Доклад на тему: «Здоровье сберегающая педагогика как новая отрасль педагогического знания»

1
0
Материал опубликован 17 August 2019

Здоровье сберегающая педагогика как новая отрасль

педагогического знания

Цель: здоровье сберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человек заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей/Эта цель может быть достигнута с помощью здоровье сберегающих технологий.

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.

Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное».

«Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровье сбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства, основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского.

В современном обществе школа представляет собой социальный 4

институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений,

 

 

 

освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

В связи с этим в настоящее время возникло особое направление в педагогике -педагогика оздоровления. В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Это может выражаться через непосредственное обучение детей приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), профилактическим методикам - оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний; привитие детям элементарных гигиенических навыков; через здоровье сберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физ. минуток и подвижных перемен проветривания и влажной уборки помещений; витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей.

В нашей школе проводятся спортивно-оздоровительные праздники - «Веселые старты». Также воспитатели совместно с детьми ходят на море, проводят экскурсии по городу. Наш заместитель директора по воспитательной работе Айнутдинова Б.М. ведет здоровый образ жизни и привлекает детей, они каждое утро делают пробежку к морю. Свежий морской воздух обогащает детский молодой организм йодом.

Здоровье сберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровье сберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики

 

 

 

образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. (Н.К. Смирнов, 2005).

В настоящее время различают здоровье сберегающие технологии, применяемые в образовании, и образовательные здоровье сберегающие технологии.

К группе здоровье сберегающих технологий, применяемых в образовании, относятся:

Медико-гигиенические технологии (МГТ). В образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фито баров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. На своем воспитательском игровом часе в хорошую погоду с ребятами играем в волейбол, баскетбол, футбол. Все дети нашего класса очень любят спорт и занимаются им. Это способствует укреплению здоровья детей.

 

 

 

Экологические здоровье сберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровье сбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природо сообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи -сохранение жизни - требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровье сберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

Здоровье сберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дез. адаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого­педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

 

 

 

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально­психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Под методами здоровье сберегающих образовательных технологий подразумевают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (И.П. Подласый). В здоровье сберегающих образовательных технологиях применяются две группы, как и принципов, методов: специфические и общепедагогические. На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы: рассказ, дидактический рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видео метод, упражнения, наглядность, лабораторный метод, практический метод, познавательная игра, программное обучение, обучающий контроль, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. В структуре метода выделяются приемы как отдельный шаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-практические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно­профилактические (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастики, лечебная физкультура, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинг); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапия и др.); информационно-обучающие (письма родителям, детям, педагогам) (В .И. Ковалько).

 

 

 

Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня населенного пункта, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано единое здоровье сберегающее пространство.

Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательные физкультминутки, эмоциональные разрядки, обязательный благоприятный эмоциональный фон) возможно решение одной из задач здоровье сберегающей педагогики - сохранение работоспособности, исключение переутомления учащихся и педагога.

В заключении приведу слова Ж.Ж.Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Список использованной литературы:

Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986.-176 с.

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, — 1971.

Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. — М., 1974. — 136 с.

Антропова М.В. Физическое развитие ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. - М., 1983 - С. 224 - 254.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982-192с.

Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровье, - 1987.- 222с.

Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М.: Просвещение, 1987-111с.

Выготский Л.С. Развитие высших психич. функций. — М.: 1960. — С.

Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью.- практическая психология для учителя.- Мн.: «Амалфея», 1998-С.239.

Гигиенические проблемы охраны здоровья населения// Материалы научно-практической конференции. — Самара, 2000.

Гринене Э. Адаптация к учебной деятельности детей, начавших обучение с 6 лет. // Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1988. - № 1 (30).

Дубровина Т.Н., Силвестру А.И. Учет психофизиологических особенностей 6-летних детей в процессе обучения. - Кишинёв, 1986. -   41с.

ДьяченкоВ.К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск,. 1984.

Калинова ГС, Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников//

Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома — М., 1988. — 56 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.