Доклад «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Бердниковская основная школа”
Нижегородская область, Тонкинский район, с. Бердники ул. Школьная, д. 18.
Тел. 8(831) 53-41-2-90
E-mail: berdniki_school@mail.ru
Районные Педагогические чтения
«Современный урок: традиции и инновации»
Доклад по теме самообразования:
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Юфрякова Наталья Владимировна
учитель биологии
МБОУ “Бердниковская ОШ”
с. Бердники
2016-2017 учебный год
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Китайскую мудрость
Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны . Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями и знаниями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, творчески проявлять себя.
Поэтому темой моего самообразования в этом году стала «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Цель такой деятельности является развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности, учиться на собственном опыте.
Такая деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для появления интереса.
Актуальность заключается в том, что технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
Преимущества данной деятельности во-первых формирование УУД, во-вторых появляется возможность самостоятельного успешного усвоения знаний , в-третьих формируются умения учиться.
Ведущие идеи такой деятельности это поиск решения интересной насущной задачи и обработка знаний по различным предметам.
Как отметил Сухомлинский: « Страшная эта опасность – безделье за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Основная причина безделья на уроках является скука. А когда нет интереса к учебному процессу – увы, и знаний ученики не имеют. Это приводит к тому, что ученики:
не готовы принимать решения в нестандартных ситуациях;
снижен интерес к добыче знаний;
не владеют навыками самостоятельной работы, появляются проблемы и затруднения в работе с информацией
снижается интеллектуальный, духовный и творческий уровни.
В собственной практике в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности, я внедряю исследовательский подход в обучении, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке.
Поектно-исследовательская деятельность положительно влияет на рост интереса к предмету, за счет самостоятельной добычи информации и самоорганизации. Детям интересно самим принимать решения, проявлять творчество.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие умения:
организационные;
креативные;
работы с информацией:
пользования средствами информации;
анализа и отбора информации, её преобразования, передачи;
работы в коллективе;
ведения диалога;
представления себя.
Свою работу с учащимися я вела в двух направлениях:
Классно-урочная деятельность, которая включает в себя мини-проекты и мини-исследования . Я считаю, что организация такой деятельности обеспечивает благоприятные условия и выход на метапредметный результат. Учащиеся с большим интересом включаются работу.
Внеурочная деятельность: здесь мы проводим исследовательские и проектные работы по биологии и экологии. Для работы привлекаются не только одноклассники, но и единомышленники и родители.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности я разделила на три ступени:
1 ступень – осваивают учащиеся 5-6 классов. Знакомятся с проектно-исследовательской деятельностью. Ученики изучают алгоритм, выполняют мини-проекты и мини-исследования.
2 ступень – 7-8 классы апробируют, краткосрочны интегрированные проекты и исследовательские работы.
3 ступень – 9 классы. Участвуют в долгосрочных проектах и защищают свои работы не только на школьном уровне, но и на внешкольном.
В 5-6 классах ребята с удовольствием участвуют в мини-исследовании, где пользуются органолептическими методами.
В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются печатном виде, где содержится гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации ученик приобретает навыки работы с дополнительной научной литературой, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Такая работа помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
Исследования-соревнования на уроках также эффективны. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Ученики выбирают наиболее важную информацию которая поможет в дальнейшем, будет универсальна и применима.
Методы проектно-исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления. Я применяю своей практике : урок-семинар, групповая и индивидуальная работы, дискуссии, использование компьютера.
Дети осваивают основные этапы проектно-исследовательской работы такие как:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Но существует опасность, что можно переоценить результат т недооценить сам процесс. Но главное, наверно, то чтобы процесс не превратился в констатации известных фактов.
Проектная и исследовательская деятельность это разные виды деятельности и имеют отличия между собой:
Проектная деятельность |
Исследовательская деятельность |
1.Цель проектной деятельности - реализация проектного замысла |
1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей. |
2.Этапы выполнения проекта Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы Цель, задачи Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей Выполнение технологических операций Подготовка и защита проекта Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта |
2.Этапы научного исследования Формулировка проблемы, актуальность темы. Постановка цели и конкретных задач исследования Определение объекта и предмета исследования. Выбор методики проведения исследования Описание процесса исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов |
3. В проекте гипотезы может и не быть |
3.Исследование подразумевает выдвижение гипотез. |
4.Проект это замысел, план, творчество по плану. |
4. Исследование - процесс выработки новых знаний, истинное творчество. |
Организация социальной проектной деятельности во внеурочное время провожу по «Волновому методу» и методу цепочки. Смысл этих методов вовлечь наибольшее количество участников, как представителей образовательного процесса, так и представителей общественности и родителей.
Проектно-исследовательская деятельность дает определенную результативность:
Появился устойчивый познавательный интерес к предмету.
Прослеживается положительная динамика уровня обученности.
Повысилась качественная динамика мотивации учебной деятельности.
Закрепились прочные навыки проектной деятельности.
Так же немаловажно, что появился социальный эффект от реализации опыта работы:
-развивается информационная, социальная и коммуникативная компетентность учащихся;
- создаются предпосылки для формирования умений работы над проектами;
- осознаются ценности творческого открытия учащимися;
- появляется высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.
Именно когда знания добыты самостоятельно, приложены определенные усилия, именно тогда это ценится, запоминается, и усваивается учащимися. Так сказать получено на собственном опыте, методом проб и ошибок.
Сегодня актуально высказывание: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней скрыт главный смысл понимания существующего опыта школьного обучения.