Публикация «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Важнейшей ценностью для человека является здоровье.
ЗДОРОВЬЕ - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
По результатам исследований медиков к окончанию средней школы только один из десяти обучающихся является абсолютно здоровым.
Поэтому перед учителем стоит очень важная задача сохранения здоровья детей на своих уроках. Учителю информатики сложнее, чем его коллегам выполнить данную задачу, так как на уроках информатики предусматривается использование компьютера практически на каждом уроке, а работа за компьютером, может нанести вред здоровью ребенка.
Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека
Первый и самый главный фактор – это нагрузка на зрение
Именно из-за нагрузки на зрение у ребенка возникает головная боль и головокружение.
Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, экранное же изображение самосветящееся.
Глаза
во время работы перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше
зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.
Перегрузка глаз приводит к потере
остроты зрения.
Вторым по вредности фактором, является стесненная поза. Сидя за компьютером, мы смотрим на экран с определенного расстояния и одновременно держим руки на клавиатуре или мышке. Это вынуждает тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата.
Повторяющиеся однообразные движения (работа на клавиатуре) приводят к проблемам с суставами.
Следующий фактор – это стресс при потере информации
Если компьютер "зависает", в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность
К числу отрицательных факторов относятся электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики дает возможность учителю защитить своего ученика от отрицательного воздействия компьютера, а также поможет ему укрепить и сберечь свое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), они определяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии;
Важным моментом является соблюдение санитарных норм и правил охраны труда
свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты. Компьютеры в компьютерном классе должны быть установлены в соответствии с нормами СанПиНа.
Время работы за компьютером регламентировано Санитарными Нормами и Правилами
1 классов - 10 минут
2-5 классов -15 минут
6-7 классов - 20 минут
8-9 классов - 25 минут
10-11 классов - 30 минут на первом часе занятий
20 минут на втором
В начале учебного года (первая четверть) и в начале года календарного во всех классах повторяем технику безопасности с записью в журнал регистрации по ТБ и правилам поведения в компьютерном классе Приложение 1
частая смена видов деятельности применяется с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся. Опрос, новый материал, практическая работа, выступление с небольшим сообщением по теме все это переключает внимание и немного разряжает обстановку, особенно это важно на последних уроках, когда концентрация внимания сильно снижена.
рациональное распределение нагрузки во время урока предполагает, что самая напряженная работа должна приходиться на его середину;
Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий и лучшее лекарство от гиподинамии В связи с быстрой утомляемостью зрения при работе за компьютером, особое внимание уделяю гимнастике для глаз. Достаточно 3-4 упражнений, чтобы снять усталость
На компьютерном столе каждого учащегося находится памятка с физкультминутками и простейшими упражнениями для глаз, которые я рекомендую выполнять в начале работы за компьютером, в конце, а также при малейшей усталости глаз Приложение 2
Снять утомление с глаз поможет рассматривание стереограмм или стереокартинок, их называют «спортом для глаз».
Стереокартинки — это нестандартный способ развлечься. На первый взгляд они представляют собой просто неразборчивые узоры, но если посмотреть на картинку правильно, то вы сможете увидеть то, что на самом деле изображено на ней.
Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, укрепляет глазную мышцу, является хорошей тренировкой не только для зрения, но и для интеллекта, познавательных способностей, но главное при просмотре стереокартинок вы можете испытать настоящий восторг.
Количество доступных стереограмм должно было не большим, 3-4 шт. и постоянно обновляться.
К началу нового учебного года на компьютерах в компьютерном классе я установила обои со стереокартинками. Во время работы учеников за компьютерами я планирую раздавать распечатанные стереокартинки
Оптические иллюзии (иллюзии движения) Трудно поверить, что эта картинка не анимация. Иллюзия движения достигается сочетанием цветов, яркостью объектов и их повтором. Все эти уловки вводят в заблуждение наше периферическое зрение.
Двойственные образы
Их еще называют обманом зрения. Дети с удовольствием рассматривают подобные картинки. Для укрепления здоровья и восстановления зрительной функции- это то, что нужно!
Попробуйте и вы, во-первых, это просто интересно изменить свое восприятие картинки так, чтобы видеть по-разному, глаза учатся подстраиваться под образ, развиваются мышцы глаз, во-вторых, такие картинки концентрируют внимание. А, в третьих, подобные образы, отлично развивают воображение и пространственное мышление.
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, и тем воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников;
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор, все это создает благоприятный психологический климат на уроке.
Отсутствие страха и напряжения помогает каждому смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Часто во время выполнения компьютерного практикума дети обращаются ко мне с просьбой послушать музыку, используя наушники. Планирую включать классическую музыку во всем классе.
Повышение интереса к предмету
Как правило дети сосредоточиваются лишь на том, что им нравится, дело, которое интересно и захватывает ребенка, не вызывает утомления. Поэтому я стараюсь сделать все, чтобы повысит интерес к учебному материалу – опираюсь на интересные жизненные факты, применяю необычные сравнения, использую ассоциации с жизненными ситуациями.
Снятие
эмоционального напряжения
Использование игровых технологий,
оригинальных заданий и задач, введение в урок отступлений позволяют снять
эмоциональное напряжение. Особенно это необходимо на последних уроках, когда
ребята устали и восприятие информации происходит с трудом. Стараюсь не
планировать на последние уроки проверочные работы или объяснение какой-то
сложной темы, хотя в рамках готового учебного плана это бывает довольно сложно
Создание ситуаций успеха
Уходя с урока, ученик должен чувствовать, что время потрачено не зря, что он узнал что-то новое, чего-то добился
Поэтому при опросе учеников учитываю качества их характера, уровень их подготовки. Сильным – каверзные вопросы, слабым – попроще.
Создаю разноуровневые контрольные, проверочные, практические работы.
Часто вызываю детей на диалог, прошу задавать вопросы, высказать свою точку зрения при обсуждении некоторой темы.
Интеграция здоровьесберегающих компонентов
В зависимости от содержания учебного материала на уроках, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например:
Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни.
Разработка презентаций, буклетов по теме здоровьесбережения.
- учебно-воспитательные технологии (УВТ) включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, просвещение родителей учащихся
Из всего вышесказанного можно сделать вывод
Здоровье
ученика в норме, если он
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему
справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – коммуникабелен,
общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен.
А цель учителя – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Приложение 1
МБОУ Задонская СОШ
Журнал
регистрации инструктажа по технике безопасности
и правилам поведения в компьютерном классе
на уроках информатики
2019-2020
учебный год
Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках информатики (сентябрь)
Вводный инструктаж дается каждой группе отдельно в начале каждого учебного года на первом уроке до начала работы за компьютерами. После инструктажа учащиеся расписываются в журнале инструктажа.
Повторный инструктаж на рабочем месте (январь)
Повторный инструктаж проходят все учащиеся независимо от характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой учащихся, работающих на однотипном оборудовании и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объёме инструкций на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводят при:
· введении в действие новых или переработанных нормативных актов, документов по технике безопасности и охране труда или внесении изменений и дополнений к ним;
· замене или модернизации оборудования, приборов и других факторов,
· влияющих на охрану труда;
· нарушении учащимся нормативных правовых актов, документов по технике безопасности и охране труда, которые могли бы привести или привели к травмированию, аварии или отравлению;
· длительных перерывах в работах;
· поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших на аналогичных производствах.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой учащихся одного класса. Объѐм и содержание инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызванных необходимостью его проведения, а также с учетом уровня исполнения требуемых правил безопасности на рабочих местах. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе
Общие положения:
К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
Работа в компьютерном классе разрешается только в присутствии учителя, лаборанта.
Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
Перед началом работы необходимо:
- убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
- разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
- принять правильную рабочую позу;
- если сеанс работы предыдущего пользователя не был завершен, завершить его.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
- находиться в классе в верхней одежде;
- класть одежду и сумки на столы;
- находиться в классе с едой и напитками;
- располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
- присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
- передвигать компьютеры и мониторы;
- открывать системный блок;
- пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
- ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
- класть книги, тетради и т.п. на клавиатуру;
- удалять или перемещать чужие файлы;
- приносить и запускать компьютерные игры
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
- соблюдать тишину и порядок;
- выполнять все требования учителя и лаборанта;
- работать только под своим именем и паролем;
- соблюдать режим работы (продолжительность непрерывной работы за компьютером не более двух часов с обязательным 10-минутным перерывом и гимнастикой для глаз; продолжительность интенсивной работы с клавиатурой не более 30 минут с последующей гимнастикой для рук; общая продолжительность работы не более 4 часов в день);
- при появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
- после окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
- оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правильную позу:
- расстояние от экрана до глаз 50-70 см (расстояние вытянутой руки);
- вертикально прямая спина;
- плечи опущены и расслаблены;
- ноги на полу и не скрещены;
- локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
- локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
- при появлении программных ошибок или сбоях оборудования немедленно обратиться к учителю, лаборанту;
- при появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу и сообщить учителю.
Журнал
регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности при организации занятий в кабинете информатике
№ п/п |
Фамилия, имя инструктируемого |
класс |
вводный сентябрь |
повторный январь |
внеплановый |
ФИО, должность проводившего инструктаж |
Подпись проводившего инструктаж |
|||
дата инструк тажа |
подпись |
дата инструк тажа |
подпись |
дата инструк тажа |
подпись |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
PPTX / 4.92 Мб