Здоровьесберегающие технологии в обучении дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии в обучении дошкольников.
МБДОУ «ВЦРР –№1»
Педагог-психолог
Болтова Е.И.
«Учи показом, а не рассказом».
Ни для кого среди родителей дошкольников и педагогов не секрет, что развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Совершенно так же и отношение детей младшего возраста к своему здоровью зависит от ближайшего окружения. Совсем маленькие дети до 3 лет не могут самостоятельно корректно оценивать особенности своего организма. Хотя уже в этом возрасте малыш способен испытывать определённые психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. Именно в этот период малыш, собрав определённый чувственный опыт, соотносит его со словесными ассоциациями, где слово «больно» связано с чем-то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» - с чем-то хорошим и счастливым. Вот почему к этому возрасту малышей взрослые должны очень внимательно относиться к ассоциациям у деток. Ведь очень легко и прочно может укрепиться нежелательная связь между ощущениями нездоровья, процессами лечения (осмотр врача, прививки), с одной стороны и словами, которые сопровождают эти ощущения. Каждый год в детском саду встречаются малыши, которые от одного слова «врач» (прививка, укол) впадают в панику, испытывают страх, истерика.
Большую роль играют оценки взрослых. Малыш в дальнейшем использует их как критерии определения своего собственного мнения, действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто бабушки и мамы используют при кормлении ребёнка фразу: «Ешь побольше, здоровым будешь!» Из-за этого у ребёнка формируется неправильное отношение к своему здоровью. Кроме того, психологи установили, что наименее популярными в детском обществе являются именно дети, склонные к полноте.
Формирование у ребёнка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. А сама привычка обычно формируется на основе навыка. Например, если ребёнок научился хорошо кататься на коньках, то он с удовольствием будет проводить на коньках свой досуг. Вот почему воспитатели групп раннего возраста с особой тщательностью относятся к обучению малышей навыков самообслуживания, мытью рук и умыванию, одеваться и раздеваться, делать зарядку.
В современных детских садах все педагоги обязательно используют здоровьесберегающие технологии. Они помогают вести образовательный процесс в группе детей, не только сберегая их здоровье, но и укрепляя его. Например, в нашем детском саду очень активно на занятиях и в неурочное время широко используются дыхательная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз и кинезиологические упражнения. Так пальчиковая гимнастика помогает развить координированность движений пальцев рук, формирует способность управлять движениями кисти. Кроме того, доказана тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Регулярные пальчиковые игры и упражнения оказывают благоприятное влияние на развитие не только речи малыша, но и активизируют его внимание, память и мышление.
В процессе выполнения игровых пальчиковых упражнений, ребёнок, повторяя слова и движения за взрослым, активизирует мелкую моторику руки, развивает точность, согласованность действий и речевого сопровождения, ловкость, плавность движений, ритмичность.
В ходе мастер-класса Трясоруковой Т.П. – специалиста в области детской психологии, автора книг и статей, посвящённых проблемам развития детей дошкольного возраста, педагоги-психологи Ростовской области ознакомились с методами проведения пальчиковой гимнастики как на занятиях, так и в повседневной жизни. Большую ценность имеет работа, основанная на поочерёдном выполнении движений (правой и левой рукой). Упражнения этого вида благотворно влияют на организацию мозговой деятельности. А гармонизация движений пальчиков и органов речи, способствует нормализации речи и психоэмоционального состояния малыша.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
- Взрослый является непосредственным участником занятий - заряжает детей своим хорошим настроением и положительными эмоциями.
- Используйте для регулярных занятий особо понравившиеся детям упражнения.
- Темп проведения игровых упражнений носит индивидуальный характер, но большинство упражнений рекомендуется выполнять в медленном темпе.
- Педагог следит за правильной постановкой кисти ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое.
- Рассказывая стихотворение, меняйте ритмико-интонационную структуру речи (тихо, таинственно, громко, эмоционально).
- В процессе работы допустимо внесение различных дополнений в соответствии с возрастом, состоянием, индивидуальными особенностями ребёнка.
Комплекс упражнений.
Девочки и мальчики.
Озорные пальчики,
(быстро шевелим пальчиками)
Девочки и мальчики.
(собираем пальчики в кулачок)
Это раз – у нас Катюшка,
У неё весь нос в веснушках.
(поднимаем вверх большой пальчик)
Это два – у нас Андрюшка,
У него в руках хлопушка.
(поднимаем вверх указательный палец)
Это три – у нас Маришка, Озорница, шалунишка.
(поднимаем вверх средний палец)
А четыре – рыжик Гришка,
(поднимаем вверх безымянный палец)
Ну, а пятая малышка,
Это девочка Иришка.
(поднимаем вверх мизинчик)
Белочка
Правой рукой
Белка ехала в тележке.
(крутим по кругу кулачками)
Белка щёлкала орешки.
(проводим по кончикам пальцев)
Раз,
Большой палец вверх
Два,
Указательный палец
Три,
Средний палец
Четыре.
Безымянный палец
Пять.
Мизинец
Поиграем мы опять!
Растираем ладошки до тепла.
Левой рукой
Белка ехала в тележке.
(крутим по кругу кулачками)
Потеряла все орешки.
(проводим по кончикам пальцев)
Раз,
Большой палец вверх
Два,
Указательный палец
Три,
Средний палец
Четыре.
Безымянный палец
Пять.
Мизинец
Научились мы считать!
Растираем ладошки до тепла.
Зайка.
Зайка по тропинке шёл.
Изобразить 2 пальцами ноги и показать как шагает
На тропинке он нашёл:
Собрать пальцы в кулак
Верёвку,
Из кулачка поднять вверх большой палец
Морковку,
Указательный палец вверх
Клубочек.
Средний палец
Носочек,
Безымянный палец
И шоколадной конфеты кусочек.
Растирать мизинчик.
Ежата.
Этот ёжик танцевал,
Большой палец вверх
Этот ёжик в мяч играл,
Указательный палец вверх
Этот ёжик песни пел,
Средний палец
Этот ёжик супчик ел,
Безымянный палец
Самый маленький ежонок
Спал под ёлочкой зелёной.
Мизинчик.
Выполняется сначала правой рукой. Потом левой рукой.
Белка
Белка шишки раздаёт,
Поиграть нас всех зовёт.
Шевелить всеми пальцами двух рук одновременно
Эта шишка для ежа.
Большой палец вверх
Эта шишка – для стрижа,
Указательный палец
Эта шишка – для бельчонка,
Средний палец
Эта шишка – для котёнка,
Безымянный палец
Эта шишка - для зайчонка,
Мизинец вверх
Эта шишка – для меня!
Укрепляю ручки я.
Буду шишку я катать.
Свои ручки разминать!
Катать по столу ладонями массажный мячи, к.или ладони друг о друга.
Используемый материал:
Т.П. Трясорукова «Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков» Ростов – на – Дону «Феникс»