12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьева Ирина Александровна1750
Россия, Пермский край, Пермь

Воробьева Ирина Александровна,

учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми


Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Здоровьесберегающие технологии в обучении»




Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста


Формирование у детей здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий – это приоритетное направление в деятельности учреждений для детей дошкольного возраста.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, его будущее.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Принципы здоровьесберегающих технологий – это системность и последовательность всестороннего и гармоничного развития личности, принцип сознательности, активности и непрерывности здоровьесберегающего процесса, учет доступности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Цель здоровьесберегающих технологий в работе любого педагога – обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.


Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными формами дизартрии, моторной и сенсорной алалией, заиканием, аутизмом.


Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Среди детей с проблемами в речевом развитии имеется очень высокий процент тех детей, у кого имеются проблемы с развитием общей моторики, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. В связи с этим возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы.


Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые проблемы, включает в себя:

- дыхательную гимнастику,

- артикуляционную гимнастику,

- пальчиковую гимнастику,

- упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления),

- мышечную релаксацию,

- физкультминутки,

- упражнения для профилактики зрения,

- логоритмику.

Здоровьесберегающие технологии должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.


Особенности развития детей с речевыми недостатками:


Особенности физического развития детей с речевыми недостатками


Особенности психического развития детей с речевыми недостатками


- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;


- нарушение дыхания и голосообразования;


- нарушение общей и мелкой моторики;


- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;


- повышенная утомляемость;


- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);


- нарушение темпоритмической организации движений.


- нарушение оптико-пространственного праксиса;


- неустойчивость внимания;


- расстройство памяти (особенно –слуховой памяти);

- несформированность мышления;


- задержка развития воображения.



Комплексное воздействие на ребенка дает положительную динамику речевого развития.

Совокупность методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.

В процессе коррекционной работы учителя-логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.


Здоровьесберегающие компоненты логопедических занятий:


1. Артикуляционная гимнастика:

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.


2. Дыхательная гимнастика:

Неотъемлемая часть оздоровительного режима - дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

На каждое занятие включается несколько упражнений.

По мере овладения упражнений детьми - добавляются новые.


3. Зрительная гимнастика:

Более восьмидесяти процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения.

Нагрузка на глаза у современных детей очень большая.

Гимнастика для глаз полезна детям в любом возрасте в целях профилактики нарушений зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и поведенческие особенности ребенка.


4. Развитие общей моторики:

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

У детей с нарушениями речи очень часто наблюдаются проблемы в общей моторике:

- недостаточная четкость и организованность движений,

- недоразвитие чувства ритма и координации.

Оздоровительные паузы (физминутки) - проводятся в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.


5. Развитие мелкой моторики:

В процессе логопедической работы идёт обязательное развитие мелкой моторики. Это делается в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.


6. Су-Джок терапия:

Су-Джок терапия – это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе учителя-логопеда является воздействие на биологически активные точки, стимулирующие речевые зоны коры головного мозга.


7. Массаж и самомассаж:

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.

Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.


Виды массажа, используемые в логопедической практике:

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- массаж стоп;

- массаж ушных раковин;

- массаж язычной мускулатуры.


Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему учитель-логопед.


8. Релаксация:

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.

На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство.

Упражнения проводятся под музыку.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.


Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста дают положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.


Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.



6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.