использование здоровьесберегаюшие технологии на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, от которых зависит будущее нашей страны.
Список литературы
Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/авт.-сост. Н. В. Лободина, Т. Н. Чурилова, Волгоград: Учитель, 2011
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2011
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы» // Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО», 2011.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» // Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО», 2010.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М.,2010.