Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках»
Здоровьесберегающие технологии на уроках
В педагогике последних лет всё чаще высказывается мысль о негативном воздействии школы на здоровье детей. Это объясняется ранним началом обучающего процесса, падающим уровнем активности учащихся и низкой степенью сформированности психического и физического состояния организма. Имеющиеся отклонения усугубляются по мере обучения. И тут на помощь приходят здоровьесберегающие технологии.
Современные требования государственных стандартов выдвигают сохранение и приумножение здоровья детей в число приоритетных направлений образовательной деятельности. При этом необходимо учитывать не только физическое, но и духовное развитие учащихся. Таким образом, на педагога возлагается задача не просто дать учебную информацию и отследить усвоение материала, но и сохранить здоровье ребят в условиях ежегодно возрастающей нагрузки на организм.
Основными элементами здоровьесберегающих технологий, реализуемых в образовательном учреждении, можно назвать следующие:
- Организация комфортных условий обучения: ребёнок не должен в стенах школы испытывать стресс и дискомфорт, а методики должны соответствовать возрасту и уровню подготовки.
- Рационализация процесса обучения: данное требование касается учёта гендерной специфики, индивидуальных особенностей учащихся и гигиенических требований к проведению занятий и организации места работы.
- Разработка двигательного режима, поддержание физической активности детей, внедрение соответствующих возрасту нагрузок, достаточных для сохранения здоровья и бодрости.
Одной из основных целей, которые преследует создание здоровьесберегающей среды в основной школе, является выработка у детей культуры здорового образа жизни. В силу возрастных особенностей и имеющихся в начале обучения резервов организма учащиеся могут не осознавать опасности перегрузок, ценности здоровья и важности его сохранения для благополучной жизнедеятельности в будущем. Задача педагога и родителей – обозначить приоритеты.
Основная школа – это период наиболее активного развития всех жизненно важных систем организма. Поэтому педагогические действия и мероприятия должны рассматриваться с точки зрения безопасности и пользы для ребёнка, сохранения стабильности его внутреннего состояния. С этой целью организация занятий может предполагать такие действия, как:
- смена видов деятельности на уроке;
- оптимизация плотности занятия;
- наличие оздоровительных пауз, релаксации;
- индивидуализация учебных нагрузок.
От действий педагога во многом зависит микроклимат в ученическом коллективе и на уроках. В активе учителя могут быть самые разнообразные приёмы, благодаря которым происходит регулирование учебного процесса: эмоциональные разгрузки, своевременные паузы и отступления, ненавязчивый юмор и многие другие. От отношения педагога – дружеского или, напротив, авторитарного и доминирующего – зависит состояние учащихся, наличие или отсутствие желания учиться.
В современной школе забота о детском здоровье не ограничивается физическим состоянием. Важно понимать, что здоровьесбережение сегодня представляет собой общий комплекс факторов, включающий психологическое, социальное, духовное и нравственное благополучие индивидуума. Формирование здоровой личности должно происходить целостно с учётом всех аспектов развития.
Дети проводят большую часть времени в стенах учебного заведения, поэтому так важен комфорт и эмоциональный, и физический. При соблюдении основных постулатов здоровьесбережения учащиеся с радостью посещают школу, они сознательны, грамотно мотивированы и могут рационально оценивать собственные перспективы. Такие навыки пригодятся ребёнку в ближайшем будущем.
Сложившаяся в обществе ситуация накладывает на детей сильный отпечаток. Настоящее время можно охарактеризовать сильным влиянием экзогенных факторов, спадом творческой активности, снижением общей мотивации и ростом пессимистических настроений. Наличие опыта самостоятельного контроля и опыта здоровьесбережения может стать тем движущим элементом, который обеспечит ребёнку здоровую и успешную жизнь.